
Май 1945-го. Четверо из списка безвозвратных потерь
Извещение о том, что двадцатидвухлетний командир отделения автоматчиков Касим Хайсаров погиб в бою на Берлинерштрассе, заполнят 6 мая 1945 года. Для родных в день Победы он будет ещё жив: до Дрожжановского района Татарии похоронка дойдёт 31 мая…
11 мая 2025
Касим Хайсаров, уроженец села Старые Чукалы, – один из более чем двухсот бойцов из Татарии, которые погибли в Берлине в последние дни войны. Их фамилии не на стенах рейхстага – в списках безвозвратных потерь. И на братских могилах в немецкой столице.
Сержанта Касима Хайсарова из танковой бригады, погибшего 1 мая 1945-го, с воинскими почестями похоронили в районе Шарлоттенбург, на углу Берлинерштрассе и Рихард (так сказано в извещении. – Прим. ред.). С казанцем старшим сержантом Василием Зубрицким, водителем 124-го миномётного полка, не дожившим несколько часов до капитуляции Берлинского гарнизона 2 мая, однополчане простились на Блюнкенфельдштрассе.
В этот же день в своём последнем бою на улице немецкой столицы погиб красноармеец Николай Костин. Командир полка и начальник штаба отправили в Заинский райвоенкомат извещение: «Прошу известить гражданку Костину Анастасию Клементьевну, проживающую: Татарская АССР, Зайский (Заинский) район Старо-Токмакский с/с, дер. Токмак, в том, что её сын Костин Николай Григорьевич, радист, рядовой, в бою за Социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, погиб 2‑го мая 1945 г. Похоронен с отданием воинских почестей в гор. Берлине, Ликтенберг. Коорд. Х=21300 У=96600».
А 25-летнего гвардии сержанта Муллагалея Юсупова, пулемётчика из разведроты тяжёлой танковой бригады (уроженец села Старое Абдулово; ныне Тукаевский район), в тот же день похоронили на северной окраине Берлина…
Они были очень разные, эти солдаты, погибшие в последние дни войны. Познавший горечь поражений в первый год Великой Отечественной, призванный ещё в 1940‑м Муллагалей Юсупов и Касим Хайсаров, получивший боевое крещение в 1942-м. Сорокатрёхлетний, прошедший сквозь огонь и воду водитель Василий Зубрицкий и 18-летний Николай Костин, не успевший набраться боевого опыта.
Четыре фамилии из списка безвозвратных потерь в последние дни войны. Четверо из примерно 350 тыс. татарстанцев, которые не вернулись.
Добавить комментарий