Лыжная сага Владиленина Мильчакова
Однажды в мензелинскую спортшколу «Олимп» позвонили из Пенсионного фонда и указали на ошибку в документах. Дескать, почему в списках тренер, которому за 80? Не могут люди в таком возрасте работать... «Могут!» – уверенно ответили в спортшколе.
13 марта тренер лыжного отделения школы «Олимп», почётный гражданин Мензелинска Владиленин Мильчаков отпраздновал своё 90-летие. Он по-прежнему тренирует детей, каждый день добираясь от дома до работы пешком или на велосипеде. В Мензелинске Мильчаков – человек-легенда.
ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЛЕГЕНДА
– А помните, как вы впервые всталина лыжи? – спрашиваю Владиленина Николаевича.
– Конечно, – смеётся он. – Мы, дети, брали доски от бочек (такие, знаете, загнутые), ремешком их на валенках закрепляли и шли кататься с горки.
Ну не было в те далёкие предвоенные и военные годы у многодетной семьи (пять братьев, одна сестра) возможности купить детям нормальные лыжи. Как не было у отца возможности оплатить сыну школьное образование после седьмого класса (до 1956 года в СССР учёба в старших классах была платной). Так мальчик, увлекавшийся рисованием, простился с мечтой о Казанском художественном училище и поступил в училище педагогическое в родном Мензелинске.
У ИСТОКОВ СОБСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
Именно там он начал участвовать в лыжных соревнованиях. О такой амуниции, какая есть сегодня у его учеников, мечтать не приходилось, лыжи были самые примитивные, деревянные. Да и специальную лыжню послевоенным студентам никто не прокладывал – бегали по колеям от санных следов (сани в те годы были в глубинке важным зимним средством передвижения). Но спорт Мильчаков именно тогда полюбил на всю оставшуюся жизнь.
И, кстати, не только лыжи. Он семнадцать лет преподавал физкультуру в педучилище, и среди его воспитанников были, кроме лыжников, и гимнасты, и легкоатлеты...
В спортивную школу Владиленин Николаевич пришёл в 1981 году, когда ему было уже 47. До этого, кроме педучилища, в его трудовой книжке числились и туристический кружок в Доме пионеров, и местное ПТУ, и районный спорткомитет, где он когда‐то был председателем.
В первом наборе, вспоминает он, у них было 186 детей.
– С инвентарём, конечно, были трудности, – рассказывает наш герой. – С помощью РОНО купили 15 пар лыж. Занимались по очереди: одна группа бегает, вторая пока что без лыж тренируется. Потом менялись. Помещения своего тоже не было – выделили нам одну комнатушку при обычной школе. Но ребята, знаете, с большим удовольствием ходили на занятия!
Сам он, став руководителем, тоже отправился учиться – получил наконец высшее образование в Алма‐Атинском институте физкультуры, который тогда в Союзе считался очень сильным профильным вузом.
В ВЕЧНОМ ДВИЖЕНИИ
Ребята, юные спортсмены, надо сказать, с удовольствием бегают к нему на тренировки и по сей день. Да и домой по любому вопросу и в любое время могут заскочить.
– Мы его очень уважаем, – говорит семнадцатилетний воспитанник «Олимпа» Ильмир Шакуров. – У него есть очень важное для тренера качество – чувство юмора! И ещё он отлично знает анатомию, это очень помогает чисто физически правильно проводить тренировки.
Но, думается, дело не только и не столько в знании анатомии и умении к месту пошутить на тренировке. Когда мы спросили
у Владиленина Николаевича о его педагоги- ческих принципах, первым делом он назвал уважение к ученикам.
– Я никогда никому не говорю, не даю понять, что он слабее других. Просто надо постепенно подтягивать, поднимать человека до нужного уровня.
Ещё один его принцип – сочетать тренировки и трудовое воспитание. Например, сегодняшнюю лыжную трассу, идущую рядом с новым зданием школьной базы, воспитанники «Олимпа» делали сами.
– Я не форсирую подготовку, – продолжает Мильчаков. – Стараюсь развивать детей всесторонне – даю им азы гимнастики, осваиваем спортивные игры. Всё это позволяет дать хорошую базу, заложить технику занятий. Сначала техника, потом результат.
На банальный вопрос о секретах долголетия у Владиленина Николаевича ответа нет.
– Я, честно говоря, и не заметил даже, как дожил до девяноста лет, – смущённо улыбается он. – Всё время с ребятами, с молодёжью. Всё время двигаюсь...
В этом году легендарный тренер неудачно упал и немного повредил ногу, так что пока на лыжах не бегает (хотя пешком всё равно старается ходить как можно больше). А до того, рассказывает, 10‐15 километров за тренировку было для него нормой.
Среди его учеников – восемь мастеров спорта по лыжам, двадцать кандидатов в мастера. А сколько всего за его школу прошло детей – и не сосчитать. Интересно, что, рассказывая об учениках, он часто повторяет: этот теперь преподаёт физкультуру, тот стал тренером... И, пожалуй, это как нельзя лучше характеризует педагогический талант Мильчакова: если ученики тоже пошли в педагогику, значит, учитель был хороший!
Добавить комментарий