
Дом купца Даутова в Большой Атне
Какие истории поселились в старинном особняке
06 февраля 2020


Отец уходил по своим делам, а маленький Апуш** оставался у лавки пекаря Хакима и угощался очень вкусным хлебом.
ИСТОРИЯ № 1
ЛАВКА ХАКИМА
– В дом мы заходим с чёрного хода, – начинает экскурсию по владениям купца Гатауллы Даутова директор музея Эльмира Гилазова. – На первом этаже – так называемая чёрная изба. Здесь раньше были подсобные помещения, кладовые, чулан, а сейчас расположился… рынок. Знаменитый «Этнэ базары»*.
На прилавках выставлены товары: ичиги – знаменитые татарские сапожки с орнаментом, глиняные горшки, керосиновые лампы, пёстрые отрезы тканей, круглые баранки на верёвочке…
– Сюда приезжали торговать купцы из Казани, других городов, – продолжает Эльмира Махмутовна.
* Атнинский рынок
– Рынок работал каждую субботу и просуществовал до 70‑х годов прошлого века. Даже Габдулла Тукай, вспоминая как жил в Кырлае у приёмного отца –крестьянина Сагди, писал потом в своих записках «Исемдэ калганнар»: «Летом, когда отец ехал на рынок, он брал меня с собой». Отец уходил по своим делам, а маленький Апуш** оставался у лавки пекаря Хакима, приезжавшего на базар из деревни Коморгузя, и угощался очень вкусным хлебом.
Про знаменитого земляка атнинцы могут говорить часами. Вот и сейчас Эльмира Махмутовна вспомнила, что не только детство Тукая связано с Атнёй.
– В 1907 году он приехал сюда проходить медкомиссию перед военной службой. В Большой Атне было здание волостного управления – там проходил отбор призывников. Поэтому у нас многие организации носят имя Габдуллы Тукая. Село Кушлавыч тогда входило в Большеменгерскую волость, тогда ещё не было Атнинского района, но оно было на нашей территории. Сейчас Кушлавыч – это Арский район, и арчане Тукая тоже своим считают. Но он наш!
ИСТОРИЯ № 2АТНИНСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
Оставив «пекарю Хакиму» свежий номер журнала «Татарстан», отправляемся в следующие «залы», которые рассказывают о «ремёслах нашего края». В одном маленьком чуланчике узнаём , чем занимались предки атнинцев. Мужчины изготавливали рогожу, плели лапти, делали шляпы, валяли валенки…
– Валенки в селе Малая Атня до сих пор делают ручным способом, – комментирует экскурсовод, – и мы поворачиваем на «женскую» сторону.
Ткачество, вышивка, вязание… Весёлые узоры радуют глаз.
– У нас очень много рукодельниц, которые до сих пор вяжут шали. Слышали про оренбургский пуховый платок? Так вот, самые что ни на есть «оренбургские» у нас! Даже лучше.
В одной из кладовок, как продолжение рынка, расположилась лавка: утюги, посуда, самовары, часы – их тут целая коллекция, пахталки-маслобойки – такие вещи были в каждом доме. И почти из каждого дома принесли атнинцы в музей вещи своих бабушек и дедушек.


ИСТОРИЯ № 3 СЕКРЕТЫ ТАТАРСКОЙ ИЗБЫ
На пороге следующего «зала» нас встречает петух. Почти как настоящий. Осторожно обходим воинственно настроенную птицу – и вот уж мы в татарской избе. Нас сразу же встречают сэке (нары), приглашают присесть, отдохнуть с дороги.
– В каждом татарском доме присутствовали сэке, – рассказывает Эльмира Махмутовна. – На сэке обычно и спали, и сидели, и рукоделием занимались, и чай пили, и ужинали, и обедали… Во время сна сэке отгораживались занавеской – чаршау. Очень популярное и удобное место. Даже если в доме был стол, на нём только посуду хранили, не ели. Печка занимала в доме центральное место. В татарской печи обязательно был котёл – в нём и воду грели, и еду готовили. Возле печи – самовар, уголь, ухват, сковородник… Молоко хранили в глиняных горшочках, а сахар кололи вот таким вот приспособлением.
А это детские вещи: люлька – бишек и прообраз нынешних ходунков – чигар.

– Это ручка от ручной пилы. Этим приспособлением брёвна делили на доски, – объясняет Эльмира Махмутовна.


ИСТОРИЯ № 4 ТАЙНЫ ТАТАРСКОГО ДВОРА
Эльмира Махмутовна, выведя нас на «дворовую территорию», показывает ещё много интересных и диковинных предметов. Санки, коляски, коромысла, хитроумное приспособление для изготовления кирпичей…
– Как вы думаете, что это такое? – хитро прищуривается она, демонстрируя нам что‑то похожее на средневековый пыточный инструмент…
– Гильотина! – радостно выкрикиваем хором.
– А вот и нет! – смеётся экскурсовод. – Это ручка от ручной пилы. Этим приспособлением брёвна делили на доски. Мы тоже сразу сообразить не могли – как это получается? Один человек подарил эту диковину музею и объяснил принцип работы. Вы только вообразите, какими богатырями были атнинские мужчины! Брёвна распиливали вдоль вручную! Ровненько! Ничего электрического не было и в помине, никаких электропил, дрелей, шуруповёртов…
Подивившись силе и смекалке атнинских крестьян, поднимаемся на второй этаж – в жилые покои семьи купца.
ИСТОРИЯ № 5 КУПЕЧЕСКАЯ ДОЛЯ
– Этаж делился на мужскую и женскую половины, – указывает направления наш экскурсовод. – Средняя часть – неотапливаемая – это сени.
Гатаулла Даутов дважды был женат. У первой жены не было детей, и он решил взять вторую. За юную красавицу из Менгера заплатил купец калым в пять тысяч рублей. В те времена это была огромная сумма, простые люди могли выделить на калым максимум 100–200 рублей. Но Даутов был одним из четырёх атнинских миллионеров и мог себе это позволить. Прямо во дворе усадьбы у него был свой магазин (здание прекрасно сохранилось), где он торговал бакалеей и мануфактурой. Конные обозы с товарами тянулись аж до соседней деревни Шеканясь…
Но, несмотря на все его миллионы и большой калым, вторая жена тоже не смогла подарить купцу наследников.
Данная информация заставляет всех присутствующих призадуматься. Уже не в первый раз слышим мы подобные истории про отсутствие наследников у богатых и обожаемых народом купцов (а Даутов был именно такой – щедрый меценат и благотворитель. Часть прибыли всегда раздавал беднякам. У него было два колодца, один во дворе, второй – перед домом, и им свободно пользовалось местное население). Не было детей у четы дворян Молоствовых, чей дом-музей, хранящий романтическую историю их жизни, находится в Долгой Поляне Тетюшского района. Не было наследников и у чистопольского купца Василия Львовича Челышева, подарившего городу бесплатный водопровод, больничный корпус, женскую гимназию… Может, история именно так берегла эти семьи от грядущей революции, которая не пощадила бы купеческих и дворянских отпрысков, несмотря на все добрые дела их родителей…
– Его как кулака раскулачили. Хотели расстрелять, – продолжает Эльмира Махмутовна. – Но местное население не позволило. Тогда Даутова повезли в тюрьму и, видимо, по пути всё‑таки расстреляли. Сказали потом, что от сердечного приступа он умер в дороге… Ему 64 года было. Жену купца – ту самую молодую из Менгера – крестьяне переодели мужчиной, увезли ночью на лошади, спрятали где-то, чтобы спасти от расстрела. Вот такая незавидная судьба. Сейчас мы пишем родословную Гатауллы Даутова. У него ведь сестра была, которая 16 детей родила. Имена четырёх мы уже разыскали, судьбы проследили…
ИСТОРИЯ № 6 КАЛА ТАУ
– Второй этаж музея – на стадии проектирования, – отойдя от грустных раздумий, рассказывает Эльмира Махмутовна. – Это «зал Кала Тау» (в переводе с тюркского – Крепость-гора, Город-гора). Самое древнее и святое место в Атнинском районе – Айшиязское городище. На горе была крепость, учёные обнаружили её останки. Там есть кладбище ханов – три надгробных камня сохранилось, они датируются X веком.
До сих пор в первую пятницу июня там проходит Элэшэ бэйрэм – праздник Аляше. Народ собирается на горе Кала Тау, молится за упокой душ умерших. Праздник старинный, уникальный, его больше нигде не отмечают, только здесь.
ИСТОРИЯ № 7
ЛЕГЕНДАРНЫЕ МЕЧЕТИ
«Зал исламской религии» рассказывает о непростых судьбах мечетей Атнинского района. В селе Нижняя Береске сохранилась первая соборная каменная мечеть 1769 года, сейчас там идут реставрационные работы. Она была построена по указу Екатерины Второй. Когда императрица приезжала в Казань, атнинский купец Ибрагим Бурнаев был на приёме в её честь и обратился к ней с просьбой разрешить построить мечеть. На том приёме были менгерские и казанские купцы. Екатерина подписала указ о строительстве каменных мечетей. После чего в Казани в 1771 году появилась мечеть Марджани. Но Ибрагим Бурнаев успел построить мечеть раньше, в 1769 году! Отец и дед Марджани учились в медресе при этой мечети.
– А Шигабутдин Марджани – тоже уроженец Атнинского района.Он родился в деревне Епанчино – в прошлом году мы отмечали 200‑летие со дня
его рождения. Все великие люди – наши, атнинцы! – не устаёт повторять Эльмира Махмутовна и продолжает: – Ещё одна уникальная мечеть есть в деревне Нижний Куюк, она с двумя минаретами. «Куюк» переводится как «сгоревший». Есть такая легенда: в этой деревне всё время случались пожары. Сельчане спросили у Всевышнего, что им нужно сделать, чтобы пожары прекратились. Им был дан ответ: «Если вы построите мечеть с двумя минаретами, то пожары прекратятся». Сказано – сделано. Мечеть построили, пожары прекратились. Эта мечеть до сих пор действующая. А мечеть в деревне Мокше – единственная сохранившая свой минарет в 30‑е годы, когда храмы повсеместно разрушали... Вот такие легендарные мечети у нас в Атнинском районе!
ИСТОРИЯ № 8
БЕЛАЯ СТОРОНА, ГОЛУБАЯ КРОВЬ
От ислама плавно переходим к искусству – в «зал искусств». Район богат на известных писателей, музыкантов, артистов. Атнинский государственный драмтеатр отметил столетний юбилей в 2018 году. Год театра открывали именно здесь.
– Атнинский район называют «ак як» – белая сторона, – говорит Эльмира Махмутовна. – На этой земле родилось очень много представителей искусства, просветительства. В театре Камала много артистов – уроженцев села Береске. Марджани здесь родился… Это о многом говорит. «Белая сторона» – это, если перевести на русский, как «голубая кровь» получается.
Ещё в музее планируется открыть зал славы, где расскажут о подвигах односельчан во время Гражданской, Великой Отечественной, Афганской войны, чеченского вооружённого конфликта. Но пока в будущем зале славы – зимний сад, потому что…
– ...Потому что пока у нас проблемы со зданием. Балки прогибаются, лестницы шатаются… Надо всё укреплять и реставрировать. Большие группы туристов сюда водить опасно, мало ли что… В советский период жилой дом использовался как коммунальное жильё. Потом здесь был военкомат, затем общежитие. Сами понимаете, не самые бережливые и аккуратные жильцы обитали. В 1994 году начали реставрировать здание, с 2010 года территорию усадьбы отдали под фонды Атнинского районного краеведческого музея.
ИСТОРИЯ № 9 НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ
Осторожно ступая по скрипучим ступенькам, поднимаемся на третий этаж.
– Это комната для девушек. Гатаулла Даутов взял на воспитание дочь своего родственника. Она жила здесь – в самой светлой и самой тёплой комнате, – продолжает экскурсию директор музея. – А ещё для ДУМ РТ здесь фильм «Марджани» снимали. Потому что тут всё настоящее. Сам дом – памятник. Можно даже не расставлять какие‑то экспонаты, а просто по дому вести экскурсии. Историй и подробностей хватает. Таких деревянных домов на территории Татарстана больше не сохранилось. Чувствуется дух старины, он здесь витает, несмотря на коммуналку, общежитие, военкомат… Такая архитектура была традиционной на территории Заказанья, таких домов было много. Но в 1931‑м случился большой пожар и половина Атни сгорела.Уцелел дом купца Бакирова 1838 года постройки, он гораздо больше, но в более плачевном состоянии. Как и дом Вали‑бая – памятник XIX века, верхняя деревянная часть которого сгорела в 2013 году, осталась только нижняя каменная. Ещё под современным сайдингом прячется в центре Атни здание аптеки 1886 года, но в нём сейчас вряд ли кто узнает памятник истории.
Наше население ждёт не дождётся, когда мы откроемся. И нам не нужны никакие интерактивные игры, чтобы завлечь народ. Мне кажется, что новоделы в музеях – это неинтересно. Когда разрабатывали проект музея, я сразу сказала: только не пластиковые витрины! Как можно в такой дом пластиковую витрину засунуть?! Это убийство истории. Это не история будет совсем, а всего лишь гаджеты – они у всех на руках, ими не удивишь. Да, наверное, интерактивное табло – это удобно: можно потыкать пальчиком и что‑то там посмотреть, приблизить. Зачем ради этого идти в музей? Сиди дома и тыкай. Но не получится связи со стариной, которая всегда удивляет. Мы в этом доме в настоящее Прошлое погружаемся –все, без остатка. Хочется сохранить это место и эти ощущения, чтобы знали и чтобы помнили.
Фото: Александр Гайнутдинов
Добавить комментарий