Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Розовая мечеть в Казани

Розовая мечеть в Казани

Яркие восточные мотивы, нарядная вязь кованой решетки вокруг минарета и сочетание разных архитектурных стилей. Такая она – мечеть, что открылась для правоверных в Ново-Татарской слободе в начале 1906 года. Ал мэчет* – так её назвали в народе. 10-я сборная – значилось в официальных бумагах империи.

06 декабря 2022

Редким туристам, что забредают в этот совсем не парадный уголок татарстанской столицы, иногда рассказывают красивую и печальную легенду про то, как Муса Апанаев, купец первой гильдии, потеряв любимую дочь Зубайду, да себе слово построить храм её памяти. Мол, слово своё сдержал, и в Казани появилась третья каменная мечеть. Легенда не врёт, вот только речь не об Ал мэчет, а о Низенькой Бухарской – той, что стояла на месте нынешней ещё в начале девятнадцатого века. Правда, есть и такое мнение, что старинный храм был не снесён, а лишь кардинально перестроен.
МИНАРЕТ НА МЕСТЕ НИЗЕНЬКОЙ БУХАРСКОЙ
Ал мэчет построил на свои средства другой купец первой гильдии – Мухаммадсадык Галикеев. Известен он был не только своими капиталами (годовой оборот одного его магазина в Гостином дворе превышал один миллион рублей), но и благотворительностью. Был почётным членом «Общества пособия бедным мусульманам Казани», попечителем русско-татарского училища, за свою жизнь пожертвовал деньги на строительство свыше десяти мечетей. Мухаммадсадык следовал заветам своего отца Мухаммадсафы, который, рассказывали, был большим другом Шигабутдина Марджани и помогал ему деньгами при создании медресе «Марджания».
По-видимому, архитектор, проектируя новый храм в Ново-Татарской слободе, сохранил в его облике черты предшествующего. Во всяком случае, в Ал мэчет тоже присутствуют среднеазиатские архитектурные мотивы, и она так же не сильно впечатляет размерами, из‑за чего в своё время прежняя мечеть получила название Низенькой Бухарской.
Ещё одна загадка для обывателя – название Ал мэчет. Но здесь всё просто. Сразу после постройки мечеть выкрасили в розовый цвет. Потом, за сто с лишним лет, храм не раз перекрашивали, но название, данное прихожанами в первые годы, осталось. Даже сегодня, когда краснокирпичные стены и минарет говорят сами за себя, по-прежнему всё ещё на слуху давнее – Ал мэчет.
УРОКИ ДЖАДИДИЗМА ПОД ГНЁТОМ ИМПЕРИИ
10-я соборная мечеть и открывшееся при ней медресе с самого начала были новометодными. Шакирды изучали здесь не только Коран, богословские науки, но и логику, арифметику, грамматику, законоведение, историю арабской грамматики. В том, что Ал мэчет стала признанным центром духовного развития татар, была заслуга муллы Салихзяна Галеева** – убеждённого последователя джадидизма. Собственно, и само медресе было построено на деньги отца Салихзяна, богатого купца. Мухаммадсадык Галикеев, на чьи средства, напомним, была построена мечеть, также был родственником Галеева и, главное, единомышленником.
Союз знаний, денег и убеждений давал блестящие результаты. Сюда приезжали за знаниями из Казанской, Нижегородской, Симбирской, Пензенской губерний. Однако мечеть и медресе, нёсшие в народ свет просвещения, никак не устраивали власти. Джадидизм они считали оплотом вольнодумства, где могут зреть заговоры против империи. Просветительская деятельность Галеева была также оценена соответствующим образом: за организацию в приходе 10‑й соборной мечети новометодных учительских курсов в 1908 году он был выслан в Вологодскую губернию. Не удивительно: ещё в конце девятнадцатого века в одном из полицейских документов отмечалось: «От семьи Галеевых, судя по её убеждениям, нельзя ожидать больших услуг делу ассимиляции татарского населения»…
К счастью, с джадидизмом в Ал мэчет покончить не удалось. Дело Салихзяна Галеева продолжил мулла Мухаммедгабдулла Абдулбадигов. Уже в 1910 году медресе при мечети считалось одним из самых крупных в городе: здесь обучались 90 шакирдов из четырёх губерний. Росло и количество прихожан. Перед Октябрьской революцией приход 10‑й соборной насчитывал 500 душ мужского и 474 – женского пола.
В том, что  Ал мэчет стала признанным центром духовного развития татар, была заслуга муллы Салихзяна Галеева – убеждённого последователя джадидизма.

ПОЛУМЕСЯЦ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В советское время всё закончилось 22 июля 1931 года. В этот день постановлением президиума ЦИК Татреспублики Ал мэчет была закрыта. Здание передали меховой фабрике, здесь какое‑то время был профилакторий. Минарет новой власти, естественно, был без надобности. Взрывать его не стали, но шатёр снесли, самую красивую, верхнюю его часть разобрали...
Вернут мечеть верующим спустя шестьдесят пять лет. Чуть раньше, в последний год советской власти, Ал мэчет признают памятником архитектуры республиканского значения. Но пройдёт ещё больше десяти лет, прежде чем над восстановленным минаретом вновь засияет полумесяц.
Сегодня при Ал мэчет, как и в начале прошлого века, действует медресе (высшее мусульманское медресе имени 1000‑летия принятия ислама). Это первое в Казани медресе, открытое в постсоветскую эпоху***. Среди его выпускников – Валиулла хазрат Якупов, муфтии Чувашии, Москвы и Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Самарской области, другие известные мусульманские лидеры Татарстана и России.
Адрес: Казань, ул. Мазита Гафури, 67
* Ал мэчет (тат.) – Розовая мечеть.
** Брат Салихзяна Галеева Галимджан Баруди (Галеев) станет впоследствии первым всенародно избранным муфтием России – прим. ред.
*** Первоначально располагалось в Закабанной мечети.
Фото: Аскар Сабиров

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: