Туризм и антропогенная перегрузка
Популярность того или иного места сегодня измеряется количеством посещений, эти цифры ставятся во главу угла при определении различных рейтингов. Но у всего этого есть обратная сторона медали.
19 октября 2025
Этим летом в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» прошёл межрегиональный круглый стол «Музеи и туризм». Ведущие музейные деятели России и Беларуси обсуждали ключевые вопросы сохранения ландшафтов, музейного гостеприимства и управления туристическими потоками. Одной из тем, вызвавших горячее обсуждение, стала антропогенная нагрузка. Впрочем, сами участники форума заявляли, что речь идет уже о перегрузке. Об этом мы и поговорили с директором Свияжского музея-заповедника Артёмом Силкиным.
КАК СКОРО «ИЗНОСИТСЯ» МОЛОДОЙ МУЗЕЙ
- Артём Николаевич, какие риски несёт антропогенная нагрузка музейным объектам и вашему в частности?
- Начну с того, что прогнозный турпоток, согласно плану развития музея-заповедника от 2010 года, должен был составлять 25 тыс. человек в год. Вся инфраструктура проектировалась в свое время именно под эти цифры. В 2024 году количество посещений составляло 1 млн 800 тыс. (превышение расчётных показателей в 72 раза. - Ред.). При таких количествах остро встают вопросы вытаптывания растительности, накопления мусора, потому что у нас не все граждане выкидывают его в специально отведённых местах. Даже мелочь, казалось бы, - один косточку от вишенки выплюнул, другой лузгу от семечек бросил... А в итоге могут вырасти мусорные горы. Опять же это физический износ объектов культурного наследия.
- Ну ваш музей ещё сравнительно недавно создан, неужели уже есть основание ставить вопрос о физическом износе?
- Про нас до сих пор говорят, что мы молодой музей, хотя с открытия уже 15 лет прошло. Но если посмотреть на состояние поверхностей музейных помещений, открытых раньше всего, то они в некоторых местах просто стерты ногами и руками посетителей. И с этим ничего не поделаешь, ведь сотни тысяч человек прошли по тому же полу.
За прошедшее время ситуация с турпотоками радикально поменялась, и созданная в 2010-2015 годах инфраструктура уже не отвечает современному развитию туризма. Впрочем, это не только наша головная боль, в целом проблема овертуризма, или гипертуризма, это явление по-разному называют, повсеместно стоит достаточно остро в отношении раскрученных объектов.
Если говорить конкретно об объекте ЮНЕСКО - Успенском соборе, то любой его посетитель, естественно, дышит, выдыхая углекислоту. Она, соединяясь с влагой, содержащейся в воздухе, образует кислоты, которые попадают в парообразном состоянии на уникальные фрески XVI века и приводят к их разрушению.
.jpeg)
Директор Свияжского музея-заповедника Артём Силкин (крайний справа) знакомит российских и белорусских коллег с уникальными фресками XVI века в Покровском соборе.
СУЕВЕРИЯ И ВАНДАЛИЗМ ЧИСТОЙ ВОДЫ
- Посещение Успенского собора всё-таки регламентировано, я как турист пытался туда попасть, и это оказалось не просто...
- Да, там этот вопрос более-менее отрегулирован, хотя всё равно возникают проблемные ситуации. Например, у нас была такая неприятная история, когда кто-то разнёс слух, что прикосновение к одной из фресок сулит удачу. В итоге на этой фреске образовалось пятно, а подлинная живопись XVI века пострадала, пришлось работать реставраторам.
Откуда берутся эти суеверия? Может быть, от некого разочарования, ведь многие люди, думается, приезжают сюда за определённой атмосферой, за каким-то духовным опытом...
Есть случаи и вандализма чистой воды. На деревянной Троицкой церкви можно увидеть надписи типа «здесь был Вася». Их достаточно много. На храме XVI века наши граждане гвоздями или перочинными ножами оставляют такие надписи!
.jpeg)
Таким безлюдным Сви-яжск предстаёт перед теми, кому посчастливилось прибыть на остров первыми с утра.
ГДЕ ПОРОГ ТУРПОТОКА?
- А какой, по вашему мнению, может быть порог у туристического потока для Свияжска? Существующее количество посещений уже критично для музея-заповедника?
- Достаточно критично. На самом деле это сложный вопрос, потому что он связан непосредственно с вместимостью улиц, максимальной проходимостью музеев и инфраструктурой. Дело не только в том, какое количество посетителей могут принять музеи, люди ведь хотят что-нибудь попить-поесть, сходить в туалет и так далее. А развивать это всё до бесконечности невозможно, потому что при таком методе интенсивного развития в какой-то момент от самого Свияжска мало что останется. Поэтому необходимо соблюдать все жёсткие ограничения, которые прописаны для объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если вложить сейчас дополнительные средства в инфраструктуру, необходимую для комфортного пребывания посетителей, я думаю, что максимальное их число может составить 2,5-3 млн человек в год. Но это при условии, если государством будут затрачены дополнительные средства на оборудование перехватывающей парковки и на прочие мероприятия, связанные с пребыванием огромного количества людей. В целом сегодня, к сожалению, отсутствует комплексный подход к развитию музея-заповедника, не создан координационный межведомственный комитет и так далее. Инвестиции в безопасность опять же, в текущей обстановке это важный момент.
- Сам музей-заповедник предпринимает какие-то шаги для решения обозначенных вами проблем?
- Конечно. Мы стараемся проводить мероприятия на удалении от объектов Всемирного наследия. Например, фестиваль «Народная лодка» на набережной реки Свияги, именно для того, чтобы оттянуть туда часть турпотока. Также важным шагом стала регистрация музея в качестве туристического оператора. Создан хозрасчётный отдел с функциями туристического, у него есть два офиса в Казани, там продают музейный туристический продукт.
.jpeg)
Свияжск имеет административный статус сельского поселения, численность нселения составляет 241 человек (на 1 января 2024 года), в том числе 65 пенсионеров.
ЛАНДШАФТ УХОДИТ
- Вы упомянули вопрос безопасности. А бывают конфликты у жителей Свияжска с посетителями музея-заповедника? Вам как местному это должно быть знакомо.
– Ну какие-то конфликтные ситуации, при таком потоке могут возникать, конечно. А у нас тут нет даже участкового полицейского. У меня у самого как-то перед домом, прямо на улице, какие-то люди поставили мангал и стали жарить шашлык. Я говорю: «Что вы делаете-то?!» А они отвечают: мол, а что такого, мы просто отдохнуть приехали за город. Им, конечно, пришлось свернуть свою кухню, хотя был бы рядом участковый, всё могло быть проще.
В крайних случаях вызываем полицию, конечно, хотя пока они доедут... Так что всё-таки стараемся решить конфликтные ситуации за счёт коммуникабельности. В федеральных музеях с этим дело обстоит получше, потому что их всё-таки Росгвардия охраняет, да и другой уровень финансирования, мы же просто региональный музей.
- Да и, скажем так, единоначалия на острове нет
- Верно, с одной стороны, территория музея-заповедника - это вся территория Свияжска, но это лишь в историко-культурном аспекте и с точки зрения управления туризмом. Потому что с других сторон есть владельцы домовладений и земельных участков, муниципалитет, коммунальное хозяйство, управляющая компания, ну и, естественно, к территории монастырей и церковной жизни мы вообще никакого отношения не имеем. Хотя со стороны всё может восприниматься как единая картина. Это для нас, кстати, не угроза, а просто управленческая задача для решения, ведь местные жители, их благополучие и комфорт - наш приоритет.

Международный совет по сохранению памят-ников и достопримечательных мест ИКОМОС среди прочего реко-мендует государству избегать реконструкции «традиционных домов» на острове в туристических целях и учитывать, что любая реконструкция в этой части буферной зоны должна быть максимально ограничена.
УРБАНИЗАЦИЯ И ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
- Вы говорили, что чувствуете некую, но пока лишь потенциальную угрозу со стороны «наступающих» городов.
- Это действительно так. Вообще, наш регион высокоурбанизированный, нас окружают бурно развивающиеся экономические объекты: межрегиональный мультимодальный логистический центр и Иннополис. Уже сейчас в тёмное время суток небо со стороны теплиц на другом берегу Волги озарено огромным электрическим заревом, а то ли ещё будет. А ведь одной из важнейших ценностей Свияжска является окружающий природный ландшафт. Нужно более взвешенно подходить к застройке и использованию заповедных территорий. И речь не только о каких-то глобальных проектах, но и о частном секторе, особенно на прилегающих к Успенскому монастырю, напомню, объекту Всемирного наследия, улицах.
Поэтому крайне необходимо, как это и предполагается в случае с памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО, создание координационного комитета, который должен регулировать и организовывать межведомственное взаимодействие для того, чтобы сохранить Свияжск для будущих поколений. Пока же отсутствуют механизмы защиты интересов музея-заповедника перед интересами бизнеса.
Остров - это очень небольшое место: участок суши размером один километр на 800 метров, всего-то-навсего, со своим историческим укладом, с пока ещё не утраченной атмосферой. Но всё это очень легко потерять, если продолжатся те тенденции, которые сегодня, к сожалению, имеют место быть.
.jpeg)
.jpeg)
Домашний скот в Свияжске теперь «пасётся» только на заборах.
Добавить комментарий