Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Выпускник казанского университета. Олег Морозов

Выпускник казанского университета. Олег Морозов

Он старожил российской политики: избирался в Государственную Думу РФ всех – с первого по восьмой – созывов, был вице-спикером Госдумы, членом Совета Федерации, работал начальником Управления Президента РФ по внутренней политике... Основу же и как человека, и как личности в нём заложил Казанский государственный университет. Перед вами восемь университетских созывов депутата Морозова.

19 ноября 2024

I СОЗЫВ

У казанца Олега Морозова не было раздумий, куда поступать после школы. Путь виделся один – на историко-филологический факультет Казанского университета. Тому было две причины. Во-первых, так учился отец – стал студентом после войны, по получении красного диплома поступил в аспирантуру, но потом жизнь качнула, помимо его желания, в сторону партийной карьеры (этим, кстати, сын позже повторил судьбу отца).

Но самое главное, что сам Олег в 10-м классе, понял, что он чистый гуманитарий, а ещё ему на глаза попалась информация о новой специальности, которая только год как открылась на историко-филологическом факультете – «научный коммунизм». Прочитал её программу и принял решение поступать именно туда. Не испугали ни высокий проходной балл, ни конкурс. Он вообще не из пугливых, да и понимал, что всё зависит только от самого себя. Поэтому подготовился к экзаменам как следует и сдал почти на максимум, набрав 19 баллов из 20. За что ему влепили четвёрку на немецком, абитуриент так и не понял, но в зачёт тогда шли результаты только трёх экзаменов, так что с тремя пятёрками за судьбу поступления можно было не переживать.

К слову, современным студентам название факультета – «историко-филологический» – может показаться странным (а между тем он просуществовал с 1939 года по 1980-й).

Всё дело в том, что и филологи, и историки на первых курсах лекции по каким-то дисциплинам слушали вместе, одним потоком. Только позже, в связи с ростом набора студентов, их разделили. И располагались будущие историки и филологи в одном четырёхэтажном здании на улице Ленина – ныне Химический институт имени А. М. Бутлерова КФУ на Кремлёвской.

Студент историко-филологического факультета КГУ Олег Морозов.

II СОЗЫВ

С первого же семестра студенческая жизнь пришлась Олегу по душе. Половина группы – иногородние – жила в общежитии, половина – по домам. Но казанцы часто наведывались в гости в общагу на Большой Красной. В комнатах вместе и готовились к семинарам, и репетировали номера художественной самодеятельности, и устраивали всевозможные посиделки, которые невозможно было представить без песен под гитару. Тут Олег смог в полной мере проявить себя – песни его собственного сочинения не только были на слуху на факультете, но и звучали с больших сцен университета в исполнении трио – Морозов, Кузин, Алеев.

Опять же в ту пору без занятий спортом мало кто из студентов мыслил свою жизнь. Олег выбрал для себя стрельбу и троеборье: классическое и военное – стрельба, метание гранаты и кросс в полной боевой выкладке. С лёгкой атлетикой проблем не было, а вот от лыжного кросса, когда была такая возможность, Морозов старался отфилонить. Правда, один раз это не удалось, и пришлось выполнить всю программу зимнего троеборья – и стрелять, и бросать гранату, и бежать на лыжах. Те 10 километров с полной выкладкой по заснеженному льду Казанки останутся в памяти на всю жизнь. Так закалялся студент.

Ещё одна сторона общественной жизни – вечернее дежурство в добровольной народной дружине, когда доводилось обеспечивать безопасность на улицах города. Когда вместе с милицией дежурили, а порой и без неё. Но, так или иначе, дебоширы притихали, а хулиганы старались скрыться с глаз долой при виде этих крепких парней с красными повязками на руках с надписью «ДНД». Впрочем, качались историки с филологами не только на тренировках.

Олег Морозов – преподаватель научного коммунизма физфака КГУ.

III СОЗЫВ

Студенчество – это ещё и первые свои деньги. Хотя, что это такое, Олег узнал ещё в школьные годы, когда после 8-го класса в летние каникулы месяц работал на фабрике мороженого, которая находилась тогда недалеко от Среднего Кабана. А вот в студенческие годы основным источником дохода, помимо стипендии, была работа грузчиком. Разгружать приходилось и железнодорожные вагоны, и баржи в речном порту. Работа ночная, тяжёлая, но и выгодная: за одну ночь можно было заработать 15 рублей – треть месячной стипендии.

А носить на себе приходилось всё подряд: какие‐то мешки, бочки, ящики... В памяти отложилось, как разгружали вагон с банками солёных помидоров. Так помимо зарплаты каждому выдали по две трёхлитровые банки – такой вот, выражаясь современным языком, кешбэк.

К слову, заработанные деньги не спускались на какие‐либо развлечения или безделицу. Половину денег сын отдавал маме, а другая шла на нужные вещи, например, на покупку зимнего пальто.

Олег Морозов поддерживает лучших студентов РТ своими именными премиями, из своих личных средств.

IV СОЗЫВ

Университет для Олега Морозова место не только учёбы, но и первой работы: десять лет был преподавателем, доцентом кафедры научного коммунизма физического факультета КГУ.

По получении диплома прямо со студенческой скамьи встал за кафедру преподавателя. Для молодого человека это стало очень серьёзным вызовом, ведь его первыми студентами были пятикурсники физфака.

По возрасту они были старше его, ведь тогда на физфак поступали только после рабфака или армии. До сих пор Олег Викторович вспоминает, с каким волнением на первых порах входил в аудиторию, чтобы донести основы научного коммунизма до сотни пятикурсников.

Многими из них и сам предмет, и его преподаватель воспринимались как некое несчастье. Неизбежное, потому как научный коммунизм был в числе обязательных дисциплин и по нему сдавался госэкзамен. Но молодой преподаватель прилагал все силы, чтобы сделать лекции интересными. Это у него получалось, судя по тому, что спустя десятилетия ему приходилось слышать слова благодарности от бывших студентов за увлекательные лекции, на которые, оказывается, они с удовольствием ходили. Таким можно гордиться.

Значит, получилось главное – донести, что за отпугивающим многих названием предмета стоит понимание того, чем живёт каждый человек, чем живёт страна, как строится мировая политика. Всё то, что сегодня называется политологией.

V СОЗЫВ

Первый автомобиль тоже связан с университетскими годами. Правда, появился он у Олега Викторовича уже в бытность преподавателем – в 1983 году. Это была легендарная «копейка» – ВАЗ‐21011. Стоила она по тем временам дорого – порядка 6 тысяч рублей. Но и преподаватель мог неплохо зарабатывать. Помимо основной работы, дополнительно читал платные лекции, за которые как кандидату наук платили 10 рублей. Правда, самому к тому времени удалось накопить лишь половину необходимой суммы, оставшуюся часть дали родители – свои и супруги.

Расстался со своим верным «жигулёнком» в 1989 году, и то лишь потому, что переезжал в Москву на работу в Центральный комитет КПСС. И продал не абы кому, а своему близкому товарищу. Всё это сейчас вспоминается как эпизоды далёкой и совсем иной жизни, когда не было проблем с парковкой ни у здания университета, ни вообще в центре Казани. Когда в 1986 году перешёл на работу в обком партии, то оставлял машину на площади Свободы, едва ли не под окнами своего кабинета. Казань была просто совершенно другим городом, с иным уровнем автомобилизации, и тех проблем, с которыми сталкиваются сегодняшние автомобилисты, просто не существовало.

Выпускник и в прошлом преподаватель КГУ всегда готов ответить на вопросы университетского телеканала.

VI СОЗЫВ

Водительские же навыки пригодились не только в плане личного перемещения, но и в трудный период жизни – помогли просто‐напросто выстоять. Как, впрочем, и многое из того, что дали уроки университетской жизни.

1991 год стал испытанием на прочность. После так называемого путча Государственного комитета по чрезвычайному положению последовал запрет Коммунистической партии. Помощник секретаря ЦК КПСС оказался безработным: кабинет опечатали, а его самого вызывали в Генеральную прокуратуру. Следователя интересовал вопрос, не принимал ли он вместе со своим шефом Валерием Болдиным участие в ГКЧП. Доказать свою непричастность оказалось просто: в те августовские потрясшие великую страну дни Морозова вообще не было в Москве.

Но, как бы то ни было, прошлое партийного работника отразилось на жизни в новых реалиях. В московских вузах на бывшего «ЦКовца» смотрели подозрительно и, несмотря на богатый послужной список в науке – рано защитил кандидатскую, в 29 лет стал доцентом, не брали на работу.

Казалось, вместе с Советским Союзом рушится вся жизнь. В этот момент, наверное, университет помог тем, что закалил, приучил не падать духом и не вешать нос, несмотря ни на что, всегда идти вперёд, добиваться какого‐то результата. На первых порах пригодились навыки водителя – стал таксовать, или бомбить, как принято было говорить.

VII СОЗЫВ

Пришлось вернуться из Москвы в родную Казань. Здесь сначала удалось устроиться политическим обозревателем в газету «Советская Татария» (впоследствии «Республика Татарстан»). Этому во многом способствовал университетский опыт. Дело в том, что студенческая жизнь, особенно на отделении научного коммунизма, давала навыки публичных выступлений, где нужно уметь грамотно излагать свои мысли, плюс написание рефератов и научных работ. Всё это заложило навыки владения и устным, и письменным словом, что вкупе с определёнными природными данными позволило найти свой стиль при освещении политических тем.

К тому же и журналистский опыт какой-никакой, а был: ещё со студенческой поры сотрудничал в качестве соавтора
со своим научным руководителем, ныне покойным Петром Борисовичем Уманским, с журналом «Коммунист Татарии» (с 1991 года – «Татарстан»). Позднее была работа в НПО «Биотехнология»: сначала в смежной с журналистикой сфере – связи с общественностью, затем стал замдиректора. В марте 1994 года на выборах в Государственную Думу РФ по Московскому округу кандидат Олег Морозов одержал победу, набрав 46 процентов голосов избирателей.

VIII СОЗЫВ

В стенах альма-матер один из самых опытных и авторитетных депутатов Госдумы, в настоящее время председатель Комитета по контролю, нередкий гость, да и в Казани тоже – наведывается раз в месяц в рамках региональной недели. А последний раз в родном вузе был в октябре этого года. Посетил местный музей, встретился со своим однокашником, нынешним президентом университета Риязом Минзариповым.

До этого довелось читать лекции слушателям школы кадрового резерва, где проходят обучение управленцы уровня заместителей республиканских министров. Внутренне порадовался за них: по возрасту это относительно молодые люди – до 40 лет, а должности у всех весьма солидные. Общение с ними словно и самого лектора вернуло на 35 лет назад, когда начинал карьеру в ЦК КПСС.

Да и вообще, для бывшего студента Морозова коридоры главного здания КФУ словно порталы машины времени. Когда идёт по ним, то возникает ощущение, что сейчас встретит людей, которые оставили огромный след в его жизни: ректоров – Михаила Тихоновича Нужина или Александра Ивановича Коновалова, секретаря парткома Ямиля Галимовича Сафиуллина, преподавателей философии Леонида Ильича Тузова и Музу Павловну Медянцеву или историка Аркадия Семёновича Шофмана...

Впрочем, ведь кому-то и сам Олег Викторович тоже может вспомниться в университетских коридорах по этой же самой причине.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: