Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
С Царем во главе

С Царем во главе

За Владимиром Чагиным – семикратным победителем супермарафона «Дакар» – давно закрепилось прозвище Царь пустыни.

28 сентября 2016

Установив абсолютный рекорд за всю историю ралли, он завершил карьеру пилота, но не ушел с пьедестала: сегодня под его руководством команда «КАМАЗ-мастер» продолжает брать призовые места этой непревзойденной по сложности трансконтинентальной гонки.
Владимир Чагин – легендарный пилот команды «КАМАЗ-мастер», призер многочисленных ралли-марафонов, в том числе семикратный победитель супермарафона «Дакар» в классе грузовиков. Заслуженный мастер спорта России. Заслуженный тренер России. После завершения спортивной карьеры с 2012 года – директор НП «КАМАЗ-Автоспорт», руководитель команды «КАМАЗ-мастер». Кавалер орденов Мужества, Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Удостоен высшей татарстанской награды – ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». 
Укрощение строптивого
Это был «Дакар-2003», мы мчались по пустыне на скорости 160 км/ч. Все в видимости друг друга – Tatra, DAF… Вдруг хлопок – у нас взорвалось переднее колесо. Машину резко отбросило в сторону метров на двести, начало швырять... Я успел подумать, что если сейчас перевернет в воздухе, то раз десять – не меньше. Как удалось удержаться на колесах – не знаю. Когда вышли из машины, увидели, что от левого колеса не осталось ничего, даже покрышки, правое тоже было на грани взрыва. Заменили оба и поехали дальше… Нам тогда все же удалось выиграть ралли. Когда перед тобой стоит задача победить, приходится ехать на пределе возможностей – своих и автомобиля. И здесь важно не терять рассудок – нельзя забывать, что в кабине вместе с тобой находятся еще два человека. А трагедии случались на «Дакаре» не раз, за всю историю ралли около семидесяти человек погибло.
Впервые на «Дакаре» мне случилось сесть за руль в 1991-м. Я тогда был механиком экипажа «быстрой технички». В разгар гонки наш пилот Евгений Доронин сломал руку – у машины в песках выбило руль. По правилам менять членов экипажа нельзя. В таком случае нужно сходить с дистанции или перераспределить роли и попытаться продолжить гонку. Выбрали второе. Мне тогда было всего двадцать лет, и я страшно волновался. Наверное, та громада ответственности, которая обрушилась на меня, помогла отыскать в себе какие-то скрытые резервы. Мы не только доехали до финиша, но стали двенадцатыми среди почти ста автомобилей участников. В тот год спортсмены «КАМАЗ-мастер» впервые стояли на подиуме «Дакара» – второе и третье места были наши. Я ждал своего назначения еще четыре года, жил мечтой стать пилотом. И вот руководитель нашей команды Семен Семенович Якубов доверяет мне место пилота, а сам садится в экипаж штурманом! Нашим механиком тогда стал Сергей Савостин. В таком составе мы выиграли пять ралли «Дакар». А с Сергеем – все семь.
Дети КАМАЗа
Недавно я общался с руководителем команды МАN – нашим соперником по ралли. Разговор зашел о пилотах. «Ну конечно, у вас очень сильные ребята. Способные, талантливые, выносливые гонщики!» – говорит он. «А вам-то что мешает? – спрашиваю. – Возьмите сегодня мальчишку после школы, занимайтесь с ним, и через десять лет у него будут все шансы выиграть «Дакар». Конечно, это большая работа, но для себя мы выбрали именно этот путь. Зачем формировать команду из «покупных» игроков, у нас в республике столько талантливой молодежи! Ищем способных ребят, приглашаем к себе. Да, у них нет опыта, но зато есть самое главное – желание работать в команде, хватка, стремление к росту, умение слушать… Вот из таких и получаются преданные своему делу люди, настоящие спортсмены, способные побеждать. Все наши пилоты – мальчишки, выросшие на челнинском картодроме. Сегодня они показывают класс на международных соревнованиях.
Опять «двойка»!
Недавно друзья подарили мне ВАЗ-2102. Белая «двойка» – с ней столько у меня всего связано! Родные звуки вызывают приятные воспоминания детства. Первый раз я сел за руль в шесть лет. Мои ноги еще не доставали до педалей, но папа уже терпеливо учил меня управлять машиной. Каждый раз, выезжая на природу, он уделял этому время, и я очень благодарен ему за это.
Мне был всего год, когда я очутился на Всесоюзной комсомольской стройке. Мы тогда жили в вагончиках на берегу Камы, возле плотины – родители строили новый автозавод. Папа проработал на КАМАЗе всю жизнь, и у меня тоже не было метаний по поводу выбора своей судьбы. Я рад, что в детстве у меня была мечта. Она сбылась. Стать гонщиком, добиться самых высших титулов – я шел к этому с семи лет. Хотя был в моей жизни и другой интерес: в средней школе всерьез увлекся хоккеем. Играл ежедневно, изучал его историю – знал все команды, биографии известных хоккеистов… Я и сегодня выхожу на лед и горячо болею за наш родной «Ак Барс». Но все же здорово, что тогда, в детстве, автомобильная жилка во мне победила.
«Татарстан, КАМАЗ. Знаем!»
Когда создавалась наша команда, никто не воспринимал ее как «инструмент продвижения» КАМАЗа. Потому что никто и не предполагал, до каких результатов мы дойдем в своей работе. Это был 1988 год. Нас – не более десяти человек, одержимых идеей поехать на ралли «Дакар», – собрал директор научно-технического центра КАМАЗа Семен Семенович Якубов. Я очень рад, что оказался в числе тех первых энтузиастов. Все это время мы сами учились создавать конкурентную технику, управлять ею, преодолевать марафонские дистанции, работать в команде.
Помню наши первые выезды в Европу. Тогда о КАМАЗе почти никто не слышал, с трудом выговаривая слово «ка-м-а-з». Но с каждым годом, с каждой нашей победой его стали произносить все чаще и чаще: «О! Татарстан, КАМАЗ. Знаем!» Безусловно, это приносило не только успех заводу, но и признание республике. Это вызывает настоящее удовлетворение от дела, которым занимаешься. Сегодня о нас говорят даже в отдаленных точках планеты. Это придает известность бренду, позволяет обретать покупателей татарстанских автомобилей на всей планете.
Но есть и еще один результат нашей работы: технические разработки, новые конструкторские решения, которые используются в спортивных машинах и хорошо себя показывают в соревнованиях, затем успешно применяются в серийных автомобилях. То, что в условиях «Дакара» выдержало, в «серии» будет безотказным и вечным.
Весь подиум «Дакара»
О том, что хочу завершить карьеру пилота, я перед стартом никому не сказал – нужно было еще проехать «Дакар-2011». На тот момент наши молодые ребята стали уже показывать хорошие результаты на тренировочных сборах, на этапах чемпионата России. Но быть в команде вторым или третьим, когда впереди есть Мардеев, Кабиров, Чагин, – это большая разница, нежели быть первым. Понимать, что от тебя зависит результат, на тебя все ставки – только так можно научиться побеждать. Я сам это ощутил, когда из команды в 1999 году ушел Виктор Московских (победитель Дакара 1996 года). И в 2011-м уже мне нужно было уступить дорогу молодым, чтобы они быстрее росли.
Первая реакция на мое решение была отрицательная. Но заверил, что ухожу с места пилота, а не из команды. Есть опыт – буду его передавать. Занимались усиленно: я показывал ребятам, как ездить по различным траекториям, преодолевать ямы, объяснял, как выстраивать тактику и стратегию гонки. 2012 год, к сожалению, мы проиграли. Но уже через год наши мальчишки заняли весь подиум «Дакара».
Пилот? Конструктор!
По телевизору вы видите ралли только две недели. А для нас «Дакар» – работа на весь год. Ребята обязательно участвуют в разработке и подготовке автомобиля, в его изготовлении, испытаниях. Многие из них – выходцы из Научно-технического центра. Это позволяет идеально знать конструкцию машины, максимально использовать ее технические возможности, потенциал, бережнее к ней относиться. Я считаю, это очень важный аспект существования «КАМАЗ-мастер» и составляющая нашего успеха. Есть, конечно, команды, работающие по похожей схеме, но все же основная мировая практика – пилоты занимаются только собственной подготовкой, а на соревнованиях садятся в уже готовый спортивный автомобиль.
Когда в конце 2014 года курс евро вырос почти в два раза, у «КАМАЗ-мастер» начались финансовые сложности. Совершенствовать технику, тестировать новинки мировых автопроизводителей, придумывать что-то свое и находить лучшие решения – все это стоит денег. Второй удар настиг команду уже в этом году: наш партнер Внешэкономбанк прекратил спонсирование всех спортивных направлений, в том числе и нашей команды. К счастью, буквально перед ралли «Шелковый путь» мы подписали договор с госкорпорацией «Ростех». Конечно, это не восстановило финансирование в полном объеме, но дышать стало полегче. Вопрос о восстановлении финансирования на сегодня остается пока открытым. Жаль, что многое из запланированного в начале года сделать не смогли, но мы готовимся к «Дакару» и надеемся не огорчить наших болельщиков.
Орденом “За заслуги перед Республикой Татарстан” награждаются за выдающиеся заслуги в развитии  государственности РТ, обеспечении прав и свобод граждан, развитии экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства и спорта, а также за проявленные отвагу и мужество при охране общественного порядка. Знак ордена выполнен из серебра 925-й пробы.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: