
Реконструкция рыцаря
Во что превращаются детские игры в войнушку
20 ноября 2017
– С чего началось моё увлечение? Наверное, с обычных игр в войнушку. Детство прошло в военных городках, почти всегда окружённых лесами, где я и мои товарищи устраивали бесконечные сражения. Но однажды всё закончилось: демобилизовавшись, отец вернулся в родную Казань. Для меня это оказалось большим испытанием – в каменных джунглях я просто не знал, куда себя деть, – рассказывает Артём. – И вдруг узнаю: в школьном спортзале по вечерам «дерутся» на мечах.

Оказалось, в школе работала секция, организованная сотрудником Национального музея Республики Татарстан (ныне руководитель отдела научной реконструкции музея) Владиславом Хабаровым и историком Юрием Лазаревым (ныне известный в Казани тренер участников всероссийских олимпиад по истории). Точнее, это была не секция, а факультатив. Но какой! Инсценировки сражений на мечах, стрельба из арбалетов в марийских лесах, поездки на ролевые игры… Так Артём оказался в «Моргенштерне», в будущем – «Витязе», самом известном в республике клубе военно-исторической реконструкции, действующем на базе Национального музея Республики Татарстан.
Для зрителей ролевые игры и реконструкция – скорее зрелище, а для участников – настоящее искусство. В 1997 году в Марий Эл проходили «Хоббитские игрища», на которые приехали реконструкторы из Минска. Их «продвинутость» в изготовлении оружия, доспехов и предметов быта для татарстанских команд стала настоящим откровением. Выяснилось, например, что кольчугу можно делать не из ковровых колец и жестяных банок, а сплести её так, как это делали в старину, из изготовленных своими руками проволочных колец.

– После «Игрищ» минчане пригласили нас к себе на турнир. А у нас – ни одного комплекта доспехов. Тогда мы впервые сшили себе исторические костюмы золотоордынского периода, как мы тогда думали. Информации, и уж тем более изображений доспехов было катастрофически мало, – вспоминает Артём. – Это сейчас, в эпоху интернета и совершенствования методов исторического исследования, её предостаточно, а тогда шлемы мы изготавливали по чёрно-белым рисункам из трудов исследователя истории оружия Михаила Горелика. Потом оказалось: всё это так далеко от настоящей экипировки воинов Золотой Орды...
«БОЛГАР» НА КОНЕ
В 2013 году коллега Артёма Алексей Кокурин придумал для Свияжска популярную сегодня площадку – комплекс исторической реконструкции «Ленивый Торжок». И почти сразу же – исторический фестиваль. Эту идею презентовали Минтимеру Шаймиеву, возглавляющему фонд «Возрождение». Он сказал: «Отличный проект, будем проводить этот фестиваль в Великом Болгаре». Так и появился фестиваль, соорганизатором которого выступает и Артём Куртымов. Спустя два года после первого «Великого Болгара» он предложил включить в боевую программу конных рыцарей – межклубное объединение «Кавалерия» (Санкт- Петербург). И то, что они демонстрируют – в частности, сражения на копьях с «коронелями» (стальными наконечниками в виде короны) – можно сказать, вершина искусства реконструкции Средневековья.

– В прошлом году у нас появился исторический лагерь с площадками, на которых демонстрируется аутентичный быт Золотой Орды, Европы и Руси XII–XIII веков. Изучение быта, к слову, – гораздо более интересное занятие, чем может показаться непосвящённому зрителю. Нет ничего увлекательнее, чем выяснять, почему, например, на пластинке доспеха семь отверстий, когда её можно было закрепить и с шестью, – говорит Артём. – Многие фестивали проводят конкурсы одного предмета – нужно с помощью средневековых инструментов изготовить предмет обихода и потом рассказать о том, как он использовался. На одном из таких конкурсов Владислав Хабаров продемонстрировал аудитории кумган, а потом прочёл лекцию о целой системе, по которой золотоордынцы оправляли естественные нужды. Это была самая лучшая и захватывающая история из всех, что я помню.
ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК – ТЫ САМ
Настоящий реконструктор – это человек, который, помимо прочего, занимается воссозданием деталей быта «своей» эпохи. И в этом смысле Артём не совсем реконструктор. Долгое время его главным увлечением были исторические бои. Интересно, зрелищно, страшно. Страшно в том смысле, что часто твой главный враг в поединке – это ты сам.

– Когда я только начинал обучаться историческому бою, я постоянно проигрывал. Меня это сильно расстраивало, но постепенно я осознал, что эмоциями можно управлять. Эмоциональный настрой – половина успеха. Если не больше. Однажды я после долгого перерыва решил принять участие в крупном российском турнире. Тренировался каждый день, полтора месяца. Мне казалось, я в идеальной физической форме, – вспоминает Артём. – И вот на турнире в Москве (больше 100 участников) я вышел биться в одной из двух мужских номинаций – сабля+баклер (маленький круглый щит). Моим соперником был парень из Иванова, на несколько лет моложе меня, с очень небольшим опытом. Я проиграл ему в первом же бою. Друзья сказали: «Всё, пора с тебя спиливать «подковы». После этого я не проиграл ни одного боя, и в этой номинации победил. А во второй – дошел до четвертьфинала. И потом ещё несколько лет побеждал в российских и международных турнирах.

Исторический средневековый бой (ИСБ) сегодня – очень популярное направление, претендующее на получение статуса вида спорта. Первый международный турнир по нему – «Битва наций» – прошёл на Украине, в крепости Хотин в 2010 году. Артём участвовал в нём в качестве ведущего. Когда фестиваль начал набирать популярность, его перенесли в Европу, и теперь на него съезжаются около 30 сборных из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, в этом году впервые – из Китая. В лидерах – Россия и Украина. Составы команд – от 3 до 75 человек. В 2014 году, к слову, когда обострилась международная обстановка, было решено, что ИСБ – вне политики.

При том, что в Европе, США, Китае и развитие ИСБ, и направления, связанные с реконструкцией, – часто коммерчески успешные и очень популярные проекты, в России, не считая мегаполисов, реконструкция – всё ещё хобби небольших сообществ увлечённых этой идеей людей.
– Одно из самых прогрессивных направлений сегодня – это HEMA (Historical European Martial Arts, Исторические европейские боевые искусства). Люди в почти спортивной экипировке сражаются, применяя приёмы из фехтовальных трактатов XVI–XVIII веков, которые подробно описаны в фехтбуках – сохранившихся во множестве фехтовальных манускриптах, – рассказывает Артём. – В Москве уже открылась сеть клубов, в которых можно посещать занятия по HEMA.
Но и в таких условиях «боевое» направление продолжает развиваться. Так, интересная дисциплина «выросла» из тренировочного процесса. В своё время бойцы на тренировках вместо стальных мечей начали использовать мягкие спортивные снаряды – чембары, или тембары. Впоследствии Мария Давыдова, президент Федерации современного мечевого боя России (ФСМБР), попробовала использовать мягкое «оружие» для тренировки детей. Из этого выросло целое спортнаправление для людей любого возраста. Соревнования проводятся в России, Беларуси, Украине, Германии, Чехии, Польше. Проходит даже чемпионат Европы. В ФСМБР, к слову, состоят действующие чемпионы из татарстанского военно-исторического клуба «NOLDOR», существующего по собственной инициативе на собственные средства.

ЧТО СКРЫВАЮТ ОДЕЖДЫ
Своей настоящей и единственной профессией Артём считает профессию актёра. Когда ему предложили поработать экскурсоводом на острове-граде Свияжск, он сразу же согласился – это была отличная возможность применить навыки общения с «залом» и накопленный багаж знаний в области истории.
– Мне нравится быть экскурсоводом, рассказывать людям о захватывающей истории Свияжска. Но моё кредо – как можно меньше врать. Один из самых популярных вопросов туристов, которы задают в каждой группе, – это существует ли подземный ход между Успенским (мужским) и Иоа́нно-Предте́ченским (некогда женским) монастырями. Конечно же нет! Чтобы это понять, надо хотя бы чуть-чуть ближе узнать ту жизнь, которой живут монахи, ценности, которые они почитают, – объясняет Артём. – В Свияжске действительно были подземные ходы, но они вели к рекам, чтобы можно было набирать воду во время осад. Ещё часто спрашивают, почему в Казани не заметили, что Иван Грозный строит на острове. Я отвечаю, что заметили, просто не ожидали, что стройка займёт месяц, а не годы.

Мечта Артёма – сшить себе костюм горожанина Улуса Джучи Золотой Орды XIII–XIV веков – из шёлка, произведённого по технологии того времени. Такой продаётся в Чехии и стоит почти заоблачных денег. Он рассказывает: самая большая разница между человеком прошлого и человеком настоящего ощущается, как ни странно, через одежду. Даже костюм русского солдата времён наполеоновских войн далеко не так удобен, как можно подумать, хотя этот период уже сильно отстоит от Средневековья. Этот костюм состоит из двух десятков предметов.
– Люди в начале девятнадцатого века будто никуда не торопились. И вообще, имели совершенно другое представление о войне. Психологическая атака была очень важна. Понимаешь это, когда идёшь в строю, «коробкой», – и никаких тебе окопов, перебежек, укрытий. И не дай бог пригнуться – тут же будешь наказан офицером. Всё это можно «пережить» на «Дне Бородина» – единственном фестивале, куда я уже двадцать лет езжу в качестве реконструктора. Каждый год мы ходим к памятнику 3-й дивизии, в которую входил 21-й егерский полк. ВИК «Арсенал», в котором я состою, более 25 лет занимается реконструкцией этого полка, – рассказывает Артём. – Реконструкция истории для меня – это в первую очередь реконструкция правды. Популяризация исторических событий важна. Но эффективнее было бы организовать, например, интерактивные занятия для школьников. И если такое занятие доведётся проводить мне, слова, с которых я начну, будут такими: «А теперь я расскажу вам, как всё было на самом деле».
Научно-практический журнал "Антинарк"
Добавить комментарий