На троллейбусе… От конки до метро
«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный…» Строки Окуджавы почему-то сразу всплывают в памяти, как только я оказываюсь перед этим раритетом. Троллейбус – суровый, как своё время, и никакой не синий. Но то, что последний, – точно. МТБ‑82Д были первыми троллейбусами на казанских улицах.
Сегодня машину можно увидеть только тут, на улице Петербургской. Рядом с конкой, первым казанским трамваем и другими раритетами в сквере Аллея Славы. Выставленные здесь машины и вагоны, по сути, часть экспозиции казанского музея метро‑ и электротранспорта, где можно узнать всё про его прошлое, настоящее и даже будущее. Самое приятное: суровые музейные правила (руками не трогать!) на отбегавший своё транспорт не распространяются. Трогайте сколько хотите!
А повисеть на подножке? Пожалуйста! Заглянуть внутрь? Можно! И как такой возможностью не воспользоваться?
НА ИМПЕРИАЛ? ЖЕНЩИНАМ НЕ ДОЗВОЛЕНО!
Вагон казанской конно-железной дороги с империалом – сиденьями на втором этаже. Наверх ведёт крутая винтовая лестница – не каждый осилит. Это та самая конка, с которой в 1875 году, собственно, и начиналась история городского общественного транспорта: пара сильных лошадей тянула вагончик по железнодорожным рельсам. Ямщика, извините, водителя, в старину наверняка слышала вся округа. «Но-но! Пошёл!.. Тпру…»
Для внутренних городских дорог Российской империи, в том числе и Казани, вагоны производились в Бельгии. Женщинам запрещалось ездить на втором этаже. Такие были правила. Поначалу проезд был не дёшев и конкой пользовалась только избранная публика. Когда билеты подешевели, на конке стали ездить крестьяне, мастеровые. Бесплатно дозволялось проехать на трамвае детям до пяти лет, полицейским, почтальонам и разносчикам телеграмм.
Поднимаюсь в салон вагона, очень похожего на конку, только одноэтажного. Деревянные сиденья, окна без стёкол… И всё‑таки это уже совсем другая эпоха: в 1900 году в Казани появились трамваи на электрической тяге. Занимаю место вагоновожатого. Пара-тройка рычагов – всё управление. Представляю, каково приходилось водителю этого прадедушки отечественного трамвая зимой: открытая всем ветрам кабина, никакого обогрева…
Появляется шальная мысль: почему бы не пустить один из сохранившихся у нас ретротрамваев по туристическому маршруту? Дорого? Но ведь наверняка возможно! Между прочим, в Стамбуле, Лиссабоне, Анталии, Барселоне ретротранспорт – одна из изюминок, яркая достопримечательность, даже аттракцион. От желающих прокатиться нет отбоя.
Почти у каждого из выставленных здесь вагонов своя история. Вот этот колесил по казанским улицам начиная с 30‑х годов. Табличка сообщает: водителем этого трамвая работал до войны Иван Кабушкин. В Великую Отечественную он станет одним из руководителей Минского подполья (подпольная кличка Жан), лично уничтожит два десятка агентов абвера, будет схвачен и под пытками никого не выдаст…
Ещё один вагон, рижский РВЗ-6, знакомый не одному поколению казанцев. Такие ходили у нас начиная с 60-х годов примерно до середины 90-х. На «двойке», последнем казанском маршруте, проходившем через центр города, тоже работали трамваи этой марки. Не исключено, что именно в этот вагон заскочил когда‑то Борис Ельцин, убегая от толпы…
ТРОЛЛЕЙБУС ОТ ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА
А вот и наш первый троллейбус – МТБ-82Д. Говорят, в России их осталось не больше десяти. Этот обнаружили на дачном участке в Оренбурге, в печальном состоянии. Отреставрировали, поменяли обшивку – стал как новый!
27 ноября 1948 года такой же МТБ‑82Д открывал первый казанский троллейбусный маршрут – от площади Куйбышева (ныне площадь Тукая) до Караваева. Решение об организации троллейбусного движения в Казани принимал сам Иосиф Сталин. 13 февраля 1948 года он подписал постановление Совета Министров СССР, предписывающее предоставить всё необходимое для открытия линии, соединявшей Ленинский район с центром города. Неудивительно: троллейбус был необходим, чтобы доставлять работников на предприятия, имевшие стратегическое значение для обороноспособности страны.
К середине 50-х годов в городе действовали уже четыре троллейбусных маршрута. Стоимость проезда в те годы зависела от количества остановок, которые нужно было проехать. Ещё через несколько лет парк троллейбусов пополнили уже ЗИУ-5, на которых казанцы ездили два десятка лет. Один из самых популярных маршрутов связывал старый казанский аэро порт и порт речной.
Не такое уж далёкое прошлое, но и ЗИУ‑5 найти для экспозиции оказалось непросто. Машину отыскали в Ростове-на-Дону.
В трамвае начала XX века.
КАЗАНСКАЯ ПОДЗЕМКА. ВЧЕРА И ЗАВТРА
К проезду не допускаются… «милиционеры, красноармейцы, а также прочие лица с винтовками или охотничьими ружьями… лица женского пола в шляпах с длинными острыми шпильками без наконечников…». Эту выдержку из правил пользования казанским трамваем, датированную декабрём 1926 года, я обнаружила уже в музее казанского метро и электротранспорта. Он открылся год назад в здании МУП «МетроЭлектроТранс Казань», по соседству с ретротехникой, выставленной на всеобщее обозрение. И интересных экспонатов здесь не меньше, чем под открытым небом.
ЗИУ-5 – главный троллейбус СССР.
«Граждане, не забывайте компостировать талончики…» Эту полузабытую фразу из детства мигом вспоминаю, увидев компостеры, давно исчезнувшие из салонов трамваев и троллейбусов. Помню, как мама, выдав мне талончик, давала ответственное поручение – прокомпостировать его.
– А можно попробовать сейчас?
– Можно, можно! – улыбается Юлия Маркелова, заведующая музеем. И я с детским восторгом, вставив бумажку в компостер, нажимаю на рычажок. Железные шипы пробивают бумажку насквозь: проезд оплачен…
Ещё одна идея – установить такие компостеры у входа в музей. Купил билетик – прокомпостируй его, и можешь входить. Маленький аттракцион для тех, кто не застал то время...
Дальше в музее уже новейшая история. Казанское метро. В одном из залов на стенах – фоторетроспектива всех этапов его строительства. Две стены пока фотографиями не заняты: метро продолжает строиться, ждём продолжения.
Как-то незаметно пролетели 20 лет с момента открытия метро, так что многие экспонаты тоже стали раритетами. Пригласительный билет на открытие казанской подземки – он давал возможность проехать вместе с первыми пассажирами – главами стран СНГ. Первые жетоны, которые давно разобрали на сувениры. Даже первая форменная одежда работников казанского метро…
Эту одежду здесь демонстрируют профессиональные модели – манекены. Среди прочего – шерстяная шинель, сшитая для сотрудников к открытию метрополитена в 2005 году.
– Очень тёплая шинель, хотя и тяжёлая. Я сама её носила, знаю, – сообщает Юлия Михайловна. Оказывается, одно время она работала на контрольно-пропускном пункте в метро. А на одном из манекенов – её личная форменная рубашка.
А вот и главное сокровище музея – Книги Почёта. Они огромные, со времён Ленина и Сталина… Перелистываем, разглядываем фотографии лучших работников за все времена. Пример для нового поколения.
Трамвай МТВ-82.
В руках у Юлии Маркеловой Книга Почёта с барельефом Сталина.
Этот трамвай до войны водил будущий Герой Советского Союза Иван Кабушкин.
Добавить комментарий