
Сто лет назад в декабре...
Где в Казани устанавливали народную новогоднюю ёлку
25 декабря 2017
Наконец, гигантские золотые ножницы смыкаются и отрезают старый год от ленты современности, отправляя его в архив. Пробка шампанского бьёт в люстру, а пузырьки – в голову… Свежо пахнет лесом из угла, мандаринами – со стола, а в распахнутую форточку уже протискивается настырный мальчик с циферками на новой шапке.
Корни у главной приметы нашего горячо любимого праздника – новогодней ёлочки – христианские. Но со временем Вифлеемскую звезду сменила советская пятиконечная, а теперь на макушку насаживают либо серебристую сосульку, либо её вообще оставляют голой. Религиозно-политическая подоплёка сошла на нет. Но осталась сказка со своими добрыми персонажами…
В антикварной лавке коллекционера Кирилла Пономарёва, доверху забитой артефактами канувших в Лету эпох, робко выглядывают из‑за бронзовых часов и стройных «античных» ваз потёртые Деды Морозы, самому молодому из них – лет семьдесят.

Самый старый Дед Мороз из коллекции Кирилла Пономарёва
ТЕПЕРЬ ОНИ НА ПЕНСИИ
Подумать только, сколько радости успели эти дедушки принести за свой долгий век казанским ребятишкам, сколько взоров они собирали за одну новогоднюю ночь, когда в них верили, на них молились! И тогда чудо спешило к подъезду, хрустело снежком, облитым золотым лучом из фонарного бокала, дёргало дверной колокольчик и делало людей немного счастливыми – наяву, но чаще во сне… Мешок‑то маленький, на всех не хватает! Поэтому, когда ребёночек подрастал, он начинал подтрунивать над старичком с бородой из ваты.
Как отмечали Новый год до революции, мы можем узнать из литературы. Там всё подробно запротоколировано! У Антона Павловича Чехова есть язвительный рассказ под названием «Ёлка», где раздача подарков приобретает философский смысл:
«Высокая, вечно зелёная ёлка судьбы увешана благами жизни... От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг ёлки толпятся взрослые дети. Судьба раздаёт им подарки...
– Дети, кто из вас желает богатую купчиху? – спрашивает она, снимая с ветки краснощёкую купчиху, от головы до пяток усыпанную жемчугом и бриллиантами... – Два дома на Плющихе, три железные лавки, одна портерная и двести тысяч деньгами! Кто хочет?
– Мне! Мне! – протягиваются за купчихой сотни рук. – Мне купчиху!
– Не толпитесь, дети, и не волнуйтесь... Все будете удовлетворены...». И т.д.
– Современные Деды Морозы стали похожи на заморского Санта-Клауса, – сетует Кирилл Николаевич, – но у нас ведь есть свой, родной и подзабытый. Самый почтенный из сохранившихся в антикварной лавке –это дореволюционный, сделанный из папье-маше. Облик явно позаимствован с иконы Николая Чудотворца: седая борода и усы, только художник праведную хмурость заменил добродушной улыбкой. Посмотрите, какой дедушка живой получился! Уже не православный святой, а наш русский смекалистый мужичок в белом овчинном тулупе. Щёки от мороза горят, борода как будто снежком покрылась и песцовым воротником ниспадает. Глаза лукавые. В своей избушке, укрытой еловыми лапами, он вечерами игрушки мастерил и вот вышел к ребятишкам – поздравить с Рождеством Христовым. Каждая деталь тонко выписана. Такое ощущение, что Деда Мороза расписывал иконописец беличьей кистью. Можно долго разглядывать и восхищаться этой ручной работой. Скульптурка, согретая руками неизвестного мастера-артельщика, получилась гораздо ёмче, чем изначально замышлялась. Это уже не просто сказочный герой, это образ хранителя народной мудрости и традиций.
Разглядывая Деда Мороза, чему ещё можно подивиться? Тому, как Россия быстро адаптирует, а лучше сказать по-русски, прилаживает всё иностранное и превращает чужое в своё. Ветви палестинской пальмы стали у нас пушистой ёлкой, Николай Чудотворец из турецкого Демре превратился в Деда Мороза, мутная Иордань была заменена на прозрачную купель в проруби, напыщенные библейские имена упростились до неузнаваемости: Иоанн – в Ивана, Иеремия – в Ерёму и т.д. Как будто бы невидимая рука мастера-самородка обтёсывала замысловатое заморское, переделывая в простое российское.




НА ЁЛКЕ – ТАНКИ И СПУТНИКИ
Кирилл Николаевич достаёт из коробки советские ёлочные игрушки из цветного стекла с серебристым напылением. Ностальгические! Их хранили, обложив ватой, которая изображала на еловых ветках мягкий снег. Процесс украшения ёлки – радостный, обычная комната сразу приобретала таинственное мерцание. Взрослые заходили и поглядывали с восхищением. Что‑то в душе размягчалось.
Тема игрушек соответствовала эпохе. Огромная ёлка, которую устанавливали в Дворянском собрании Казани накануне Первой мировой войны, была вся сплошь увешана солдатиками, пушками и крейсерами – под стать патриотическим настроениям населения. Кстати, была такая традиция – присылать на главную ёлку Казанской губернии от каждой гимназии и училища по одной, но огромной игрушке, сделанной вручную.
Ёлочная игрушка обязательно отражала события в стране. Как только в небе России появились аэропланы и лётчики стали героями, тут же игрушки на эту тему украсили еловые лапы. Советские времена не исключение. Ёлки то запрещали, то разрешали, но в конце концов, отбросив религиозную подоплёку, они стали «мягкой и пушистой» пропагандой в руках властей и помогали в воспитании подрастающего поколения. Дети развешивали красноармейцев в будёновках, тачанки-ростовчанки и мечтали поскорее вырасти и стать в суконные ряды РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия). Во время Великой Отечественной войны на ёлку вешали автоматчиков, танки, истребители и даже «Катюши». Когда осваивали целину, в моду вошли тракторы, когда космос – спутники, ракеты и космонавты в скафандрах. Сегодня лесную красавицу украшают разноцветные шары, снежинки и фонарики. Никакой политики! Но песенку наши дети старую поют, написанную в далёком 1903 году поэтессой Раисой Кудашевой. Это гимн российского Нового года:
В лесу родилась ёлочка,В лесу она росла,Зимой и летом стройная,Зелёная была.
«СПЕШИМ ВАС ПОЗДРАВИТЬ…»
Получив открытку, её читали домочадцам вслух, затем ставили под стекло в буфет или пришпиливали веером вокруг настенного календаря. После праздника убирали в пухлые семейные альбомы. Бывало, татарские бабушки ими стены украшали, даже вокруг старинного шамаиля приклеивали. Красиво же!
В коллекции Кирилла Пономарёва есть новогодние и рождественские открытки, многие надписаны. Марки трёхкопеечные проштампованы. Значит, послания были доставлены и порадовали адресата. Вот, например, открытка с игривой девушкой у нового телефонного аппарата (впечатляющая новинка техники), она ухватила сразу две трубки, видимо, поздравляет одновременно пару своих женихов. Такой юмор!
Отправили её в Казань из Нижнего Новгорода 22 декабря 1914 года, а через два дня доставили Ивану Спиридонову на улицу Гостинодворскую (ныне Чернышевского) в магазин Гутмана.
«Здавствуйте дорогой наш товарищ Иван Спиридонович и Евдокия Лаврентьевна и детки ваши Вера и Поля. Спешим мы вас поздравить спраздником рождеством Христовом. Ижелаем встретить врадости и добром здоровие ещё всяком благополучие. Ещё поздравляем вас с покупкой дома. Ваш (неразб.) Фёдр».
Грамотность писавшего была на уровне двоечки, но с тех пор люди не очень‑то поднаторели в области правописания, достаточно посмотреть на эсэмески и сообщения в «Ютубе» и «Инстаграме». Появление техники упрощало жизнь. Даже телефонные аппараты значительно сокращали количество праздничной корреспонденции. Уже не надо было выбирать в книжной лавке открытку, придумывать оригинальное пожелание, заглядывать в орфографический словарь, старательно выводить буквы с завиточками, достаточно было набрать номер и громко поздравить. Так что эпистолярный жанр был уже тогда приговорён, а могилу письмам и открыткам вырыли мобильник и интернет.
– На большинстве дореволюционных открыток стоит золотое тиснение «Съ Рождествомъ Христовымъ», реже встречаются те, которые поздравляют «Съ Новымъ годомъ» без религиозной подоплёки, – говорит Кирилл Николаевич, раскладывая, как пасьянс, свою новогоднюю коллекцию. – Однако широко смену года не отмечали. В ночь с 31 декабря на 1 января, взбив пуховые подушки, казанцы отправлялись на боковую. Православные шумно праздновали лишь Рождество с 6‑го на 7 января. При храмах делали еловые шалаши, а в них – снежные вертепы. Иногда выпиливали большие ледяные кресты. Завершалась рождественская неделя благотворительными вечерами, на которых устраивались лотереи и жертвовались значительные суммы в пользу нуждающихся.



Новогодний пакетик. Предположительно, 1965 г.

Игрушки 50-х годов.
Народную ёлку устанавливали в парке «Чёрное озеро». Тогда не пытались сделать её выше и круче тех, что стояли в городских садах других губернских городов Российской империи, просто старались устроить праздник для небогатых людей с нехитрыми забавами: русскими горками, качелями, ледяной крепостью, которую надо было взять, скоморохами, балаганом с Петрушкой и Городовым, чайными столами с самоварами и горячими пирожками – копейка штука. Под ёлкой играла гармонь, и всем было весело. Кстати, на народных гуляниях спиртным торговать было запрещено. Только чай из трав и сушёных ягод. Но веселье само опьяняло!
В советские времена гражданам также настойчиво старались привить культуру пития. Любой праздник, даже такой семейный, как Новый год, являлся общественным мероприятием, и встретить его предлагалось совместно в кафе с политически правильными тостами – под присмотром трезвого парторга. Но это не прижилось. Всех тянуло к своему тазику с винегретом и бутылке «Советского шампанского» с переходом на ледяную «Московскую». Ну а когда появились первые «Голубые огоньки» с Муслимом Магомаевым, Ларисой Мондрус, Аидой Ведищевой, Валерием Ободзинским, Майей Кристалинской и Эдуардом Хилем, люди выбегали во двор, чтобы только в новогоднем снегу друг дружку извалять, и обратно бежали за стол.
Это был один-единственный праздник для народа, не окрашенный в кумачовый цвет. Зимний, но такой тёплый!
Добавить комментарий