Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Генеральская доля

Генеральская доля

Линия жизни Ахата Юлашева

25 июня 2018

Войну он встретил мальчишкой – заводилой детских военных баталий. А с её окончанием началась его личная армейская карьера, которая растянулась на сорок лет во времени и тысячи километров – в пространстве. «Пример для подражания каждому из нас», – так охарактеризовал Ахата Юлашева Президент Татарстана Рустам Минниханов, вручая ему орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».
 
Ахат Юлашев – генерал-майор. За сорок лет службы в Вооружённых силах СССР прошёл путь от командира взвода до начальника радиотехнических войск отдельной армии ПВО по охране воздушных границ Закавказья, Средней Азии, Забайкалья и Сибири. В 1980 году принимал участие в повышении боеготовности радиотехнических войск Афганистана. С 2001 года возглавляет Республиканскую общественную организацию ветеранов (инвалидов) «Союз ветеранов РТ».
 
ДОЛЕТЕТЬ ДО ЦЕЛИ
От острова Диксон до Северного полюса всего два часа полёта. В таких отдалённых местах – по по­бережью и на островах Северного Ледовитого оке­ана – располагалась часть радиотехнических войск ПВО, которой я руководил. За те семь лет служ­бы случалось всякое. Однажды пришло известие, что на острове Визе ветер сломал радиолокационную антенну. Для меня это значило одно: рота, развёр­нутая там, осталась небоеготовой. Нужно срочно доставить на остров запасную антенну, да только она в вертолёт не помещается. Звоню руководству, в ответ слышу: «Ахат, антенна на подвеске – это опас­но. Принимай решение сам». И я решаю: лететь! Командир вертолёта говорит: «Если антенну сильно раскачает, мне придётся её сбросить, иначе вертолёт станет неуправляемым..» При подлёте к острову ветер усилился – антенна под нами ходит ходуном. «Ещё немного – и бросаю!» – кричит командир. Но уж очень довезти хочется! Так – минута за ми­нутой – и доставили антенну. Спустили осторожно, а нас уже встречают как самых дорогих гостей. Да и мы не с пустыми руками – с овощами и фруктами, ведь их так здесь не хватает. Этот северный край, такой суровый, а порою жестокий, стал очень ярким эпизодом в моей жизни.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
Войну я встретил в Казахстане. Мальчишки – мы не сразу осознали, какое большое горе к нам пришло. Отправка мужчин на фронт началась с первых же дней. Мы запрыгивали в кузов к мо­билизованным и ехали с ними, крепко обнявшись, до самого вокзала. У нас самих тоже началась другая жизнь, и мне казалось, что учиться уже ни к чему. Мы больше занимались военными играми, в кото­
рых я был заводилой. «Воевали» между деревнями – школа на школу. Да не просто так – с настоящей разведкой! Как уж меня заприметил военком – даже не знаю, но полагаю, что большую роль в этом сыграл мой шустрый характер.
«Ты казахский знаешь?» – спросил он. Язык я знал: успел поучиться и в русской, и в казахской шко­лах. «Значит, поедешь со мной по мобилизации!» Два следующих года пришлось поездить с ним по ки­шлакам. Нередко по 20‑30 километров в день – и всё на лошадиной упряжке. Я был и возчиком, и пере­водчиком. В общем, школу я по большей части про­волынил. И вот пришло время выбирать свой путь. «Кем хочешь быть?» – спрашивает военком. «Хочу в институт поступать, на юридический», – говорю. «Да какой из тебя юрист? Давай в военное училище! К нам как раз разнарядка в Москву пришла».
ОТ СУДЬБЫ НЕ УБЕЖИШЬ
Я смотрел на столицу из окна трамвая, раскрыв от удивления рот. Даже остановку свою проехал. Дал ещё круг! И вот я в казарме. Передо мной пу­стая железная кровать и штук десять газет – вместо белья. «А ты перину ждал?» – усмехается сотрудник военного училища. Начало учёбы мы встретили в подмосковной Кашире – на заготовке картошки. В сентябре уже холодно, руки не гнутся, в спаль­нях с потолка капает, кормят отвратно… «Давай удерём отсюда!» – подбиваю я своего товарища. А куда? Можно и домой, в Казахстан, – там тепло! Зайцами пробрались в железнодорожный вагон – довольные! До Москвы – день пути. Но до столицы так и не доехали. Вытащил нас из укрытия патруль военной комендатуры. И снова Кашира, и снова поле… Расстроились – не то слово! Но впереди ждал интересный поворот. После всех злоключений Москва встретила нас… горячим душем и новым обмундированием. А каким был обед в военном училище! Первое, второе, белый хлеб с маслом, да ещё и компот! О, после такого мы решили, что ни­куда бежать не хотим – мы остаёмся! Так началась моя военная карьера.
СОРОК АРМЕЙСКИХ ЛЕТ
В 1980 году, уже в звании полковника, я оказы­вал помощь в развёртывании командного пункта и организации службы радиотехнических войск Афганистана. И хотя в боях не участвовал, в пе­реплёт попадал. Помню, поступила информация, что в районе Кандагара душманы разгромили нашу радиолокационную роту. Мне предстояло убедиться, в каком состоянии личный состав и радиолокацион­ная система. Вооружившись пистолетом, в сопрово­ждении всего одного автоматчика я выехал из Ка­була. Но на дороге нас встретил заслон. Вызвали генерала, который обеспечивал оборону Кандагара. Тот кричит: «Как можно без охраны? Марш отсюда! Тебя сейчас расстреляют и всех остальных пере­бьют». Через два дня – уже на самолёте – отправили обратно в Кабул. До места мы добрались чудом…
Своё первое назначение после учёбы я получил в Азербайджан. Попал на побережье Каспийского моря – охранять воздушную границу с Ираном. За­тем были Забайкалье с его бесснежием, но лютыми морозами, Туркмения – с её пятидесятиградусной жарой; северные ветра Сибири... Все мои сорок армейских лет прошли на периферии Советского Союза – никогда я не служил где-нибудь в центре. И везде со мной рядом была моя семья. Переезжа­ли мы просто: я брал в руки наши вещи, которые помещались в два чемодана, а моя супруга Галина – за руки наших детей Руслана и Людмилу. Так мы путешествовали раз пятнадцать.
«ДАВАЙ К НАМ!»
Я приехал в Казань на Второй съезд Всемирного конгресса татар делегатом от татарской диаспоры Ташкента. В конце своего выступления сказал, что хочу передать Президенту Татарстана три Книги памяти с именами татар, призванных из Узбеки­стана на войну и погибших на фронтах. Шаймиев встал с места, подошёл, обнял, поблагодарил за эту работу. «Почему ты не в Казани?» – спросил меня. Наверное, с этого вопроса и начался новый период в моей жизни. Во многом благодаря Минтимеру Шариповичу мне с семьёй довольно быстро удалось переехать в Татарстан. А через полтора года звонок. «Ты чем занят?» – спрашивал меня уже генерал Саидгареев. «Да как раз думаю, чем заняться», – ответил я ему. «Давай к нам – в комитет ветеранов войны и воинской службы!»
Зоной моего особого внимания стали районы республики. Как когда‑то по стране, теперь я разъ­езжал по районам Татарстана. Было важно увидеть своими глазами, в каких бытовых условиях живут ветераны и их вдовы, участники боевых действий в Афганистане и Чечне. В 90‑е у многих из них положение было довольно бедственным. Телефон фронтовику приходилось пробивать чуть ли не через министра связи, а что о квартирах говорить! Это была какая‑то социальная болезнь. К счастью, удалось её преодолеть. Обращался к Президенту, обсуждал с главами администраций, как можно починить дом к зиме или завезти дрова. Сейчас таких проблем нет. Почти. Но нет‑нет да и придёт письмо, как, например, сегодня от вдовы, которая просит помочь с ремонтом в доме…
КОГДА ГЛАЗА ГОРЯТ
Мне нередко приходилось работать с трудными подростками. Как правило, эти встречи устраивали в детской комнате милиции. И вот сидит перед то­бой отъявленный хулиган, и ты, признаться честно, уже не знаешь, как его образумить. В такие моменты я начинал рассказывать про свои школьные годы, про войну, про подвиг людей… Реакция на такие беседы могла быть разной. Но разговор уже завя­зался, а это первый шаг к успеху.
Пришлось поездить и по школам. Ещё лет пять назад ситуация с призывом в республике была довольно сложной. Часто ребята увиливали от ар­мии. Мы проводили беседы. «А вы сами‑то были солдатом?» – обязательно кто-нибудь из мальчишек да задаст такой вопрос. Приходилось рассказывать. Не утаивал ничего. Говорил и о трудностях службы. Сейчас ситуация выправилась. К тому же появи­лись специальные кадетские школы. Я стараюсь приходить к ним на мероприятия – обязательно в военной форме. Мальчишкам она нравится. А мне нравится, как при взгляде на неё блестят их глаза.
Орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» награждаются за выдающиеся заслуги в развитии государственности РТ, обеспечении прав и свобод граждан, развитии экономики, культу­ры, науки, образо­вания, здравоох­ранения, искусства и спорта, а также за проявленные отвагу и мужество при охране обще­ственного порядка. Знак ордена вы­полнен из серебра 925-й пробы.
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: