
Зулейха возвращается в Татарстан
На берегу красавицы Камы, стахановскими темпами идёт строительство декораций к фильму «Зулейха открывает глаза».
09 августа 2018
СПРАВКА
Многосерийный фильм по одноимённому бестселлеру Гузель Яхиной о раскулачивании крестьян и жизни людей в спецпоселении ГУЛАГа будет показан на телеканале «Россия 1». Удача снимать сериал выпала кинокомпании «Русское». Режиссёром утверждён Егор Анашкин. Старт съёмок картины намечен на август. Зулейху сыграет Чулпан Хаматова.
… Мы почти на месте. Нас встречает Дмитрий Лебедев, ассистент художника-постановщика сериала «Зулейха открывает глаза». И вот он – берег, на котором расположились переселенцы. Как по книге: «у воды стелется низко, покладисто, а потом вскипает раскидистым пригорком, перерастает в громадины холмов, щерится клыками утесов…» Актёры ещё не утверждены на свои роли, а «посёлок Семрук» на этом берегу уже обрастает домами.
– Почему выбрали именно это место? – спрашиваю у Дмитрия.
– Так у нас же по сюжету река Ангара! А это значит – меловые склоны. Мы объездили много мест – это единственное, где с воды можно увидеть мел. Рядом с Архангельском ещё было подходящее место, но там инфраструктура не позволила бы снимать – доставить туда съёмочную группу в сто человек и всё оборудование технически невозможно. Берег Камы оказался для нас самым подходящим, и мы этому рады – сами хотели снимать фильм в Татарстане.
СЕМРУК: КОНСТРУКТИВИЗМ В ССЫЛКЕ
… От лазарета по хорошо утоптанной тропе мир стелился дальше, в посёлок. Здесь высились чёрные бараки, длиннющие, в три сруба; агитационный стенд раскинул свои широкие крылья, на которых горели звонкими лозунгами атласные плакаты; что‑то постоянно шуршало и шкворчало в таинственном, окутанном запахами еды здании кухни; неприступным бастионом глядела с вершины холма мрачная комендатура; в отдалении светлел меж синих елей клуб, где день и ночь колдовал с пахучими красками художник Илья Петрович...
Вот он – мир, каким его увидел Юзуф, сын Зулейхи. Мы стоим напротив стенда с яркими иллюстрациями будущих декораций. Оборачиваемся, прикидываем: соответствует ли действительность картинке? Да, уже можно узнать в жёлтых, пусть пока ещё недостроенных домах и комендатуру, и лазарет, и здание клуба. Последнее поражает особенно. Грандиозное сооружение с тремя выступающими элементами – чуть ли не образчик конструктивизма. Неужели в ссыльных посёлках так строили?
– А это уже подход художественный, – комментирует Дмитрий. – Наша задача – не просто попасть в то, как описан Семрук в книге.
Необходимо, чтобы в кадре посёлок смотрелся красиво. Если бы дом был простым квадратом, вряд ли бы мы добились такого эффекта. Согласно сюжету, внутри него ещё и роспись! Как её сделать? Конечно вручную!
Всё это великолепие создаётся по эскизам художника-постановщика сериала Марии Турской. Пожалуй, самой большой трудностью, с которой столкнулась команда художников и строителей, стала привязка посёлка к конкретному лаишевскому – очень сложному – рельефу. Перепады высот в этом месте достигают 2,5 метра.
– Обычно декорации ставят чуть ли не в поле, – рассказывает Дмитрий. – А здесь всё время приходится забивать сваи, бетонировать, варить…
Новый «посёлок Семрук» на Каме – для российского кино объект почти уникальный. Такие масштабные декорации возводят крайне редко. Книга затрагивает все времена года, так что посёлок должен простоять минимум год. Поэтому было решено строить не потёмкинские деревни, а реальные утеплённые дома. В них, кроме свай, всё по старинке, из дерева. По словам Дмитрия, глобальность декораций сериала «Зулейха открывает глаза» можно сравнить разве что с картиной «Скиф», которую снимали в Крыму, или с фильмом «Викинг».
На площадке постоянно работают девять художников из Москвы, а также двадцать наёмных рабочих. Есть среди них ребята из Татарстана, есть из Чувашии… Создатели фильма ими довольны. Ещё бы – возвести полпосёлка всего за месяц!
– Условия тяжёлые, – говорит Дмитрий. – Сначала нам непогода жизнь портила, теперь вот – жара. Но к августу должны закончить.

Солнце печёт нещадно, и мы углубляемся в лес.
– Смотрите под ноги! У нас ещё одна проблема – гадюки, уже шестнадцать штук насчитал, – предупреждает Дмитрий.
Вот оно – ущелье. Тянется тенистой тропой прямо к Каме. Самое начало спуска – место предполагаемой землянки, первого пристанища героев книги в суровой тайге.
– Опять придётся деревья пересаживать, – вздыхает наш проводник. – А в остальном это место нам прекрасно подходит. Оборудуем ущелье: очень уж не хочется огромную землянку – площадью 87 квадратных метров! – копать.
Работы по этому объекту стартуют, предположительно, в начале октября – в самый разгар съёмок. Копать начнут… герои-актёры – на камеру. А закончат уже строители.

КАМА? АНГАРА!
…Кажется, буря началась мгновенно, вдруг. Порывом ветра сшибло фуражку с головы. Игнатов проснулся, метнулся за ней, глядь – а вокруг-то уже, мать родная: горизонт качается, волны швыряются пеной, чайки стрелами мечутся в воздухе, матросы носятся, как кошки с подожжёнными хвостами. Криков не слышно – ветер.
– Реку снимите, – подсказывает Дима нашему фотографу. – Это же действующее лицо картины, можно сказать, главный персонаж!
И правда, от того, как Кама сыграет роль неспокойной гордой Ангары, во многом зависит атмосфера фильма. Сейчас её водная гладь неподвижна. Но всё может измениться за считанные минуты – Кама тоже река с характером. При сильных штормах высота её волн запросто может достигать двух метров. А выбранное съёмочной группой место и вовсе непредсказуемо: недалеко от него сливаются воедино Волга и Кама.

– Смотрите, там как будто всегда идёт дождь! – показывает Дмитрий на серый воздушный столб вдали. – День 30 мая мы хорошо запомнили. Стояла жара. Только сели есть шурпу – и тут такое началось! Было страшно…
Он показывает нам тот момент, заснятый на мобильник. На огромной скорости, словно чёрные кони, по небу несутся тучи. Вдалеке – на воде – зарождается смерч. Мгновение – и его уносит в сторону Казани. Над Камой же снова светит солнце…
По сюжету шторм, разыгравшийся на Ангаре, топит баржу «Клара», а вместе с нею – триста человек ссыльных, наглухо запертых в трюме. Десятки рук вцепляются в прутья решётки, трясут их, но навстречу им уже льётся вода…
Будут ли снимать этот сложнейший эпизод на Каме, ещё не известно.
– Это очень тяжёлый каскадёрский трюк, – говорит Дмитрий. – Результат будет зависеть от многих факторов: и от баржи, и от каскадёрской бригады…
– А топить «Клару» будут реально?
– В кадре – реально! Остальное – хитрости кино, – отшучивается он, оставляя интригу нераскрытой.
К слову, подходящую баржу создатели фильма пока ещё не нашли. А вот катер, на котором будут причаливать к настоящему дебаркадеру герои картины, уже есть. Да не один – четыре! Обнаружили на местных судоверфях. Такие, как надо – старые и на ходу.


ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ, КАКОЙ В ТАТАРСТАНЕ НЕ НАЙТИ
…Не запнуться о палас. Не удариться босой ногой о кованый сундук справа у стены. Перешагнуть скрипучую доску у изгиба печи. Беззвучно прошмыгнуть за ситцевую чаршау, отделяющую женскую часть избы от мужской…
Яхина – автор, который очень бережно, с любовью относится к деталям. Благодаря ей я с лёгкостью погружаюсь в обстановку татарского дома прошлого века.
– Откуда такое подробное знание татарского быта? – спрашиваю у Гузель.
– Это всё из моих воспоминаний, – говорит она. – Дом, в котором живет Муртаза, – это, в общем‑то, дом моих бабушки и дедушки. Даже двоюродные братья и сёстры его узнали! В детстве я проводила в нём много времени. Это был большой дом, расположенный в черте Казани, с садом, огородом, баней, чердаком, где так же пылились горы разного хлама, висели солёные гуси и листы пастилы, которые дедушка сушил на крыше в августе и сентябре… Мне достаточно было вспомнить то, что я там видела. Немного сгущая краски, смещая акценты, иногда что‑то усугубляя, я всё же описывала родные для себя вещи.
Такую деревню, какой стала придуманная Гузель Яхиной татарская Юлбаш, искали по всей России. Даже до красивейшей Кимжи, что в Архангельской области, добрались. Но всё не то. Мне же, как и всем, интересно: а чем же татарстанские сёла создателям фильма не угодили? Оказалось, они настолько ухоженны и современны, что им уже не под силу сыграть деревню начала прошлого века.
– В разных уголках нашей большой страны технологии строительства домов сильно различались, – рассказывает об этих поисках Мария Турская, художник-постановщик сериала. – И эти различия хорошо представлены в музеях деревянного зодчества, которые есть практически в каждом регионе. Но, к сожалению, не в Татарстане. В Казани внутри города сохранилось несколько деревянных домов, но нам же для работы нужна атмосферная историческая деревня.
В общем, создатели фильма решили не перестраивать местные сёла и не мучить их жителей. Татарскую деревню решено снимать в пермском музее «Хохловка». Художники получили исчерпывающую консультацию в Этнографическом музее – теперь они точно знают, что именно нужно изменить в русской избе и какие узнаваемые детали необходимо привнести в её пространство, чтобы она стала похожей на татарский дом.
– Отличия, конечно, существенные, – рассказывает Мария. – Так, например, русская печь предполагает запекание, исходя из этого она и сконструирована. Дрова кладут в горнило – это такой открытый полукруг в печи, как в сказке. В татарской же печи главное – специальная плита, чтобы можно было поставить казан, а дрова кладут в топку, закрытую дверкой. Так что нам предстоит «модернизировать» имеющуюся печь, иначе это совсем не татарская история. Есть и другие нюансы. У татар калитка всегда была слева от ворот – это связано с приметами. А в Хохловке все калитки справа. И это только частные примеры! Всё приходится учитывать, иначе это обязательно бросится в глаза. Местные легко отличат татарский дом от русского. Человек может даже не знать, в чём именно это отличие, но у него в подкорке всё записано. Такая память народов.
ЭПОХА. СЕГОДНЯ, НО ВЧЕРА
– Работать с эпохой всегда одновременно и легко, и сложно, – говорит Дмитрий. – С одной стороны, недостатка в информации нет, с другой – мы привязаны к материалам, ведь этот период зрителю тоже хорошо знаком – как минимум, по книгам и фильмам. Вот, например, доски сажаем только на гвозди. Да, зритель не сможет увидеть в кадре саморез, но только гвоздик после дождя даст на дереве ржавый подтёк. Если где‑то его не будет – значит, нарисуем вручную.
В книге тягостная поездка до таёжного посёлка и сама его атмосфера прописаны очень живо, образно и одновременно детально. Известно, что бабушка Гузель Яхиной шестнадцать лет провела в ссылке в Пит-Городке. Зулейха не списана с неё, но она проходит тяжёлый временной и географический путь, фактически следуя по стопам семилетней Раисы.
– Бабушка рассказывала мне о быте тех лет, – говорит Гузель. – Очень подробно, как они собирали ягоды, по каким рецептам готовили, с помощью каких конструкций намывали золото, стоя в ледяных ручьях… Но я не смогла воспользоваться этими воспоминаниями, потому что не догадалась вовремя их записать. Они ушли вместе с бабушкой. Эти главы были придуманы мною. Я ходила по музеям. Была в Музее истории ГУЛАГа. В Музее московской железной дороги видела тот самый телячий вагон, в котором перевозили ссыльных. Я пыталась через такое прикосновение к вещам максимально приблизиться к тому, что тогда происходило. Надеюсь, что создателям фильма удастся передать дух того времени.
Что для этого нужно? Опыт, говорит Дмитрий. Вот, например, есть масса способов состарить дерево. Буквально за пару часов только что построенный домик можно запросто превратить в «двухсотлетний раритет». Впрочем, построить посёлок – только полдела. Главное – его правильно «обжить». Чтобы в кадре он был не декорацией, а живым пространством, художникам-декораторам ещё предстоит решить, где тропинку протоптать, где повесить горшочек, а где – паутинку.
– Я никогда не ограничиваюсь каким‑то одним источником, – рассказывает Мария Турская. – На этапе сбора материала нужно насмотреться, в первую очередь, фотографий, чтобы схватить детали, которые дают понимание времени. И вот ты уже начинаешь чувствовать этот стиль и, увидев какой‑то предмет – интерьер, костюм, здание, – сразу можешь сказать, подходит это для наших съёмок или нет.
Вместе с тем художники подчёркивают: у них нет задачи буквально воспроизвести эпоху. Главное – передать атмосферу и образ исторического времени.
Добавить комментарий