Харис Якупов:
«Время лечит многие раны, но раны, нанесённые войной, оставили в душе слишком глубокие рубцы»
Трофей, который солдат привёз с войны, не имеет цены: 250 рисунков, сделанных в окопах и землянках – в затишье между боями…
Свой первый фронтовой рисунок рядовой Харис Якупов сделал в декабре 1941-го – через пять месяцев после своего первого боя. Рисовать начал после освобождения от немцев Ельца, когда выдалась короткая передышка. До этого было не до карандашей и бумаги: отступление, бомбёжки, жестокие бои, когда, зарывшись в землю, пехота истекала кровью, пытаясь сдержать уверенных в победе немцев…
Первая наша победа окрыляет, бойцов переполняет радость. И пока длится затишье, Якупов, недавний студент Казанского художественного училища, старается запечатлеть увиденное: освобождённый город, воинов в горячке боя, огонь наших батарей, разбитую вражескую технику… И ещё пленных немцев, жалких и опустошённых, совсем не похожих на тех, что нагло лезли на наши позиции ещё месяц назад.
На его самых первых написанных на фронте портретах – именно пленные. И лаконичные подписи: «Пленный ефрейтор», «Пленные немцы»… Годы спустя художник признается: поначалу боялся просить позировать однополчан, опасаясь насмешек и осуждения. Но те быстро разглядят в нём настоящего художника. Совсем скоро он начнёт рисовать и своих товарищей-красноармейцев. Так появятся «Снайпер» (1941), «Мой друг старшина Коппа» (1942)… Правда, среди рисунков, что сохранились в походной галерее Якупова, портретов не так много. Всё дело в том, что художник обычно дарил их бойцам, а они отсылали портреты домой, родным. Война жестока: в некоторых семьях якуповские карандашные рисунки, случалось, становились единственным сохранившимся изображением погибшего в бою отца, сына, мужа…
Взявшись однажды за карандаш, Харис Якупов не переставал вести художественно-графическую хронику войны до самой Победы. При этом воин-художник не просто зарисовывал увиденное, он старался делать это с максимальной точностью, дополняя рисунки уточняющими записями. На полях фронтовых рисунков – необходимые сведения: названия местности, населённых пунктов, небольшие рассказы-пояснения, даже приказы командования и направление ветра…
Так работы художника-фронтовика из обычных путевых зарисовок превращались в настоящие документальные свидетельства войны. На последнем из них – чешская столица и подпись, сделанная рукой автора: «Наши войска вступают в Прагу. 1945». Здесь старшина Харис Якупов встретит Победу.
…В 2005 году Харис Якупов, автор живописных полотен, представленных в Третьяковке и других известных галереях страны, открывая выставку, где будут его рисунки военной поры, скажет: «Для меня, художника, всё пережитое на войне было великой академией. Я жил с огромным желанием организовать персональную выставку, посвящённую военной тематике, и оно сбылось. Великая Отечественная война уже далеко в прошлом. Многое о ней должно стереться временем, забыться. Но жестокие баталии тех лет не забываются. Наш передний край борьбы проходил не только через траншеи, окопы, минные поля, он проходил и через наши сердца. Время лечит многие раны, но раны, нанесённые войной, оставили в душе слишком глубокие рубцы. Война ещё с нами, мне она снится до сих пор. Страшная, кошмарная…»
Добавить комментарий