
Адель Хаиров: "Бойтесь писателей, они вас заберут в свой рассказ и там зарежут!"
Разговор с победителем Литературной премии журнала «Татарстан»
31 января 2018

– Адель, вы уже зарекомендовали себя как писатель, ваши рассказы мы периодически читаем в различных журналах и даже иногда в своём, знаем, что в вашей копилке есть и российские литературные премии. Почему вы приняли участие в этом конкурсе?
– Участие в любом конкурсе – это состязание. Одолеешь ли конкурентов или вынесут тебя вперёд ногами? На многочисленных всероссийских конкурсах зачастую побеждает не лучший, а тот, кто больше раскручен, кто моднее. Раньше поражение на литературном ристалище меня больно ранило, а теперь я могу объективно посмотреть на свою писанину и тех, кто пробился к пьедесталу. Вот, лауреат сияет, а я открываю его рассказ и вижу, что король-то голый! Слов не чувствует, излагать истории не умеет, сумбур в голове выдаёт за оригинальный внутренний мир. Поскребёшь такого ногтем, а внутри – графоман! Конкурс, объявленный журналом «Татарстан», интересен, прежде всего, тем, что он, насколько я знаю, первый такой масштабный в республике. Он даёт шанс заявить о себе молодым, которые собираются штурмовать литературную вершину, а также напомнить о себе уже пожившим и много чего написавшим. Это я про себя.
ПИСАТЕЛЮ СТОЛ НЕ НУЖЕН
– Тяжело ли быть писателем в Татарстане? Тяжело ли издать книгу?
– Быть писателем проще простого, для этого даже письменный стол не нужен. Можно писать на коленках или просто сочинять в голове, развлекая самого себя. Но вот чтобы татарину, пишущему на русском, выпустить в Казани свою первую книжку, для этого надо привлечь потусторонние силы. Не меньше! Я понимаю, возможности «Таткнигоиздата» ограничены, и если туда сунется писатель из соседнего региона, то, скорее всего, ему откажут. Но я свой, я пишу о Казани и казанцах. Я раскрываю татарский мир для других народов, проживающих здесь и говорящих на русском языке. У меня рассказы пропитаны казанским светом, в диалогах возникают татарские слова и фразы. Я чувствую токи родной земли, я вырос под нашим солнцем! Тем не менее... До объявления этого конкурса моя рукопись пролежала в издательстве три года. Но сейчас я увидел огонёк в самом конце тоннеля.

ЩЕПЕТИЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
– Сами что любите читать?
– Я очень щепетильный читатель. Когда беру в руки книгу, то сначала пальпирую её, нюхаю, листаю туда-сюда. Книга – это произведение искусства, и никогда планшет её не заменит! То есть для меня бумажный носитель – это оригинал, а электронная версия – его копия. Визуально, даже не зная автора, могу определить степень его одарённости по исходящей от текста энергии. Так дегустатор может, не пробуя, лишь по цвету и запаху понять, что за вино налито в бокал. Вижу в тексте «воду», по первым страницам подмечаю выпендрёж, природную нечувствительность, неповоротливость, суетливость, нудность и т.д. Сразу слышу фальшь. Любой текст – это «автопортрет» автора. Можно увидеть степень его воспитанности и культуры. Он ничего не сможет утаить. Ещё можно почувствовать дыхание («Как он дышит, так и пишет». Б. Окуджава), возраст, сексуальные расстройства и букет всех болезней. Всё это лежит на поверхности. И даже то, что он усердно прятал, находишь в первую очередь. Если он женоненавистник или женолюб, это будет видно. Если любит кошек, они замяукают в тексте; ненавидит своего шефа – значит, обязательно отрицательный герой будет наделён его чертами, а потом писатель с превеликим наслаждением прикончит его самым изощрённым способом; тянет к девочкам – напишет что‑то вроде «Лолиты». То есть в текст войдут все страхи, тайные желания, положительные и отрицательные качества автора. Если он сидел и пропитался тюрьмой, рассказы его будут тесны, как камеры со спёртым воздухом. Если чист и светел душой, то проза будет лучится солнцем, как у Пушкина. Но обязательно все талантливые личности – это... Как сказал Сомерсет Моэм, писатели – не убийцы, но способны на это… Так что бойтесь писателей, в лучшем случае они вас заберут в свой рассказ и там зарежут! Так вот, я не прочёл ни одного произведения Веллера, Попова, Сорокина, Прилепина, Быкова и других современных авторов. Почему? Просто мне они не интересны. Хочется талантливо и внятно написанной истории, а не в стиле прозы Дениса Осокина или стёба Евгения Попова. Жаль на них тратить время, потому что есть более бесподобные примеры: Сергей Довлатов (самая любимая моя вещь – «Заповедник»), ранний Василий Аксёнов (только рассказы), крымчак Александр Ткаченко (сборник «Стукач»). Вот это настоящая проза! Живая, играющая на солнце, перебегающая со страниц в реальную жизнь. Герои их произведений остаются с тобой и продолжают жить в голове как члены семьи.

Сейчас читаю – медленно, по капельке – очень тонкого кубинского лирика Диего Элисео. Его две изданные ещё в советские времена книжки я случайно отыскал в интернете. Выписал и теперь смакую. Уровень Маркеса. Вот всего две фразы. На поминках чья‑то сигара прожгла единственный костюм дядюшки Педро, и про это написано так: «...там у мёртвого фонтана неутешная сигара рассеянно покусывала плечо его сюртука». Великолепно! Или: «Но свежая газета не доставила ему удовольствия. Он взмок, обмахиваясь землетрясением в Токио». Ну скажите, как после этого можно читать вышеозначенное? Уже не полезет. Хотя, наверное, неправильно сравнивать этих авторов. Разные весовые категории, как говорят в боксе.
И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
– Что для вас эта премия? Как вы думаете, что изменится в вашей жизни после издания этой книги?
– Было приятно и почётно получить эту премию из рук такого уважаемого жюри. Мне скоро 55 лет, и благодаря сертификату на издание это будет моя первая книжка. Рассказы, которые в неё вошли, я писал лет двадцать и даже больше. Затем каждый из них десятки раз переписывал. Процесс интересный и мучительный. Так что сборник «Играй, не знай печали» незрелым никак не назовёшь. Это некий отчёт о прожитой жизни. Для себя решил, что книга будет последней. Настолько тяжело её было делать. Устал и физически, и морально (сегодня залез в рукопись и опять начал править). Но в Союз писателей после выхода книги вступать не собираюсь. Зачем кучковаться? Мой девиз: «И один в поле воин!»

НИ ДНЯ БЕЗ ТОЧКИ!
– О чём вообще вам, писателям, приходится писать?
– Постоянно что‑то пишу: дневниковые записи или путевые заметки, короткие рассказы, интервью. Всегда в разработке что-нибудь есть. Но цели такой, чтобы «ни дня без строчки», у меня нет. Наоборот: «Ни дня без точки!» Я всегда принесу в жертву свой письменный стол хорошей погоде, живому общению. Когда солнышко выходит из‑за туч, не могу усидеть дома. Иду в парк Горького или на набережную. Не люблю тех, кто строит из себя писателя. Это что‑то очень личностное, как молитва. Когда переехали в новую просторную квартиру и жена сказала: «Вот здесь у тебя будет стоять стол, где ты будешь писать», меня прямо передёрнуло. Я так воспитан, что всё это несерьёзно, это баловство. Надо деньги зарабатывать и мужской профессией владеть. А в писателях, особенно в поэтах, есть что‑то женское…

ЖИТЬ НАДО ДО СМЕРТИ
– Что вас как писателя удивляет в этой жизни?
– В жизни всё удивляет. Ничего не понятно, и никакой логике увиденное не поддаётся. Вроде начинаешь ловить смысл земного существования, а через пять минут его уже теряешь. Завидуешь людям успокоенным, уверенным в своём правильном пути. Им легко! А я, как Фома Неверующий, всё пробую на зубок, всё ищу. Например, никак не могу найти объяснение, почему нацистские преступники, те, кого так и не отловили, доживают до глубокой старости? Их не мучают ни болезни, ни угрызения совести. Они не бедствуют. Почему той молодой женщине, которая совершала пятикратный намаз и была кормящей матерью, суждено было умереть такой ужасной смертью на лыжной прогулке? Где логика? И, увы, ответа не найти ни в книгах, ни в голове. Но жизнь всё же парадоксальна и прекрасна. Через тучки пробивается золотой луч и согревает сердце. Поэтому, как говорил дедушка моей жены Гайфулла из Зеленодольска, жить надо до Смерти!

Добавить комментарий