Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Стены больших городов

Стены больших городов

Кто разрисовывает стены татарстанских городов

18 сентября 2017

Не столько канули в Лету, сколько трансформировались те времена, когда стены и заборы украшали корявые буквы на тему «Здесь был Вася», «Гуля – дура» или «Маша+Миша=Любовь» с соответствующими, не всегда приличными, рисунками. Сейчас подобные чувствоизъявления выглядят более художественно, если не сказать талантливо. И называются они граффити.
Путешествуя с фотоаппаратом по граффити-местам Казани, «Татарстан» не только получил эстетическое удовольствие, но и узнал у авторов сего жанра и у ведущих специалистов уличного искусства, насколько Казань открыта для граффитистов и какими ещё «полотнами» в ближайшем будущем украсятся стены города.
ИСКАЖЕНИЕ МАТРИЦЫ
1-16
– Граффити уже превратилось в жанр, – говорит наш экскурсо­вод Артём Сильвестров, которо­го местные и окрестные граф­фитисты считают экспертом по уличному искусству. Сам он себя называет человек-арт-груп­па. «Татарстан» внимает, Артём продолжает:
– Как и в любом жанре совре­менного искусства, здесь поя­вились свои стили и направле­ния: концептуализм, мюрализм, графика, живопись, перформанс и другие. Все их объединяет лю­бовь к нелегальности – главному методу привлечения внимания. Жанр этот ещё и тусовка – в со­обществе уличных художников по всему миру, объединенных общим бэкграундом граффити.
Артём уверяет, что в Казани есть граффитисты, признанные в мире. Но в нашем городе мало их работ.
– Вообще, для уличного худож­ника не существует деления про­странства на границы государств. Поэтому иногда в городе живут художники-мигранты, которые всю жизнь путешествуют от точки к точке.
Есть Дамир Бозик – человек ве­личайшего позитива. Ему нужно отдавать фасады под роспись, хотя он вроде их и так делает.
Иногда проездом в Казани бы­вают Brad Downey, Abel… В поза­прошлом году у нас проходила крупная двухнедельная выстав­ка-воркшоп в «Смене» под назва­нием «Цех», куда приезжали веду­щие уличные художники России и Украины, работающие в контек­сте современного концептуализма в публичном пространстве.
Ещё есть старая школа граффити команды Aeropop и новая школа бомбинга, в лице Малка, Стобита и многих других «бойцов невиди­мого фронта», молодых и горячих.
Есть граффити-шоп fameflow, который совмещает в себе ещё и школу рока.
1-14
К ПОЗИТИВНОМУ ТВОРЧЕСТВУ КАЗАНЬ ОТНОСИТСЯ НОРМАЛЬНО
1-7
Дамира Бозика «Татарстан» застал за созданием вот тако­го фантастического шедевра в ресторане на Кремлёвской набережной.
– Я рисую всю жизнь, граффити в том числе. Сначала увидел ри­сунки на улицах, в клипах рэп-ко­манд… Потом захотелось попро­бовать самому, освоить технику рисования баллонами. Думаю, это классическая схема на тему «Как стать граффитистом».
– Дамир, мог бы ты открыть какие‑то тайные граффити-ме­ста? Те, которые мало кто ви­дел.
– Есть место в лесу, в районе станции Новаторов. Если идти там по берегу Казанки, можно наткнуться на интересный объ­ект, покрытый различным артом.
1-6
– Казанские граффитисты могут свободно рисовать вез­де, где захочется? Или есть ка­кие‑то ограничения?  
– Всегда есть стенки, где мож­но относительно спокойно по­рисовать.
Вообще, к позитивному твор­честву, к ярким интересным ри­сункам все относятся нормаль­но, чего не скажешь о класси­ческом граффити, о шрифтах…
– Хочется ли создать что‑то более глобальное, чем то, что уже нарисовано?
– Мне бы хотелось нарисовать некоторые масштабные рисунки на фасадах домов. Хочу реализовать эти проекты в ближайшее время.
1-8
 
ВАНДАЛИЗМ НЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ НИГДЕ
Казанский стрит-арт-худож­ник под иноземным псевдони­мом Sly Dog известен широкой публике своей тридцатиметро­вой «девочкой, поливающей из лейки деревья» на фасаде здания технополиса «Химград».
1-3
– Впервые я узнал о граффити в 2000 году, когда жил в Москве, – рассказывает Sly Dog. – Но пер­вое своё граффити сделал только в 2010-м, уже будучи в Казани.   Я использую самые разные стили, начиная от простых тэгов, закан­чивая сложнейшими персонажами.
1-9
– Самые популярные места в Казани для рождения граффи­ти где, на твой взгляд?
– Под мостом «Миллениум».
– Насколько Казань открыта для граффитистов?
– Если говорить о легальном граффити, то Казань очень хоро­шо к этому относится и открыта для этого направления. Ну а граф­фити в виде вандализма, думаю, не приветствуется нигде в этом мире.
– Есть ли какието технические требования к художникам и их работам?
– Нет, никаких особых навыков не нужно. Искусству рисования бал­лоном можно обучиться. И совсем другой вопрос об умении рисовать в целом. Этому, конечно, тоже мож­но обучиться, но если у тебя есть талант, он станет большим плюсом.
– Какой твой рисунок в бли­жайшем будущем украсит город?
– Понятия не имею. Но что-ни­будь скоро точно появится. Идей и планов, конечно, много. Как толь­ко реализую – расскажу.
ЧЁРНО-ЗОЛОТАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА АЛЬМЕТЬЕВСКА
Пока казанские граффитисты кто во что горазд разрисовыва­ют свободные пространства, Альметьевск силами специали­стов Института исследования стрит‑арта из Санкт-Петербурга организованно превращает про­мышленные объекты в произве­дения искусства.
1-15
2 сентября прогрессивные аль­метьевцы реализовали на своей территории крупный арт-проект «Сказки о золотых яблоках».
1-1
В основу легла старинная татар­ская сказка о семи яблоках. Та са­мая, в которой рассказывается о том, что дети – главная радость в жизни человека, большая, чем лю­бые материальные ценности.
Уличные художники из разных городов мира расписали большое здание по улице Ленина, резерву­ары котельной АПТС на улицах Не­фтяников и Гафиатуллина и дом №123 по улице Бигаш, которые яв­ляются своеобразными воротами в город со стороны Набережных Челнов.
1-2
Теперь эти «ворота» украшает история в чёрно-золотых тонах, под стать чёрному золоту – глав­ному символу города. Кураторский совет разработал урбанистическую, единую для всех объектов чёрно-зо­лотую концепцию.
Специалисты переосмыслили картину Хариса Якупова «Золото Татарии», которая отсылает к  исто­рии этих мест и татарской нефтя­ной промышленности. Художники использовали карты города Аль­метьевска, архивные фотографии и другие материалы, на основе которых появилось новое произ­ведение на почти 2000 свободных альметьевских метрах – на двух стенах здания парковки.
Масштабные уличные  полотна – лишь часть оригинального замысла  культурной перезагрузки столицы нефтяников. В ноябре из прошлого в настоящее Альметьевска ворвёт­ся Тукай на велосипеде с Шурале в корзинке. Но это уже другая исто­рия. Скульптурная.
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: