Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Почему эта "нимфа" тудыть её в качель, качества не даёт

Почему эта "нимфа" тудыть её в качель, качества не даёт

Шамиль Идиатуллин, журналист и писатель, дважды лауреат премии «Большая книга», о том, почему «трэш почти совсем переполз с бумажных носителей на электронные» и почему «в немаргинальных сегментах бумажная книга останется на века»…

04 октября 2021

– Лет 15 назад казалось, что бумажная книга умрёт совсем, сохранившись лишь в нескольких сегментах: детской литературы, иллюстрированной, комиксов и прочего. Оказалось, нет – слой читателей, рублём голосующих не просто за бумажные, но очень качественно напечатанные издания, кажется, даже крепнет. При этом круг читателей – не бумажных, а любых книг – продолжает сужаться в силу совершенно объективных причин. В прошлом веке книга была чуть ли не единственным утолителем сенсорного голода, а сегодня таких утолителей куча: сериалы, игры, а главным образом – соцсети, и каждый из этих утолителей усваивается куда легче, чем громоздкий старомодный текст с дополнительными слоями и смыслами.
Соответственно, продолжает скукоживаться и круг чтения, вернее, все круги, от трэша до так называемой большой литературы. Одновременно всякий из этих кругов будет пробовать опереться на новые платформы индустрии развлечений. Многие профессиональные писатели уже переквалифицировались в сценаристов для ТВ и игровых компаний, и это только начало. При этом окончательно никто не умрёт, просто трэш почти совсем переполз с бумажных носителей на электронные, а в немаргинальных сегментах бумажная книга, конечно, останется, разве что вырастет в цене и, надеюсь, в качестве.
Электронные и аудиокниги останутся с нами надолго, уж точно до конца эпохи карманных девайсов с экранами. Доживём до жидких чипов и волнового алфавита – всё изменится, но пока так.
Fotolia_71186249_Subscription_Monthly_M
А бумажная книга, помимо прочего, остаётся фундаментом традиционной издательской деятельности, которая выступает гарантом не только издания сброшюрованных страниц с некоторым контентом, но и того, что этот контент достоин оплаты и внимания. Бумажные книги для традиционных издателей – примерно как ТВ и кинотеатры для киностудий. Даже закрытие последнего кинотеатра и отказ последнего человека на Земле от просмотра эфирного ТВ не будет значить, что «кина не будет» и что теперь все будут смотреть мемасики в соцсетях и ролики на YouTube и TikTok. Это будет значить лишь то, что кино окончательно переехало в Сеть, оставшись примерно тем же кино, полнометражным или многосерийным, но почти всегда высокозатратным и индустриально сработанным, каким и было последнюю сотню лет.
С книгами ситуация похожая: как бы ни гордились достижениями независимые самиздатовские платформы и паблики, эта «Нимфа», тудыть её в качель, качества не даёт. А даёт его профессиональный издатель, занятый отбором, подготовкой и некустарным выпуском книги. Какой бы она ни была – бумажной, электронной, графической или звуковой. Хотелось бы всех посмотреть.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: