
Время изучать корни
В глубь веков до седьмого колена
11 июля 2018
«Младенец Василий, родился 22 августа, крещён 23 августа. Родители Фома Семёнов и Параскева Егорова. Восприемники (крёстные. – Прим. ред.) крестьянин Яков Семёнов и девица Яковлева» – гласит запись в церковной метрической книге села Сапуголи за 1894 год. А вот запись из метрической книги Соборной мечети Елабуги за 1845 год: «Шарафетдин, мужского пола, родился 25 января. Отец – купец третьей гильдии Мурзакай, мать – Бибилатифа». Вот и всё, что можно узнать из метрик о людях, живших век-другой назад. Но чтобы добыть и эти крохи, придётся немало потрудиться.
Начать нужно с самого простого: опросить самых старших родственников об их предках и всё записать. Чем подробнее будет опрос, тем лучше. Если вы делаете сразу несколько родословных, то заведите отдельную папку для каждой линии своих предков. Всё собранное нужно систематизировать и зарисовать в виде схемы, например, всем известного «дерева». Схема поможет вам ориентироваться, сопоставлять записи и вносить новую информацию. Принципиальное значение имеют даты рождения и смерти предков, а также их имена – те, которыми их называли близкие, знакомые и те, под которыми эти люди занесены в официальные документы. Уже на этом этапе вас могут поджидать сюрпризы.
ДВОРЯНСКАЯ ДЕРЕВНЯ
– Фамилии в современном понимании этого слова у большинства сельских жителей появились относительно недавно – в XIX – середине ХХ века. У русских чуть раньше, у татар чуть позже. До этого использовались фамилии по отчеству, т.е. фамилией становилось имя отца. Моего деда звали Мифтах Шарафиев, соответственно, мой отец был записан как Раиф Мифтахов. Я по этой логике должен был стать Ленаром Раифовым, но на мне отчество отца закрепилось как полноценная фамилия. При этом в разных документах ФИО могли записывать по-разному, – рассказывает краевед Ленар Мифтахов. – Например, в некоторых записях мой дед числится как Мифтахутдин Шарафутдинов. Но если папину родословную я составил достаточно легко, то на составление маминой ушло около 8 лет. И всё из‑за того, что её дед в разных записях числился под разными именами. Кто бы мог подумать, что для жителей XIX века Валиулла, Габделвали и Вали это одно и то же имя?
До революции в татарском языке, на котором также велось делопроизводство, присутствовало множество персизмов и арабизмов. Записи делались арабской графикой. Канцелярский язык несколько отличался от разговорного, так же, впрочем, как и у русских. Например, крестьянина записывали как «зирагатьче», а солдатом именовался человек, который отслужил в армии, и вне зависимости от того, находился он в «бессрочном отпуске» или вышел в отставку.

При составлении родословных встречаются нестандартные случаи. Бывало, что «неофициальные мусульмане», которые числились крещёными татарами, отказывались посещать церкви. Но и в мечетях соседних деревень регистрировать акты гражданского состояния они не могли – это было подсудное дело, и муллу могли жестоко наказать. Так, в XIX веке жители деревни Средние Челны (сегодняшний Нурлатский район) называли друг друга мусульманскими именами, а в документах (например, в ревизских сказках) числись под русскими. Более полувека информация об их бракосочетаниях, рождении детей и смертях не вносилась ни в православные, ни в мусульманские метрики. Лишь в начале ХХ века они смогли добиться права именовать себя мусульманами и посещать мечеть. И вот по документам XIX века у мужчины по имени Ахметша был отец Николай, а по документам ХХ века – Габделбадиг… И это – один и тот же человек. Лишь благодаря сохранившемуся делу за 1895 год о разрешении жителям деревни исповедовать магометанскую веру удалось исследователям составить родословную для выходцев из Средних Челнов.
– Если ваши предки имели дворянский титул, то сведения о них хранятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Именно там мы обнаружили дело «О возведении в княжеское достоинство татарских князей Янбулатовых». В нём находилась родословная, начатая с середины XVI века. В документе был перечень имён, а года рождений удалось определить по писцовым книгам и другим документам, – рассказывает Ленар Мифтахов. – А одним из потомков князя Янбулата был участник русско-турецкой войны секунд-майор Стародубовского кирасирского полка «татарский князь» Рахматулла мурза Янбулатов. Он основал в конце XVIII века деревню Татарский Кокшан Менделеевского района, где и сегодня проживают его потомки.

В КАКИХ АРХИВАХ ИСКАТЬ?
Если предок, информацию о котором вы хотите найти, родился, умер, сочетался браком или развёлся после 1918 года, то вам – в ЗАГС. Для получения информации нужно будет предоставить документы, подтверждающие ваше родство. Но нужно понимать, что в первые десятилетия после революции регистрация актов гражданского состояния велась, мягко говоря, с перебоями.
Основными дореволюционными способами учёта населения были метрические книги церквей и мечетей, посемейные списки волостных правлений, исповедные ведомости (списки православных семей, посещавших исповеди). И, наконец, ревизские сказки (10 томов с 1719 по 1859 год) – посемейные списки жителей деревень и городов с указанием имён, возраста, национальности и профессии, которые велись в целях налогообложения.
Православная духовная консистория Казанской епархии находилась в Казани, поэтому в Государственном архиве РТ можно найти документы, связанные с местной жизнью православных с 1724 по 1929 год. По мусульманским семьям информацию можно поискать в Уфе, где до революции располагалось Оренбургское магометанское духовное собрание и куда отправлялись вторые экземпляры метрических книг всех мечетей Российской империи (кроме Крыма).
В процессе установления своей родословной вам придётся порешать немало исторических задачек. Например, изучить историю административно-территориального деления Российской империи и Советского Союза. Некоторые деревни на юго-востоке Татарстана в разное время относились к Оренбургской, Уфимской, Самарской губерниям, а затем были включены в состав Татарской АССР. Часть документов по этим населённым пунктам могла остаться в архивах Оренбурга, Уфы, Самары. Наиболее старые документы, например ревизские сказки с 1719 по 1762 год, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Если населённый пункт в настоящее время входит в состав Республики Татарстан, то начинать поиски нужно с Государственного архива Татарстана в Казани, где хранятся в том числе документы из многих соседних региональных архивов.
ЕСТЬ ЛИ В ТЕБЕ ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЁМ
Но, возможно, ваш предок «засветился» в документах в связи с какой-нибудь общественно-полезной (например, голосование за строительство церкви) или, наоборот, противообщественной деятельностью. «Судное дело осколенина (жителя Старого Оскола. – Прим. ред.) Мирона Кандаурова что искал на осколенине ж на Кондратье Розщупкине по двум челобитным своево бою, да жены своей бесчестья, да грабежу десяти рублёв, да смертного убийства брата своего; а Григорий Розщупкин искал на нем Мироне встрешно бою своего и безчестья жены своей да помореной скотины лошеди и коров и всякой животины на сорок пять рублев. Дело не решено» – такую запись обнаружил в сборнике «Описи архива Разрядного приказа XVII в.» татарстанец Евгений Степанищев. Задавшись целью вписать в генеалогическое
дерево максимальное количество родственников, он добрался до таких вот записей, сделанных, как указано в Разрядном приказе, в 1629 году от Рождества Христова. Сейчас в его семейном древе зафиксировано 3 тысячи человек. В процессе исследования Евгений выяснил, что его предки были «однодворцами», то есть служилыми людьми, суровыми, рано повзрослевшими (тогда выходили на службу в 15 лет), со своей изолированной культурой. Евгений говорит, что не испытывает родственных чувств к каждому из родственников из того времени, но причастность к этому сословию, безусловно, ощущает.

– Работа в архиве – это перелопачивание вручную очень пухлых дел за сотни лет, никакого поиска по этим документам не существует. Исследуя историю своей семьи, я работаю не только с архивом в Казани, но и с бугульминским, самарским, курским, московским. Такая география требует больших временных трат. Поэтому иногда проще заплатить – от нескольких сотен рублей до десятков тысяч, в зависимости от глубины исследования и исследователя, – рассказывает Евгений. – Например, Национальный архив Татарстана выполняет запросы по электронной почте, дёшево, но долго. В Российском государственном архиве древних актов есть исследователи, которые за тысячу-другую рублей могут провести некоторые изыскания. Но в отдалённые архивы (например, городской архив Бугульмы) надо ехать, и это тоже оплачивает заказчик. Там, где есть электронные архивы, я «копаю» сам: заказываю электронные дела и на своём компьютере просматриваю лист за листом, иногда несколько тысяч за вечер.
Национальный архив Татарстана оцифровал огромный массив информации, в том числе 3 из 10 томов «Ревизских сказок». Единственный минус в том, что посмотреть цифровые копии можно только в читальном зале самого архива (вход бесплатный, по читательскому билету) и оцифрована информация не в виде текста, а в виде картинки. То есть просматривать придётся всё подряд. Зато по архиву работает онлайн-поиск «Единой архивной информационной системы Республики Татарстан» (сейчас сайт на реконструкции и нужно выбрать «гостевой вход»). Если ввести в строку поиска имя человека или населённый пункт, то система покажет все документы, в которых эти слова фигурируют. Сами документы хранятся или в главном здании архива на ул. Солдатской, или в здании на ул. 8 Марта.
Андрей Тузиков, доктор социологических наук:
– Мы живём в эпоху, когда общество довольно близко подошло к тому, чтобы превратиться в «глобальный человейник» (термин из антиутопии философа Александра Зиновьева. – Прим. ред.). Потенциальные последствия этого – стирание барьеров между культурными идентичностями, замена всех ролей человека, в том числе культурных, семейных, на единственную его роль – потребителя глобальной экономики. Составление генеалогического древа в этом контексте – инструмент самоидентификации, своего рода якорь в бушующем море новых социально-экономических тенденций. К слову, в основе множества успешных проектов, реализованных во времена СССР, лежала многонациональность. Это и по сей день один из факторов стабильности России как нации.
Дмитрий Люлин, медицинский психолог:
– Составление генограммы, то есть графического изображения рода, с датами рождений и смертей, болезнями, драматическими событиями, изменившими жизнь семьи, – это инструмент психотерапии. Он помогает выявить повторяющиеся в семье закономерности, обнаружить наследственные болезни, негативные модели отношений, так называемую «порчу» – негативные семейные установки, коды, которые дети списывают в свою жизнь с родительской. Мы переживаем сейчас кризис семьи. Это особенно видно на детях. Когда подростки избивают беззащитных и выкладывают ролики об этом в Сеть, это в первую очередь свидетельствует о психологическом состоянии общества. Помимо очевидных угроз, в этом процессе есть и скрытая: человек, не привязанный к своей семье, не знающий своих корней, не имеет эмоциональной связи с той средой, в которой живёт. Таким легко манипулировать. Легко внушить ему какие угодно ценности и установки. В масштабе нации это очень серьёзная проблема
Добавить комментарий