Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Закабанная мечеть в Казани

Закабанная мечеть в Казани

Храм вырос там, где, по преданиям, много веков назад стояла первая деревянная мечеть города – легендарная Кульмаметова. А разрешение на его строительство, утверждает народная молва, сто лет назад подписал сам Сталин…

16 ноября 2022

Мечеть на берегу Кабана окутана легендами, словно ей не сто без малого, а вся тысяча. Может быть, потому, что её красно-белый минарет поднялся здесь не столько благодаря, сколько вопреки. Построить и открыть храм в годы, когда большевики репрессировали духовенство и изымали церковные ценности, – вряд ли такое было возможно без вмешательства высших сил. Хотя поначалу и казалось – весь мир против.
свои1
ПЕРВЫЙ ХРАМ В «РУССКОЙ» ЧАСТИ ГОРОДА
Построить новую мечеть местные мусульмане задумали к большому юбилею – 1000‑летию принятия ислама Волжской Булгарией. Место выбрали намоленное: по преданию, здесь, на берегу Кабана, построил первую деревянную мечеть имам Кульмамет – сподвижник князя Кабанбека, когда‑то пришедшего сюда из Булгара. Рассказывают, деревянная мечеть простояла вплоть до взятия Казани Иваном Грозным, потом была сожжена, но местные мусульмане ещё долго продолжали приходить на пепелище и молиться…
Закабанная мечеть должна была стать первым мусульманским храмом, построенным в «русской» части города (все прежние находились в татарских слободах). В рабочем районе Суконной слободы к этому времени уже жило немало татар, татарские купцы держали здесь лавки и магазины, отправлять же религиозные обряды им было негде.
Проект мечети сделал казанский архитектор А. Печников, был организован сбор пожертвований, но начать строительство помешала Первая мировая война. Затем грянули революция, Гражданская война и война, которую большевики объявили религии. Кажется, больше нет дорог, которые ведут к храму…
свои3
СВЕТ ИСТИНЫ НА ФОНЕ РАЗРУХИ
1919-й. Год как принят декрет об отделении церкви от государства, большевики с упоением крушат церковную утварь, разворачивают кампанию по вскрытию мощей святых в христианских храмах. На этом фоне разрешение на создание новой, 18-й по счёту казанской махалли, которое выдаёт Духовное собрание мусульман России, возглавляемое Галимджаном Баруди, выглядит едва ли не самоубийством. Но не всё так просто. Большевики в эту пору борются в первую очередь с Православной церковью – единственной имевшей до революции государственный статус, до остальных конфессий пока руки не доходят…
Тем не менее строительство самой мечети начнётся лишь через пять лет – в стране война, разруха, голод… И политика воинствующего атеизма. Что изменится к 1924-му? Многое. В стране НЭП, дав свободу частной инициативе, большевики пытаются поднять экономику. Меняется их отношение и к церкви. Антирелигиозная политика множит ряды противников советской власти, и её смягчают, особенно в отношении мусульманских и иудейских организаций – иноверцев важно перетянуть на свою сторону. Наступает период так называемого «религиозного НЭПа». 16 августа 1923 года генсек ЦК партии Иосиф Сталин даже направляет циркулярное письмо всем губкомам с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера.
Но никакое «добро» лично от Сталина на возведение Закабанной мечети казанские мусульмане, естественно, не получают – не «барское» это. Иное дело – местные власти: председатель Совнаркома ТАССР Кашаф Мухтаров и его правительство поддерживают рост национального самосознания, пытаются покончить с этническим и конфессиональным неравенством...
свои4
ПОСЛЕ 60 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ
Народные пожертвования и как минимум невмешательство властей делают своё дело. От закладки первого камня до водружения полумесяца на минарет красавицы мечети пройдёт всего два года. Не станет препятствием даже дефицит стройматериалов: часть стен возведут из кирпича, «добытого» на месте сгоревшего городского театра. 1926 год: в открывшемся храме звучит первый призыв к молитве…
Мусульмане назовут свою новую мечеть «Юбилейной». Другое название – «1000-летия принятия ислама». Архитектурное решение оправдывает громкое название. Чего стоит один трехъярусный минарет, каждый из ярусов которого символизирует три периода жизни местных мусульман: до принятия ислама, средневековый и современный. Мечеть возвышается над ветхими деревянными постройками рабочей слободки, она хорошо видна и с противоположного, татарского берега озера Нижний Кабан, и с соседних улиц. Восточные и мавританские мотивы, использованные архитектором при оформлении минарета и фасада, придают храму особый неповторимый колорит.
Имам-хатыбом прихода станет Абдулхалик Кулеев, сын муллы Бурнаевской мечети. Но читать пятничные проповеди с минбара Закабанной мечети ему доведётся недолго. По одним сведениям, большевики закроют мечеть едва ли не сразу после открытия. По другим – она будет нести свет истины до 1930 года, когда борьба с религией достигнет очередного пика, и закроют её по решению президиума ТатЦИКа.
Дальше всё было как обычно. С минарета сняли полумесяц, всё мало-мальски ценное растащили. Какое-то время в здании располагался детский сад, потом школа и отделение ДОСААФ. К счастью, не стали сносить минарет – спасибо и на этом.
свои1
Вернули храм верующим на закате СССР, в 1991 году. Теперь здесь почти всё как прежде: над минаретом сверкает полумесяц, мусульмане собираются на молитву, действует медресе.
Адрес: Казань, ул. Хади Такташа, 26.
Фото: Аскар Сабиров

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: