Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Фото Гагарина от имама Тимура-хазрата

Главе прихода мечети в посёлке Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района не привыкать быть в первых рядах: он единственный в Татарстане священнослужитель из кадровых офицеров, №1 по наматыванию чалмы и основатель единственной в стране «кафедры» пчеловодства при медресе. А ещё автор редких снимков первого космонавта Земли.

ВДОХНОВИЛ БРАТ-ФРОНТОВИК

1954 год. Над хлопковыми полями в окрестностях узбекского города Наманган кружил Ан-2. Биплан то взмывал к облакам, схожим с коробочками хлопчатника, то нырял к земле, пролетая над ней метрах в десяти. За опыляющим посевы белого золота кукурузником неотрывно наблюдали два брата. Шестилетний Тимур Ибрагимов, запрокинув голову, повторял как заклинание строки поэта Янки Купалы:

Возьми меня, лётчик отважный,
В полёт по Советской стране:
Я смелый, и мне не однажды
Летать приходилось во сне…

Стихотворение вслух учил наизусть брат-первоклассник Марат – всего в семье было 13 детей, вот и запомнил начало.

28-летнему же Спартаку, фронтовику, командиру пулемётного взвода, кавалеру орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени, вспомнилось, как фашистские «мессершмитты» утюжили на бреющих полётах их позиции. Своими воспоминаниями старший брат поделился с младшим.

– Вот тогда‑то у меня и зародилась мечта стать военным лётчиком, – признаётся Тимур-хазрат.

Детские мечты редко у кого воплощаются в жизнь. Но у Тимура с годами желание, возникшее на краю хлопкового поля, только крепло. Мечту укрепил отец. После первого полёта в космос Гагарина сказал сыну: «Гагарин – вот с кого бери пример!» Это подстегнуло налечь на учёбу и спорт, а после школы поступить в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени генерала Полбина, которое за девять лет до этого окончил Юрий Гагарин.

Но, думается, курсант Ибрагимов и мечтать не смел, что сможет увидеть своего кумира воочию и тем более сфотографировать его.

«ПТИЧКА» ДЛЯ ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА

Никто так не ждёт отпуска, как срочники и курсанты военных училищ, особенно на первом курсе. Казарменная жизнь по уставу ещё не въелась в печёнки, не стала обыденностью. Но первокурсников Оренбургского лётного училища в то лето отпустили не сразу (старшекурсники были на практике в воинских частях). Две недели они просидели в казармах без объяснения причин задержки. И вот по училищу разнеслась будоражащая новость: «Завтра приезжает Гагарин!» Какие тут могут быть недовольства, когда будет возможность увидеть воочию своего кумира! Понятно, что детали событий 28 июня 1967 года навсегда запечатлелись в их памяти.

– Супруга Юрия Алексеевича Валентина Ивановна ведь из Оренбурга, они и познакомились на танцах в училище. Когда они приезжали на малую родину жены, то Гагарин и в свою альма-матер наведывался, находил время. А человек он действительно был нарасхват, как говорится. Прямо с нашей встречи он сел в машину и отправился на другую, – вспоминает Тимур-хазрат.

Вокруг Юрия Гагарина целый водоворот эмоций, да и сам он словно перенёсся мысленно на мгновение в свою курсантскую молодость, кажущуюся ему сейчас такой беззаботной.

 

– О чём говорил Гагарин? Какие вопросы ему задавали?

– Главным образом спрашивали о самолётах, на которых ему доводилось летать, их тактико-технических данных. Про полёт в космос, конечно, тоже… ну и о том, как в космос летал, конечно… За два часа о многом успели порасспрашивать. Я вот только далеко не всё запомнил. Главным образом картинки этого события зафиксировал. Да и слушать особо некогда было.

 

– Это ещё почему?

– Получилось так, что я оказался единственным фотографом на курсе, поэтому мне поручили снимать встречу на свой «Зенит-С». Этим и был всецело увлечён. К тому же в зале освещение плохое, приходилось ставить на большую выдержку и замирать, опираться спиной на стену, чтобы аппарат не дёргался в руках… Несмотря на это, снимки плохие получились. Оказалось, маленькую выдержку ставил. Неопытный ещё фотограф был. Зато на улице кадры вышли вполне, один даже как‑то в книгу о Гагарине попал.

Помню, как, набравшись смелости, крикнул Гагарину, чтобы обратить на себя внимание: «Юрий Алексеевич, сейчас вылетит птичка!» и нажал несколько раз кнопку «спуск» своего «Зенита-С». В фотолаборатории училища потом отпечатали фото всем желающим на память, а мне и похвастать нечем было – меня ведь нет рядом с Юрием Алексеевичем.

Та самая фотоплёнка.

Майор Тимур Ибрагимов времён полётов в небе Афганистана.

ПО СЛЕДАМ ГАГАРИНА В ЗАПОЛЯРЬЕ

В жизни 77-летнего мужчины было много значимых дат, многие из них сразу он вряд ли уже вспомнит. Тимур-хазрат не особо многословен, когда дело касается эмоций. Поэтому трудно себе в полной мере представить, какими душевными переживаниями обернулась та встреча для парня из Узбекистана.

Но и на этом незримая связь с уже погибшим на тот момент космонавтом не прервалась. После выпуска лейтенант Ибрагимов направился по его стопам – в Заполярье. Хотя лейтенант Гагарин служил в посёлке Луостари в 769‑м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота и летал на МиГ-15бис, а лейтенант Ибрагимов – в 180 км западнее, в посёлке Сафоново в противолодочной авиации.

– На распределении я попросил направить меня на Северный флот, как Гагарина. Хотя он был истребителем, а я управлял противолодочным самолётом-амфибией Бе-12. В задачи нашего экипажа входили поиск и слежение за подлодками НАТО, – рассказывает подполковник авиации в отставке.

В 1977 году лётчик перевёлся ближе к дому – в Среднеазиатский военный округ. Пересел за штурвал военно-транспортного Ан-26. А вскоре выполнять пришлось уже по-настоящему боевые задачи – в Афганистане. К слову, так как их часть дислоцировалась на территории СССР, то ни боевых надбавок к зарплате, ни льгот их экипаж не получал. Только после вывода войск их всё же приравняли к «афганцам» – вручили грамоты за подписью Горбачёва и медали.

***

Стоит отметить, что младший сын Тимура-хазрата Габдулла продолжил дело отца. Три года как он окончил Краснодарское авиационное училище лётчиков. Сейчас старший лейтенант служит на Тихоокеанском флоте в морской авиации, летает на противолодочных самолётах Ил-38. Как и его отец когда‑то, охотится на подводные лодки противника.

Курсант Юрий Гагарин и студентка медучилища Валентина Горячева познакомились на танцах в Оренбургском лётном училище.

«Зенит-С» – первый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, которым был сделан заветный снимок. Аппарат производился с 1955 по 1961 год, всего выпущено 232 949 штук.

МАСТЕР ЧАЛМЫ И ПАСЕЧНИК

После выхода в отставку Тимур Яхияевич решил вернуться к истокам – на историческую родину. Ещё в Ташкенте поступил в исламский институт имени Имама Бухари, а когда в 47 лет переехал в Казань, окончил высшее мусульманское медресе имени 1000‑летия принятия ислама, затем – Российский исламский университет. Предложение стать сельским имамом принял не раздумывая. Ко всему прочему это давало возможность более полно овладеть родным языком, который освоил уже в довольно зрелом возрасте.

В 2005 году на открытии мечети «Кул Шариф» всех имамов обязали быть в головных уборах и чапанах. Чапаны пошили, а с чалмами загвоздка вышла – делать их оказалось некому. И тут вспомнили об имаме, который преподаёт в медресе навыки наматывания этого головного убора.

– Муфтий РТ Гусман хазрат Исхаков сказал мне: «Выделим помещение, создадим все условия – только сделай! Жене объясни, что срочная работа». А чего ей объяснять, она жена офицера. В помощь дали студентов медресе, за месяц намотали 500 штук. Я как‑то лично 33 чалмы в день сделал. Пусть кто-нибудь попытается побить этот рекорд, – с гордостью заявляет мулла.

И ещё совсем неожиданное эхо Афганистана отозвалось уже по приезде в Татарстан. Их экипаж военно-транспортного Ан-26 главным образом обеспечивал связь. В горной стране прохождение радиосигналов является большой проблемой, вот на борту их самолёта и располагалась аппаратура для связи командного пункта с вертолётом.

– В воздухе целые дни проводили. Лётный годовой норматив в 120 часов набирался, бывало, за полмесяца. Условий ни для техобслуживания, ни для заправки на сопредельной территории не было, поэтому вылеты осуществлялись с аэродрома Какайды в Узбекской ССР. Техобслуживание выполняли ночью, под светом прожекторов, а утром снова на взлёт, – вспоминает ветеран.

Такая нагрузка отразилась на здоровье. У Тимура Ибрагимова левая рука стала неметь и терять чувствительность. Так недолго было и самолёт с экипажем угробить. Медики не верили лётчику, думали, таким образом он пытается откосить от полётов. Капитан говорил, что готов хоть авианаводчиком отправиться в Афган. Отмахивались только. Вот тогда‑то он чисто интуитивно и решил пролечить руку укусами пчёл. Помогло. Недуг от руки отступил, а вот «вирус» пчеловодства, можно сказать, пристал.

По приезде в Татарстан удалось познакомиться с пасечником из Верхнеуслонского района, несколько лет набирался опыта. Позже вышел с предложением к ректору медресе Ильясу-хазрат Зиганшину ввести в учебную программу дисциплину «Пчеловодство». Тот поддержал. В итоге медресе стало, по сути, преемником Теньковского профтехучилища №86 – некогда кузницы пасечников Татарстана, за четверть века уже сотни священнослужителей получили дипломы пчеловода 3‑4-го разряда.

– Своя пасека для сельского муллы всегда подмога – и сладкое всегда на столе, и какой-никакой, а доход, – говорит наставник.

К слову, благодарные выпускники медресе не забывают альма-матер, давшую им такие полезные навыки, и ежегодно делятся частью медового урожая.

Конечно, всё это греет душу имама и пасечника, но это не идёт ни в какое сравнение с тем чувством, которое он испытывает при взгляде на фото, сделанное 28 июня 1967 года. Надеемся, это оценят и наши читатели.

Сташий лейтенант морской авиации Габдулла Ибрагимов. Владивосток, 2024 год.

11 метров марли нужно уложить для создания чалмы – традиционного головного убора имамов во время намаза и торжественных событий.

Эту рамку для выращивания пчеломаток Тимур-хазрат нашёл на заброшенной пасеке в Донбассе.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера