Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Нырья: маленькая удмуртская страна

Нырья: маленькая удмуртская страна

На сей раз нас занесло в татарстанскую Удмуртию. Есть такая «маленькая страна» в Кукморском районе Татарстана.

25 августа 2021

В Нырьинское сельское поселение входят девять сёл, и восемь из них испокон веков считаются удмуртскими. «Столица» поселения – Нырья. И уж поверьте «Татарстанскому» деревенскому опыту, это действительно столица. Один клуб чего стоит! А школа!! А церковь!!! А кафе!!!! Но обо всём по порядку.
photo1627288872 (1)
ЭТО НЕ ШКОЛА
По старой доброй традиции вычисляем в деревне школу – её видно сразу и издалека. Обычно в каждой сельской школе есть учитель истории, который, как правило, является главным хранителем школьного музея, где всегда можно обогатиться краеведческими знаниями и много чего раритетного нафотографировать.
Но школа оказалась не школой.
ЭТО НЕ КЛУБ
– Это не школа! – мотает головой первый же попавшийся нырьянец, выходящий из магазина с булкой хлеба под мышкой. – Это Дом культуры.
– Клуб? – удивляемся. Сроду мы таких сельских клубов не видели – двухэтажных, размером с добрую половину Пентагона, с приусадебным участком, цветущим на все лады разными цветами и цветочками.
– Не клуб, а Дом культуры! – строго поправляет нас нырьянец, указуя перстом вверх. – Вон там написано же!
Действительно, стоит только запрокинуть голову, заслонив глаза ладошкой от слепящего солнца, и все, умеющие видеть, увидят – под крышей огромного здания огромными буквами выложено «Дом культуры».
– А школа вон там, дальше, увидите церковь, и прям сразу за ней…
300 ЛЕТ НА ДВОИХ
Прям сразу за церковью, переливающейся на солнце новенькими куполами-луковками, находим то, что искали. У входа в современное двухэтажное здание нас встречает камень с начертанной на нём надписью, которая гласит, что школа эта была открыта аж в 1871 году! Директор заведения Николай Николаевич Данилов уточняет, что та первая школа открылась сразу после постройки церкви и называлась «начальное народное училище». Поэтому и юбилей – 150‑летие – два этих объекта отметят вместе – 1 ноября 2021 года. А новое здание школы построили в 80-х. И там, конечно же, есть музей, в котором нас встречает… нет, не учитель истории, а учитель русского языка и литературы Владимир Туймурзович Жуков. Ещё он преподаёт английский и немецкий языки, а также знает родной удмуртский и немножко татарский. Такой вот учитель-полиглот достался Нырьинской средней школе.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Особое огорчение учителю доставляет родной удмуртский язык:
– Это для меня больной вопрос, – говорит Владимир Туймурзович, – я считаю, что родной язык ребёнок должен знать. Но родители почему-то упор делают на русский язык, а про родной язык забывают. И даже в садике с детьми сейчас не разговаривают на родном удмуртском. Я не русофоб, я учитель русского. Но я вижу, что язык наш погибает, прямо как под палящим солнцем из‑за засухи погибают растения. Родители считают, что их детям русский и английский нужнее для поступления в вузы. Успехи по русскому у нас очень хорошие. Мы – одна из лучших в районе школ по баллам ЕГЭ по этому предмету. Но это не значит, что надо забывать родной язык. Он у нас очень красивый.
1
Наша школа носит имя поэта-большевика Максима Прокопьева, – говорит Николай Данилов.
 
КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА
В доказательство учитель прочёл для нас куплет старинной песни о проводах солдата – о том, как раньше забирали парней в армию на 25 лет, в рекруты:
Учы пиосыд будыса вуизы,
Куакисен куаке лобаны.
Пиосыд будыса вуизы,
Атай юртысь потаны.
 
Подросли птенчики соловья –
Пришло время летать из одной рощи в другую.
Пришло и вам время
Выйти из отчего дома.
(Перевод с удмуртского).
 
НАСТОЯЩЕЕ ЛУЧШЕ ПРОШЛОГО
Конечно, Нырья – деревня с очень богатой историей. Известна ещё с 1710 года. История Нырьи помнит всё, в том числе и как в рекруты на 25 лет провожали, и как церковь в 1869 году построили во имя чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, и как эту церковь притесняли-разрушали после революции… Но, слава богу, а также покровителям церкви Косме и Дамиану, жизнь меняется в лучшую сторону – и солдаты сейчас служат в армии только год, и храмы повсеместно стали восстанавливать, и возрождению сёл и деревень дали зелёный свет. Поэтому даже в сельской глубинке благодаря нацпроектам есть где с комфортом учиться, работать и отдыхать. То, о чём поётся в старинной грустной песне, осталось в прошлом, а в настоящем, налюбовавшись на школу, спортивную площадку и сказочный садик под названием «Шундыкар» («Солнечный город»), отправляемся в местное кафе, где предложили нам и пиццу, и мороженое, и горячий ароматный чай.
НЫРЬИНСКИЕ ПРОКОПЬЕВЫ
Во время чаепития присоединяется к нашей компании и местный батюшка – протоиерей Леонид Прокопьев. Чертами лица своего очень похожий на другого Прокопьего, чей усатый портрет висит в красном углу школьного музея. Эту же фамилию носит и школа – имени Максима Прокопьева – удмуртского поэта-большевика, участника Гражданской войны. Все местные удмурты знают, что Максим Прокопьев был первым переводчиком «Интернационала» на удмуртский язык. Следующим его переводом стала «Сказка о попе и работнике его Балде».
2
– Удмурты – люди скромные, – уверяет Владимир Туймурзович. – Мы вот даже фотографироваться не любим, не любим выставлять себя напоказ, предпочитаем оставаться в тени…
3
Николай Чудотворец – дипломная работа Евгения Прокопьева – сына батюшки Леонида.
4
Завбиблиотекой Валентина Тухтарова говорит, что, хоть народ сейчас пошёл нечитающий, в библиотеке посетители всё-таки есть.
photo1627289049 (6)
photo1627289025 (6)
14
13
7
IMG_20210722_142537
photo1627289077 (5)
photo1627289077 (6)
10
Но переводами большевик Прокопьев занимался в свободное от революционных трудов время. По ночам. В рабочее же время он в 1919 году возглавлял в Москве отдел Наркомнаца РСФСР, вёл подготовительную работу по организации Вотской автономной области, по изданию книг и журналов на удмуртском языке. Подготовил проект Конституции автономной области и определил предварительные границы автономии. Погиб Максим Прокопьев в 35 лет, командуя разведротой, защищая северные районы Удмуртии от колчаковцев. Такой вот местный национальный герой.
ИМЕНИ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ
Потомок знаменитого поэта-большевика батюшка Леонид Прокопьев пригласил нас в храм. Познакомил с историей жизни Космы и Дамиана. Рассказал обо всех перипетиях, через которые пришлось пройти церкви, прежде чем её отреставрировали: и как в 20‑х школьные доски делали из икон, замазывая лики святых краской, а те потом вновь проступали, и как колокола снимали, и как священников в 30‑х репрессировали и расстреливали – имена некоторых нырьинских священнослужителей выбиты на стелах Мемориала расстрелянных жертв политических репрессий на Архангельском кладбище Казани…
Нынче иконы в отреставрированной Нырьинской церкви особенные: одна из них, например, – дипломная работа сына батюшки – Евгения, который учится в духовной семинарии.
УТРОМ ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ
На посошок заходим в клуб. Простите, в Дом культуры. Особенно впечатляет библиотека. Книг тут видимо-невидимо на трёх языках – удмуртском, татарском, русском. Завбиблиотекой Валентина Тухтарова говорит, что, хоть народ сейчас пошёл нечитающий, в библиотеке посетители всё‑таки есть, читатели удмуртской художественной литературы тоже встречаются.
Особенно впечатлил в этой библиотеке стеллаж с республиканскими журналами. «Татарстану» на нём отведено особое почётное место.
Скромно стоящий в уголке раритетный стул Валентина Алексеевна принесла из дома – достался он ей в наследство от дедушки, который был зажиточным крестьянином, но после революции советская власть отобрала у него всё, кроме этого стула. Теперь подобная мебель может стоить целое состояние, но украшает своим ценным присутствием Дом культуры.
Помнится, герой Ильфа и Петрова из «Двенадцати стульев» Киса Воробьянинов не выдержал такой вопиющей несправедливости при обнаружении последнего стула. И мы его понимаем – больно уж хорош стул из зажиточного прошлого.
– Но и новая мебель Дома культуры не хуже, – считает его директор Борис Семёнов, демонстрируя нам свои владения: и концертный зал, и танцпол для проведения дискотек, и залы для занятий спортом, и туалет… А что?! В сельской местности городской туалет часто по-прежнему считается роскошью. Но это, конечно, не про Нырью. Здесь всё образцово-показательно. Хотя удмурты и не любят этого, образцово-показательного…
ЧУДЕСНЫЙ НАРОД БЕЗ ВОЖДЕЙ И ЦАРЕЙ
– Потому что удмурты – люди скромные, – объясняет такое поведение собратьев Владимир Туймурзович, учитель-полиглот. – Мы вот даже фотографироваться не любим, не любим выставлять себя напоказ, предпочитаем оставаться в тени… Эта черта характера формировалась тысячелетиями. Удмурты же произошли от финно-угров, жили в лесах. Государств у нас не было. Ведь, чтобы создать государство, нужны вожди, цари, а у нас их не было, мы были все равны.
Вот с каким чудесным народом – без вождей и царей – мы познакомились. Живут они тихо-мирно-скромно под охраной речки Боец. Потому как с такой речкой никакой враг не страшен!
5
Тот самый стул из зажиточного прошлого
IMG_20210722_141613
Лавочка из берёзы, на которой любит иногда культурно посидеть после работы директор Дома культуры…
 
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Выехать из Казани можно через Высокую Гору, а можно – через Царёво. Расстояние будет соответственно 145 и 150 км. Кому откуда ближе.
ЧТО ПОСЛУШАТЬ:
Легенды. …Когда вотяки – так называли раньше удмуртов – были язычниками и молились на горе (вот она рядом, Нырья прямо упирается в неё правым боком) своим языческим богам, приносили в жертву животных. Как‑то раз прилетели на такую молитву лебеди и стали молиться вместе с вотяками. С той поры лебеди стали считаться священными птицами, их даже специально привозили на гору, а после молитвы везли на реку и торжественно опускали в воду.
ГДЕ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ:
Советуем около Дома культуры, во дворе которого всё оформлено в лучших традициях Прованса: корзинка с цветами, водружённая на белый велосипед, лавочка из берёзы, на которой любит иногда культурно посидеть-отдохнуть после работы директор Дома культуры…
Татьяна Вафина
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: