Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

«Делать всё, чтобы сохранить нашу Родину»

День, когда началась Великая Отечественная война, Хаматдин Мухаметович запомнил на всю жизнь: казалось в самом воздухе воцарилась тревога. Людям приходилось жить в постоянном страхе. В село Верхний Такермен Мензелинского района, где родился и жил молодой парнишка, приехали военные – составлялись списки добровольцев для\ отправки на фронт. Уходили из села мужчины и совсем молодые парни. Проводы были недолгими, а слезы скупыми. Все надеялись, что война скоро закончится – великая Красная армия уже к осени разгромит врага.

Повестка на фронт

- Но до победы было еще далеко, - вспоминал ветеран. – Наша армия отступала, а к зиме фронт приблизился к самой Москве. Почтальона на селе и ждали, и боялись… что в его сумке? Письмо от фронтовика или похоронка?

В один из мартовских дней 1942 года постучался почтальон и в дом Мухетдиновых, чтобы вручить повестку юному Хаматдину. Выглядел он в свои 18 как мальчишка – невысокий, худой…

Учебный лагерь

На медкомиссии пожалели и отправили не на Западный фронт, а на восток. Попал новобранец в учебный лагерь, что находился недалеко от населенного пункта Свободный. Из простых деревенских и городских парней готовили настоящих солдат. Хаматдин осваивал военную специальность артиллериста 45-миллиметрового орудия. Первого мая 8-й отдельный стрелковый полк Дальневосточного фронта, в составе которого он проходил службу, был переброшен к берегам Амура, в район села Пашково, где военные части располагались в режиме полной боевой готовности, ожидая дальнейших приказов командования.

Настоящая война

- В августе 1945 года Япония объявила нам войну. И для нас, необстрелянных солдат, началась настоящая война. Обстрелы длились часами, нередки были и коварные провокации. Каким-то образом в расположение наших частей проникали вражеские лазутчики, которые под покровом ночи убивали наших солдат…

А дома никто не ждал

Война закончилась так же внезапно, как и началась. Умолкли орудия… все жили надеждой на скорейшее возвращение домой. Всех кто-то ждал: жены, матери, дети, любимые девушки… Всех, но не Хаматдина. Его родители умерли, а братьев забрали на фронт, и от них уже давно не было вестей. Война закончилась, но домой он попал только в сорок седьмом. Два года прослужил во Владивостоке в рабочем батальоне, потом – долгая дорога домой.

Мечтал стать строителем

Дома увидел мачеху с двумя голодными детьми, которым даже не в чем было выйти на улицу, и решил остаться. Устроился в колхоз и зажил мирной жизнью.

- Я/ ведь в юности мечтал стать строителем – дома возводить. Война поначалу отодвинула мои мечты. А вернувшись в родную деревню, я стал заниматься любимым делом. Тем, к чему у меня всю жизнь душа лежала.

Свадеб тогда не играли

Сосватал парень соседку Фатиху. Свадеб тогда не играли – время было голодное. Да и непривычны для простых крестьян пиршества. Вырастили супруги четверых дочерей и сына.

За всю свою жизнь ветеран строил и строил – около ста жилых домов в селе Верхний Такермен, сельский клуб, все коровники телятник на ферме – везде приложил руку опытный строитель. Сегодня его уже нет на этой земле. Но слова: «Каждый человек рождается для чего-то. У каждого своя дорога жизни. Но у всех есть общая миссия – делать все, чтобы сохранить нашу Родину» его потомки помнят…

Фото: Александр Эшкинин

 

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: