Побег из Кандагара: как казанские лётчики вернулись из плена
Рейс длиною в год
19 мая 2020
В захваченном талибами Кандагаре Ил‑76 «посадил», можно сказать, хороший знакомый – лётчик-истребитель, всегда сопровождавший российский самолёт над Афганистаном. Это произошло 3 августа 1995 года. Экипаж даже не подозревал, чем закончится эта посадка.
– Мы выполняли рейс Тирана – Шарджа – Кабул от казанской авиакомпании «Аэростан». Маршрут знакомый – в Кабул мы летели в третий раз. Везли вполне легальный груз – патроны и амуницию, – вспоминает Газинур Хайруллин, второй пилот самолёта. – Он предназначался правительственным войскам, защищавшим город от исламистов. Афганистан тогда переживал начало террора со стороны движения «Талибан».
«НЕ ПОДЧИНИТЕСЬ – СОБЬЁМ»
Талибы потребовали посадить самолёт якобы для досмотра груза. Стало понятно – это лишь предлог. Экипаж тянул время, решая, что же делать. Но поднятый в небо истребитель сразу всё объяснил: не подчинитесь – собьём. Решили приземляться. Как только Ил‑76 сел в аэропорту Кандагара, в самолёт ворвались талибы. Спустя день пленников переправили в Кандагар. Здесь в помещении, похожем на сарай, почти в полной изоляции от внешнего мира семь россиян проведут 378 дней.
НИКТО НЕ ПОДДАЛСЯ
– Фильм, который вышел в 2010 году (главным консультантом был наш первый пилот Владимир Шарпатов), очень близко передаёт то, что мы переживали, находясь в плену. Но он не передаёт страха, даже ужаса от неизвестности, который мы испытывали каждый день в этих застенках, – говорит Газинур Хайруллин. – Иногда душило отчаяние. Мы не знали, отпустят нас талибы или казнят, не знали, чего они хотят от нас. Это были очень импульсивные, «взрывоопасные» люди, их поступки диктовались законами, которых мы не знали и не понимали.
К пленникам приходил местный священнослужитель, приносил религиозную литературу. Экипажу регулярно предлагалось принять ислам. Никто не поддался. Впрочем, мулла был единственным представителем со стороны талибов, проявлявшим человечность. Когда местных мужчину и женщину, уличённых в измене, закидали камнями, свидетелями чему стали пленники, мулла был в таком же шоке, как и русский экипаж.
«НАС НЕ ОСТАВЯТ?»
– Я нашёл во дворе нашей «тюрьмы» пару железок и качался столько, сколько мог. Это спасало от постоянного страха. Постоянно вспоминался дом, родители, наш Дрожжановский район. Мне мучительно хотелось туда. Может быть, это стремление вернуться на родину и позволило – мне и остальным – остаться людьми. И ещё вера: в глубине души я был убеждён, что нас не оставят в беде, что работа над нашим освобождением идёт на всех уровнях.
И работа действительно шла. Представитель Президента Татарстана Минтимера Шаймиева Тимур Акулов вёл изнурительные переговоры с талибами, предлагая всевозможные варианты обмена. Казалось, вот‑вот всё получится – удалось договориться, что после наступления нового, 1996 года экипаж наконец отпустят. Но сорвалось.
В январе Хайруллин и его товарищи начали терять надежду.
– Нас расстреляют, думали мы. Тем более что один такой пробный заход уже был – нас без вещей вывезли на заброшенную фабрику и продержали там всю ночь. Но, видимо, талибы всё никак не могли выбрать самый выгодный для себя вариант нашей участи, – рассказывает второй пилот. – Благодаря вниманию к нам мировой общественности они стали невероятно известны и получили возможность выступать в СМИ. Они активно этим пользовались, чтобы распространять свои экстремистские идеи.
СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА
Под предлогом поддержания самолёта в рабочем состоянии – необходимости, например, запускать двигатели, чего местные не умели, россияне получили возможность бывать на нём каждую неделю. Постепенно созрел не то чтобы план, но замысел побега. Однажды в пятницу – выходной, по исламским канонам, к самолёту привезли весь экипаж.
– Сначала я попробовал запустить вспомогательный двигатель, но стояла страшная жара – 50 градусов по Цельсию, и он не стартовал. Мы сказали Тархану, нашему надсмотрщику, что нужно ждать, пока он охладится. Боевики оставили троих охранников, остальные ушли в здание аэропорта пить чай. И я решил рискнуть, – вновь переживает тот невероятный день Газинур Хайруллин. – Мы с Юрием, радистом, и Асхатом, нашим охранником, были в кабине. Я стал запускать все двигатели по очереди. Первый, второй. Серёга, инженер, понял, что я делаю, и они в хвостовом отсеке стали задраивать люки. Я стал запускать третий двигатель, но тут заглох первый. Но мы понимали – или продолжать, или умереть. И мы их всё‑таки запустили.
«И ТОГДА КТО‑ТО УРОНИЛ ЧАШКУ»
Потом был взлёт, едва не завершившийся катастрофой из‑за выехавших на взлётную полосу машин с боевиками. Когда самолёт проскочил перед «Уралом» талибов, до которого оставалось с десяток метров, охранники в кабине поняли, что произошло. Мы быстро разоружили их, объяснив, что альтернатива – падение самолёта.
– Я предложил лететь на бреющем полёте, чтобы не засекли радары. Мы связались с Шарджой. Диспетчеры нам не поверили. Потом мы услышали, как кто‑то там уронил чашку, и наконец поняли, что у нас получилось. Мы кричали от радости, – вспоминает Газинур Хайруллин.
В Шардже экипаж ждали представители российской стороны. Тем не менее экипаж ещё сутки держали и допрашивали в местной полиции. И только потом отпустили в Москву.
БЫТЬ ПАТРИОТОМ
За проявленное мужество пилоты Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин были удостоены звания Героя России. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. Некоторые продолжают летать. Четверо, в том числе Газинур Хайруллин, работают в ульяновской авиакомпании «Волга – Днепр». Наш рассказчик пилотирует Ил-76. Он легко вернулся за штурвал. Несколько раз летал и в Кабул, и в Кандагар. Но плен вспоминает как самое страшное событие в жизни.
– Вся наша история – это череда больших и маленьких подвигов, совершённых обычными людьми. Для меня быть патриотом – значит помнить, кто ты и откуда, какая история за твоими плечами, – говорит Газинур Хайруллин. – Подвиг рождается из желания быть достойным всего этого. Быть достойным пути, пройденного твоими земляками.
Добавить комментарий