
Стены больших городов
Кто разрисовывает стены татарстанских городов
18 сентября 2017
Путешествуя с фотоаппаратом по граффити-местам Казани, «Татарстан» не только получил эстетическое удовольствие, но и узнал у авторов сего жанра и у ведущих специалистов уличного искусства, насколько Казань открыта для граффитистов и какими ещё «полотнами» в ближайшем будущем украсятся стены города.
ИСКАЖЕНИЕ МАТРИЦЫ

– Граффити уже превратилось в жанр, – говорит наш экскурсовод Артём Сильвестров, которого местные и окрестные граффитисты считают экспертом по уличному искусству. Сам он себя называет человек-арт-группа. «Татарстан» внимает, Артём продолжает:
– Как и в любом жанре современного искусства, здесь появились свои стили и направления: концептуализм, мюрализм, графика, живопись, перформанс и другие. Все их объединяет любовь к нелегальности – главному методу привлечения внимания. Жанр этот ещё и тусовка – в сообществе уличных художников по всему миру, объединенных общим бэкграундом граффити.
Артём уверяет, что в Казани есть граффитисты, признанные в мире. Но в нашем городе мало их работ.
– Вообще, для уличного художника не существует деления пространства на границы государств. Поэтому иногда в городе живут художники-мигранты, которые всю жизнь путешествуют от точки к точке.
Есть Дамир Бозик – человек величайшего позитива. Ему нужно отдавать фасады под роспись, хотя он вроде их и так делает.
Иногда проездом в Казани бывают Brad Downey, Abel… В позапрошлом году у нас проходила крупная двухнедельная выставка-воркшоп в «Смене» под названием «Цех», куда приезжали ведущие уличные художники России и Украины, работающие в контексте современного концептуализма в публичном пространстве.
Ещё есть старая школа граффити команды Aeropop и новая школа бомбинга, в лице Малка, Стобита и многих других «бойцов невидимого фронта», молодых и горячих.
Есть граффити-шоп fameflow, который совмещает в себе ещё и школу рока.

К ПОЗИТИВНОМУ ТВОРЧЕСТВУ КАЗАНЬ ОТНОСИТСЯ НОРМАЛЬНО

Дамира Бозика «Татарстан» застал за созданием вот такого фантастического шедевра в ресторане на Кремлёвской набережной.
– Я рисую всю жизнь, граффити в том числе. Сначала увидел рисунки на улицах, в клипах рэп-команд… Потом захотелось попробовать самому, освоить технику рисования баллонами. Думаю, это классическая схема на тему «Как стать граффитистом».
– Дамир, мог бы ты открыть какие‑то тайные граффити-места? Те, которые мало кто видел.
– Есть место в лесу, в районе станции Новаторов. Если идти там по берегу Казанки, можно наткнуться на интересный объект, покрытый различным артом.

– Казанские граффитисты могут свободно рисовать везде, где захочется? Или есть какие‑то ограничения?
– Всегда есть стенки, где можно относительно спокойно порисовать.
Вообще, к позитивному творчеству, к ярким интересным рисункам все относятся нормально, чего не скажешь о классическом граффити, о шрифтах…
– Хочется ли создать что‑то более глобальное, чем то, что уже нарисовано?
– Мне бы хотелось нарисовать некоторые масштабные рисунки на фасадах домов. Хочу реализовать эти проекты в ближайшее время.

ВАНДАЛИЗМ НЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ НИГДЕ
Казанский стрит-арт-художник под иноземным псевдонимом Sly Dog известен широкой публике своей тридцатиметровой «девочкой, поливающей из лейки деревья» на фасаде здания технополиса «Химград».

– Впервые я узнал о граффити в 2000 году, когда жил в Москве, – рассказывает Sly Dog. – Но первое своё граффити сделал только в 2010-м, уже будучи в Казани. Я использую самые разные стили, начиная от простых тэгов, заканчивая сложнейшими персонажами.

– Самые популярные места в Казани для рождения граффити где, на твой взгляд?
– Под мостом «Миллениум».
– Насколько Казань открыта для граффитистов?
– Если говорить о легальном граффити, то Казань очень хорошо к этому относится и открыта для этого направления. Ну а граффити в виде вандализма, думаю, не приветствуется нигде в этом мире.
– Есть ли какие‑то технические требования к художникам и их работам?
– Нет, никаких особых навыков не нужно. Искусству рисования баллоном можно обучиться. И совсем другой вопрос об умении рисовать в целом. Этому, конечно, тоже можно обучиться, но если у тебя есть талант, он станет большим плюсом.
– Какой твой рисунок в ближайшем будущем украсит город?
– Понятия не имею. Но что-нибудь скоро точно появится. Идей и планов, конечно, много. Как только реализую – расскажу.
ЧЁРНО-ЗОЛОТАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА АЛЬМЕТЬЕВСКА
Пока казанские граффитисты кто во что горазд разрисовывают свободные пространства, Альметьевск силами специалистов Института исследования стрит‑арта из Санкт-Петербурга организованно превращает промышленные объекты в произведения искусства.

2 сентября прогрессивные альметьевцы реализовали на своей территории крупный арт-проект «Сказки о золотых яблоках».

В основу легла старинная татарская сказка о семи яблоках. Та самая, в которой рассказывается о том, что дети – главная радость в жизни человека, большая, чем любые материальные ценности.
Уличные художники из разных городов мира расписали большое здание по улице Ленина, резервуары котельной АПТС на улицах Нефтяников и Гафиатуллина и дом №123 по улице Бигаш, которые являются своеобразными воротами в город со стороны Набережных Челнов.

Теперь эти «ворота» украшает история в чёрно-золотых тонах, под стать чёрному золоту – главному символу города. Кураторский совет разработал урбанистическую, единую для всех объектов чёрно-золотую концепцию.
Специалисты переосмыслили картину Хариса Якупова «Золото Татарии», которая отсылает к истории этих мест и татарской нефтяной промышленности. Художники использовали карты города Альметьевска, архивные фотографии и другие материалы, на основе которых появилось новое произведение на почти 2000 свободных альметьевских метрах – на двух стенах здания парковки.
Масштабные уличные полотна – лишь часть оригинального замысла культурной перезагрузки столицы нефтяников. В ноябре из прошлого в настоящее Альметьевска ворвётся Тукай на велосипеде с Шурале в корзинке. Но это уже другая история. Скульптурная.
Добавить комментарий