Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Апанаевская мечеть в Казани

Апанаевская мечеть в Казани

Минарет её впечатляет не высотой, но изяществом. А сама Апанаевская мечеть чем‑то напоминает расположенную поблизости мечеть Марджани, только фасад щедрее украшен резьбой по камню, что делает её похожей на богатые палаты.

17 октября 2022

Некоторое сходство с соседним храмом исторически объяснимо. Апанаевскую мечеть даже строить начали в один год с мечетью Марджани. Высочайшее соизволение исходило от самой императрицы Екатерины II, уважившей просьбу татарских купцов построить в Старо-Татарской слободе две каменные мечети – взамен разрушенных по указу Анны Иоанновны. Не исключено, что и архитектором Апанаевской и Марджани был один человек – обе мечети с минаретом на крыше, что в традициях средневековой татарской архитектуры, в архитектуре обеих угадываются элементы и русского барокко, и татарского декоративного искусства.
ХРАМ БОГАТЫХ И ЩЕДРЫХ
Апанаевская мечеть стала второй каменной мечетью Казани, построенной после взятия её Иваном Грозным. Отсюда и одно из её названий – Вторая соборная (Первой соборной стала мечеть Марджани, где азан прозвучал всего на год раньше – в 1770 году. – Прим. ред.). Из названий, которые в разные годы носила Апанаевская, пожалуй, самое загадочное – Тау тишеге (букв. «Отверстие в горе, пещера») – возможно, потому, что поблизости был обрывистый берег озера Кабан.
Позже её стали называть Байлар мэчете* . Люди в махалле проживали небедные, в том числе знаменитые купцы-промышленники Апанаевы, Юнусовы, Азметьевы, Усмановы. Апанаевы содержали храм многие десятилетия и в итоге дали имя самой мечети. При этом имя человека, на чьи средства и при непосредственном участии которого был построен храм, ушло в тень.
НАСЛЕДСТВО КУПЦА СУЛТАНГАЛЕЕВА
Этим человеком был татарский купец Якуб Султангалеев – личность выдающаяся. И не только потому, что он был первым главой Казанской городовой ратуши двух татарских слобод (по сути, первым мэром татарской части города). Рвение, с каким купец взялся за строительство мечети, достойно памяти поколений.
Шигабутдин Марджани писал, что мурза Якуб Султангалеев не просто вложил в строительство мечети значительные средства – он отдавал стройке все силы. После работы, по вечерам, показывая пример единоверцам, богатый купец вместе с женой подносил каменщикам кирпичи, ворочал брёвна. Решив покрыть крышу мечети железом и не найдя достойного мастера в Казани, привёз его из Москвы.
Принявшая в 1771 году первых прихожан мечеть получилась одноэтажной однозальной, в пять окон по фасаду, с восьмигранным минаретом. Окончательный вид она обретёт лишь сто лет спустя, в 1872 году. Верующим станет тесно в старых стенах, и они соберут пять тысяч рублей на обновление храма. По проекту архитектора Петра Романова с северной стороны сделают двухэтажный пристрой, в том же стиле, что основное здание. Десять лет спустя появятся кирпичная ограда вокруг мечети и одноэтажная лавка, через пять лет надстроят второй этаж...
ПЕРВОЕ ИЗ ДОРЕФОРМЕННЫХ
Среди имамов Апанаевской мечети было немало ярких личностей. Один из них – Салих Сагитов, постигавший богословские науки в Аравии и Бухаре. Он основал при мечети медресе и прославился как высокообразованный педагог. Салахетдин Исхаков (Сагитов) вошёл в историю как бесстрашный противник русификаторской политики царизма в области национального образования. А Мухаметкасим Салихов известен тем, что утверждал в приходе идеи джадидизма.
Апанаевское (Приозёрное) медресе в XIX веке считалось у российских мусульман одним из самых престижных. На протяжении многих десятилетий здесь давали ортодоксальное, но добротное религиозное образование. Не удивительно: богатые купцы могли приглашать сюда самых авторитетных богословов. Учёный-просветитель Джамал Валиди утверждал, что медресе занимало «самое первое место среди казанских дореформенных медресе», где «служили самые выдающиеся мударрисы». Галимджан Баруди, Муса Бигиев, Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Хусаин Фаизханов… – это лишь некоторые фамилии известных богословов, общественных деятелей, учёных, историков, писателей, в разное время учившихся в её стенах.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
В эпоху оголтелого атеизма Апанаевская мечеть продержалась до конца 20‑х годов. Её закрыли по постановлению ЦИК Татреспублики 6 февраля 1930 года. Минарет большевики разрушили, а в молельном зале устроили детский сад.
Вернули Апанаевскую мечеть мусульманской общине лишь 65 лет спустя. Усилиями Валиуллы хазрата Якупова, первого имам-хатыба вновь созданной общины Апанаевской мечети, и его сподвижников началось возрождение храма, его включили в программы реставрации исторических памятников. Минарет, внешнее и внутреннее убранство мечети восстанавливали на основе архивных документов, старых фотографий. Официальное её открытие после реставрации состоялось 2 декабря 2011 года.
Сегодня в Апанаевской мечети, как и прежде, проходят богослужения. Дело Валиуллы Якупова продолжает Нияз хазрат Сабиров. При мечети действует образовательный этнокультурный центр, его цель – возрождение национальных культурных традиций.
Адрес: Казань, Старо-Татарская слобода, ул. Каюма Насыри, д. 27
* Мечеть богачей.
Фото: Аскар Сабиров
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: