Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Бренды из бабушкиного сундука

Бренды из бабушкиного сундука

«Что имеем – не храним, потерявши – плачем» – далеко не всё устное и другое нематериальное культурное наследие популярно так, как эта пословица. «Таткультресурсцентр»* создал площадку, благодаря которой хранителем традиции может стать каждый.

08 декабря 2022

На поляне – стол, в центре которого стоит большая чаша. Люди кладут в неё по намазанной маслом горбушке каравая – приношение верховному божеству Инмару. В двух больших котлах на костре – только что сваренные мясо жертвенного телёнка и каша. Вӧсясь, жрец, освящает трапезу молитвой. Пищу раскладывают по чашкам, одна чашка – одна семья.
В СПИСКЕ ЗНАЧИТСЯ
Так выглядит часть обряда гершыд удмуртской традиционной культуры. Он проводится каждый год после посевной, в начале июня, и длится несколько дней. И не где‑то и когда‑то в Удмуртии, а в наши дни в селе Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана. Эта и другие национальные традиции занесены в своего рода «Красную книгу» – электронный каталог объектов нематериального культурного наследия (ОНКН) нашей республики, созданный на сайте «Таткультресурсцентра». Каталог – настоящий виртуальный сундук сокровищ наших предков. Здесь и татарские народные сказания, и чувашские обряды, и рецепты русской кухни, и мордовские, удмуртские праздники, и марийские танцы. Каталог – замечательная возможность оценить эти сокровища по достоинству, не дожидаясь их утраты.
Каждый памятник до внесения в каталог проходит экспертизу на подлинность и аутентичность.
– Мы имеем дело с наследием, которое продолжает жить в современную эпоху. Задача исследователя – увидеть древнюю, исконную основу обряда, праздника, какого-либо другого действа, определить, насколько естественно и гармонично она взаимодействует с явлениями современности, – говорит директор Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов.
НЕИЗВЕСТНЫЙ «САК-СОК»
У каждого объекта каталога есть характеристики – конфессиональная, этническая принадлежность, тип  (игровая культура, обрядовое искусство, исполнительское искусство, обрядовые и необрядовые практики). Категория «форма бытования» (бытующая, восстановленная, утрачивающаяся) указывает, насколько «жив» объект.
сабантуй
Праздник Сабантуй в Чувашии.
уяв
Чувашский праздник Уяв.
Сабантуй, как и удмуртский Гырон быдтон, и чувашский Уяв, и некоторые другие обрядовые традиции, относится к бытующим, то есть вполне себе живым. Отчасти благодаря тому, что в Татарстане национальные праздники народов, проживающих на территории республики, принято отмечать максимально широко, не для галочки, а для души. Те, кто бывал на чувашском Уяве и пробовал знаменитое чувашское пиво или на мордовском Балтае сумел стать «медведем» и получить благодарственное угощение, подтвердят. Относятся к бытующим и некоторые ремёсла, артефакты и даже кулинарные процессы, например, выпекание хлеба («аш пешеру») в Арском районе Татарстана.
В категории «восстановленные» и «утрачивающиеся» входят и исторические рецепты блюд, и обряды, и ремесленные традиции. Например, технику ушковой вышивки, которую использовали с XVIII века для украшения калфаков цветами из бархата, лент, бисера, канители, возродили лишь несколько десятков лет, и потому она считается «восстановленной». А сюжет «Сак-Сок» о двух братьях, проклятых матерью за непослушание и превращённых Всевышним в птиц, – довольно известное произведение татарского народного творчества – отнесён к утрачивающимся объектам, потому что среди примерно 50 известных вариантов его изложения первоначального текста нет.
Сак-Сок
 
Иллюстрация к книге «Сак-Сок», 1990 г.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТРАДИЦИИ
– Хотелось бы, чтобы контент каталога как‑то продвигался. Я имею в виду именно продвижение сайта, потому что Сеть даёт больший охват и доступ и эти материалы могут стать востребованными пользователями в том числе и из других регионов. Очевидная целевая аудитория в Татарстане – национально-культурные автономии. Было бы хорошо, если бы в каталоге размещалось больше аудио‑ и видеоматериалов, фото – это помогает пониманию сопроводительных текстов и привлекает внимание, – говорит журналист и музыкант Радиф Кашапов. В поисках информации о традициях татарской песенной культуры в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Радиф и его коллеги обнаружили коллекцию медных пластинок с записями татарских исполнителей начала ХХ века. Институт разрешил оцифровать записи. Так возник проект «Бакыр» («Медь», тат.). Его участники, музыканты инди-лейбла Yummy Music, записывают треки, используя семплы с пластинок. Самый свежий пример – альбом «Кучтэнэч» группы URTIC. Как и другие альбомы лейбла, его можно послушать на сайте Yummy Music.
«Вы нереально крутые! Такой фестиваль организовать – это высший пилотаж!» – пишет в соцсетях гостья праздника Каравон в селе Русское Никольское. В основе фестиваля – восстановленная в Русском Никольском в конце 1980‑х годов традиция «водить каравон (то есть хоровод)» на Николу Вешнего. Празднование в Никольском ежегодно посещают около 20 тысяч зрителей. Это один из примеров того, как колоссальная работа создателей реестра может стать основой новых, важных для Татарстана явлений – в туризме, истории, экономике.
– У себя на Чукотке мы потратили много времени и сил, создавая дизайн, который бы заинтересовал молодых людей и поборол их предвзятое отношение к собственной культуре. Когда я впервые приехал в Татарстан, то сразу понял, что здесь гордятся принадлежностью к тому или иному этносу. Я считаю, что в республике есть большой потенциал для проектов, основанных на национальной идентичности, – говорит основатель бренда «Чукотка» Эдуард Педернейра. Сначала его команда занималась созданием одежды с орнаментами и слоганами на чукотском и эскимосском языках. Дизайнеры основывались на исторических материалах, информации, полученной от старейшин, старожилов. Сейчас «Чукотка» стала настолько популярной, что занимается разработкой фирменного стиля для других регионов. В Башкортостане команда создала брендинг, в основе которого лежит тамга, родовой знак у тюркских народов. Цель этого бренда – заинтересовать человека изучением своего семейного древа вплоть до тюркского периода, поиском родового имени, клича, тотемного животного. По словам Эдуарда, один из его бизнес-проектов будет связан с Татарстаном. Пока намерений разрабатывать айдентику для республики у него нет, но исследования культурного и исторического контекста Эдуард планирует. И каталог очень ему в этом поможет.
ПАМЯТЬ – ЭТО МЫ
Но далеко не все традиции надо интегрировать в современную среду. Некоторые явления нуждаются лишь в деликатном фиксировании и сохранении.
– Обряд – часть нашей жизни. Моления проводили даже во время войны. Каким бы ни был дефицитным хлеб, всегда в чаше Инмара лежали горбушки с маслом. У нас не принято «открываться» посторонним, посвящать в подробности обряда. Мой дед был жрецом, и я с детства ходил на моления, но в некоторые вещи меня посвятили, только когда я стал жрецом сам, – говорит житель Варклед-Бодьи Олег Михайлов. Он соглашается с тем, что сохранение информации о народных традициях необходимо. Несколько лет назад в Варклед-Бодью приехали учёные из Тартуского университета (Эстония). Они привезли фото‑ и видеоматериалы такой же экспедиции 1979 года. На видео был записан один из обрядов. – Было очень приятно смотреть эти фильмы. В год, когда их делали, мне было семь лет. Я вспомнил многих односельчан – участников интервью. Узнал своих дядей, которых уже нет в живых. В эстонских материалах записаны рассказы старожилов деревни о наших традициях. В них много подробностей, о которых нам никто не рассказывал. Учёные оставили целый архив, и мы его сейчас используем.
– В отличие от других многонациональных республик, Татарстан прочно занимает позицию поликультурности. «Таткультресурсцентр» под руководством Алсу Мифтаховой ведёт напряжённую работу на очень высоком уровне, – говорит Варвара Добровольская, ответственный секретарь Экспертного совета по вопросам формирования реестров объектов материального культурного наследия Российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. – «Таткультресурсцентр» постоянно приглашает исследователей из других регионов. Это очень правильная позиция: чем больше участников процесса, тем больше мы успеем собрать. Ведь нематериальное наследие очень быстро исчезает.
гырон быдтон-2
Удмуртский праздник Гырон быдтон.
семык
Марийский праздник Семык.
КУДА ЛЕТЯТ ГРАЧИ
Сейчас в каталоге центра около 86 объектов, список постепенно растёт. У каждого муниципального образования в республике есть личный кабинет на портале центра, через который представители района могут самостоятельно добавлять заявки потенциальных объектов. Объекты, вошедшие в региональный реестр, республиканская комиссия может выдвигать на включение в реестр федеральный. Сейчас в нём 50 объектов со всей России, в том числе два – татарстанские. Это календарный обряд «Карга боткасы» (Грачиная каша) у татар Кукморского района и празднование Троицы у кукморских удмуртов.
Но даже в Татарстане, где ситуация с выявлением и сохранением нематериального культурного наследия находится в постоянной и позитивной динамике, остаётся непаханое поле материала. Этнографам, историкам, филологам и другим специалистам, занимающимся фиксацией, не помешала бы помощь волонтёров, но она не должна быть самостийной.
– Одно дело, когда приезжает специалист, который понимает, что он записывает, и другое дело – работник культуры, который считает, что всегда было вот так. А это может быть привозная вещь или искусственно когда‑то введённая, как, например, ряд традиций советского периода. Кроме того, просто собрать материал недостаточно. Много времени уходит на его обработку. Голубая мечта этнографа – программа, в которую можно загрузить видео или аудио и на выходе получить расшифровку со всеми атрибутами. Но научить машину распознавать диалекты – трудоёмкий процесс. Таких проектов пока нет, – говорит Варвара Добровольская.
«Таткультресурсцентр» мог бы организовать соответствующую программу и провести образовательные семинары для желающих участвовать в этнографических экспедициях. Но такое решение регион должен принять сам.
* До 2020 года – Республиканский центр развития традиционной культуры.
Фото: архив журнала «Татарстан», иллюстрация к книге «Сак-Сок», 1990 г.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: