Уходящая натура железнодорожной больницы
Это лечебное учреждение казанцы некогда навещали не только в связи с недугами. Оно было ещё и одним из любимых мест отдыха – территория больничного городка больше напоминала парк, особый колорит которому придавала монументальность сталинского ампира здания главного корпуса.
В августе немало профессиональных праздников, в том числе и День железнодорожника. Поздравления в связи с этим принимают не только сотрудники железной дороги, но и те, кто стоит на страже их здоровья. Впрочем, в этом году у железнодорожных медиков Татарстана есть ещё один повод для получения поздравительных адресов: 140 лет назад, в 1885 году, в Казани открылся первый медицинский пункт Московско-Казанской железной дороги. Это произошло всего через год после указа Николая I об открытии первой санитарной службы в России при строительстве Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Власть имущие понимали необходимость оказывать медицинскую помощь и строителям «чугунки», и тем, кто её обслуживал, а также членам их семей.
Здание железнодорожной больницы – одно из последних в Казани зданий (строительство по проекту 1947 года началось в 1957-м) в стиле сталинского ампира, сочетающего в себе элементы классицизма, ар‑деко и монументализма.
В ШТАТЕ ЛИШЬ ФЕЛЬДШЕР И САНИТАР
Этим же было обусловлено и создание амбулатории при железнодорожной станции Казань. Начиналось с малого – первоначально в штате состояли лишь фельдшер и санитар, они оказывали только неотложную и экстренную помощь при внезапных заболеваниях, несчастных случаях и травмах. Через год в штат ввели врача, и медпункт стал называться уже приёмным покоем, чья пропускная способность составила 20‑30 человек в день.
ЛОЖКА МЁДА В ДЕНЬ
В дальнейшем появилась и больница, чьи возможности по оказанию медицинских услуг ширились год от года. В нынешнем здании лечебное учреждение располагается со времени его постройки в 1960 году. В лучшие годы – речь идёт о 70‑80-х годах – здесь размещался стационар на 650 коек. На территории больничного городка, уходящей тогда едва ли не до самой прилегающей к Казанке Русско-Немецкой Швейцарии, располагались: ещё один корпус, автохозяйство на 53 машины, общежитие, прачечная, котельная, яблоневый сад и пасека, – каждому больному полагалась столовая ложка мёда в день, а яблоки сушили, и в рационе пациентов зимой часто присутствовал компот из собственных сухофруктов.
Вся округа утопала в зелени деревьев и кустарников, в то время казанцы сюда приходили просто гулять, как в парк.
Железнодорожные медики озадачились пополнением зелёных насаждений больничного городка новыми видами растений.
ДУХ ПРОШЛОГО
Теперь о тех временах можно судить только по рассказам бывших сотрудников железнодорожной больницы, ещё заставших былое. На месте большей части прежнего больничного городка теперь выросли жилые комплексы, подступающие уже едва ли не вплотную к главному корпусу.
Хотя дух прошлого здесь всё же присутствует. Его начинаешь ощущать ещё на улице Николая Ершова при взгляде на увитую плющом железную, с элементами ковки, давно не крашенную ограду больницы. Большая часть здания самой больницы, как снаружи, так и изнутри, выглядит словно женщина, решившая достойно стареть, не прибегая к услугам косметологов. С одной стороны, это вызывает определённую симпатию с оттенком ностальгии по советскому прошлому – одни только деревянные рамы с незатейливыми, но надёжного вида железными запорами или пальмы в кадках у колонн на центральном входе чего стоят. С другой – понимаешь, что привычного современному человеку комфорта недостаёт.
– Как давно ремонтировалось здание? – спрашиваю у главного врача больницы Олега Галиуллина.
– Ну это наша боль. Вообще, мы находимся в ожидании реконструкции. Её проект находится на госэкспертизе в Москве. По её результатам наш учредитель будет принимать решение. В ожидании этого мы приостановили текущие ремонтные работы, чтобы не расходовать средства. Но не все. Сейчас делаем косметический ремонт на пятом этаже в терапевтическом отделении. Опять же палаты поддерживаем в надлежащем состоянии.
На сегодня у нас достаточно современная поликлиника в три этажа в правом крыле больницы, где проведён капитальный ремонт: там два лифта, лаборатория. Все диагностические процедуры там проводим, там же принимают специалисты узкого и широкого профиля, – перечисляет главврач.
Главный врач ЧУЗ «РЖД- медицина» города Казани Олег Галиуллин, по родительской линии – потомственный врач (специалист в области сердечно-сосудистой хирургии), а по дедушкиной и бабушкиной – железнодорожник.
НОВЫЕ РЕАЛИИ
Да, былое величие, если так можно выразиться, в прошлом. Хотя железнодорожная медицина – лидер медицины производственной, ведь ни одна другая отрасль, помимо железной дороги, не сохранила свою ведомственную медструктуру, которая представлена во всех субъектах России 71 юридическим лицом. Прежде же их было 134 и входили они в структуру 15 железных дорог. Теперь отделы здравоохранения РЖД образованы в 8 федеральных округах.
Что касается именно этого медицинского учреждения, то, как рассказал его руководитель, на сегодняшний день клиника представляет собой три площадки: на улице Ершова, где располагаются поликлиника и стационар; в Юдино – крупном узловом центре Горьковской железной дороги, где обслуживаются локомотивные бригады, и в Бугульме, где тоже с недавних пор функционирует железнодорожная поликлиника.
Есть ещё медпункты – на вокзалах Казань-1, Казань-2 и в Зеленодольске. И 20 пунктов предрейсовых медицинских осмотров машинистов и их помощников.
– Но мы обслуживаем не только железнодорожников. Министерство здравоохранения РТ выделило нам государственное задание на оказание амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи жителям Советского района Казани – в год выходит порядка 7 тыс. госпитализаций в нашем стационаре. А по неотложной помощи – жителям четырёх районов города. Также мы принимаем и пациентов, которые прикрепились к нашей поликлинике, – отмечает Олег Галиуллин.
ВНУК «ОТЛИЧНОГО ПАРОВОЗНИКА»
– Олег Фаритович, несмотря на все изменения в структуре железнодорожной медицины, ощущаете ли вы и ваши сотрудники сопричастность к железной дороге?
– Конечно! К тому же сохранился ряд льгот для сотрудников, они и члены их семей могут съездить в отпуск на поезде бесплатно, как в плацкартном вагоне, так и в купе. Что касается лично меня, то я, можно сказать, потомственный железнодорожник.
Оказалось, что дедушку и бабушку главврача в 1941 году, когда им по 14 лет всего было, определили для обучения в Железнодорожное училище №1 при локомотивном депо «Юдино». Тогда подростков по всему Татарстану собирали. В ускоренные сроки требовалось обучать сотни юношей и девушек на смену призванным на фронт. За годы Великой Отечественной войны училище подготовило около 3000 рабочих железнодорожных специальностей для Казанской железной дороги (существовала в 1936–1961 гг. – Прим. ред.).
Там юный дедушка получил специальность машиниста восстановительного поезда, о его ударном труде свидетельствует награждение нагрудным знаком «Отличный паровозник»*. После прекращения эксплуатации паровозов он переквалифицировался в гальваносварщики, а бабушка всю жизнь до выхода на пенсию проработала в локомотивном депо «Юдино».
– Помню, когда был маленьким и бабушка с дедушкой ложились в эту больницу на какие‑то профилактические мероприятия, мы с родителями приходили навещать их. Мне безумно нравилось гулять и внутри здания, где всё казалось каким‑то величественным – одни ковровые дорожки бордового цвета с медными креплениями на центральной мраморной лестнице чего стоили, и вокруг него. Можно сказать, я был покорён атмосферой этой больницы, и так получилось, что спустя много лет вернулся сюда главным врачом, – с теплотой в голосе вспоминает Олег Галиуллин.
Сантехника Петра Мустафина все называют Дядя Петя. Ему 75 лет, из них 49 он посвятил работе в больнице. Когда ему говорят, что он старый, мужчина предлагает «посоревноваться». С сожалением вспоминает лошадь Машку, которая 20 лет верой и правдой служила на подсобных работах, а потом «дядя Валя – плотник – увёл её на мясокомбинат».
СНИМАЕТСЯ КИНО
…Первые впечатления от знакомства с железнодорожной больницей обернулись мыслью о том, что она могла бы послужить натурой для съёмок кино о советской эпохе. По опыту общения с киношниками знаю, что нередко у них возникают проблемы с поиском таких объектов. Обычно ведь, даже если здание и старое, при его реставрации ставят пластиковые окна, паркет и деревянные полы меняют на линолеум или на ламинат. А вот первозданная фактура для съёмочных групп необычайно ценна, потому что в России подобных объектов остаётся всё меньше.
И оказалось, что эти мысли появились не на пустом месте. Как рассказали медики, у них снимались некоторые сцены десятисерийного фильма по роману известного татарского писателя Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы», действие которого разворачивается в 60‑х годах прошлого столетия. Тогда, как поведала в одном из интервью продюсер телесериала Миляуша Айтуганова, они хотели поначалу снимать во 2‑й республиканской клинической больнице, но там после ремонта обстановка уже не соответствовала советской эпохе.
В Министерстве здравоохранения подсказали подходящую площадку – одно крыло железнодорожной больницы, там, где не было ремонта. На своё счастье, режиссёр и продюсер увидели, что там очень многое сохранилось: вплоть до тумбочек, штативов для капельниц, и даже пижамы того времени и халаты врачей нашлись в закромах. Радости татарских киношников, как они сами признались, не было предела. А когда «Белые цветы» были готовы, они устроили специальный благотворительный показ для врачей, собрали в зале филармонии только медиков, зал был полон. Фильм вызвал восторг, люди подходили после показа и благодарили киногруппу.
* Нагрудный знак «Отличный паровозник» – ведомственная награда МПС СССР для поощрения «особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта». В связи с прекращением выпуска отечественных паровозов (1956 год) после 1957 года знак более не вручался.
Вот такие интересные будни у этого казанского долгожителя, если считать со времён первого медицинского пункта Московско-Казанской железной дороги. Будни с историей.
Наведайтесь и вы в железнодорожную больницу, пусть даже если вас не беспокоят недуги. Просто прогуляйтесь по её территории, как жители Казани в советское время, пока ещё там сохранилась частичка безвозвратно покидающей нас натуры.
Добавить комментарий