Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Почему мода 80-х приносила людям счастье

Почему мода 80-х приносила людям счастье

В начале 1980‑х годов в СССР пришла новая мода – яркая и агрессивная – и дошагала было до Казани, но взять её штурмом не смогла.

15 апреля 2020

 
На казанских «подиумах» пока ещё царила другая модная тенденция – «прощайки‑ телогрейки‑олимпийки», которую прочно ввели в обиход гопники и «матрёшки» (боевые подруги гопников), чьим единственным модным аксессуаром были исключительно мохеровые шарфики. Пока они «мотались» в таком прикиде, столицу ТАССР выручали на этом модном рубеже студенты, съезжавшиеся со всех концов страны за получением высшего образования. Именно они потихоньку вносили разнообразие в однообразие молодёжной одежды.
11909540
ВАРЁНКИ
Юные комсомолки старались соответствовать кумирам, которых вдруг «впустили» на советские экраны. В выпусках «Утренней почты» стали появляться видеоклипы «неформатных» певцов: Мадонна, Майкл Джексон, Modern Talking, Scorpions… Диктовали моду и советские звёзды: Алла Пугачёва щеголяла в своих необъятных балахонах, Валерий Леонтьев пугал бабушек сексуально обтягивающими штанишками, детдомовцы из «Ласкового мая» очаровывали «варёными» джинсами. «Приготовить» такие джинсы можно было самостоятельно: предварительно завязанные узлами джинсы варились в ведре воды с добавлением одного стакана белизны.
МЫЛЬНИЦЫ
Отдельные модницы, выгуливающие свои наряды на казанских улицах, становились легендами. На них смотрели во все глаза, а потом в подробностях рассказывали подругам, что именно на тех было надето: ярко-розовые легинсы, кружевная коротенькая юбочка, широкий топ с принтом, сексуально сползающий с плеч, широкий ремень на бедрах, туфли-лодочки, но чаще «мыльницы» – резиновые тапочки – под цвет пластмассовых серёжек и браслетов. Под напором такой красоты «матрёшки» сдавались одна за другой. Тем более что новые причёски были им до боли близки – они напоминали взорвавшийся стог сена, сотворённый из химической завивки и высокого начёса.
 
СОРОЧКА
Местом приобретения модной одежды в Казани в начале 1980‑х была «сорочка» (она же толкучка) – вещевой рынок в Дербышках. Модники не ленились встать в шесть утра и по утреннему холодочку спешили на электричку. А дальше тайными партизанскими тропами, в полутьме, прячась за заборами, пробирались в заброшенную промзону, скрываясь от милиции. Которая категорически не одобряла ни фарцовщиков, ни тех, кто помогал им наживаться на своём сомнительном занятии.
 
ФАРЦОВКА
Многие казанские модники тех лет на толкучке успевали побывать в обеих ипостасях: и покупали, и продавали. Продавцами, которые тогда назывались фарцовщиками, часто становились поневоле: например, съездив «одеться» в Москву, отстояв там немыслимую очередь около какой‑нибудь «Берёзки» (фирменный сетевой валютный магазин) или на ВДНХ, уже в Казани понимали, что японская болоньевая куртка маловата будет.
– Мы нашли знакомых, у которых знакомые занимались спекуляцией на тол‑ кучке, – вспоминает Алсу Шамилевна Мустаева, – подошли к ним. Они стояли, зевали и жаловались на усталость: «Ходим сюда, как на работу!» Парни взяли нашу куртку и, пока мы тряслись в сторонке от страха, продали её какой‑то девушке, уверяя, что такую она больше нигде не найдёт. На вырученные деньги мы купили там же джинсы. ТРУБА К концу 1980‑х «сорочка» сменила место дислокации. Нестройные ряды продавцов и покупателей толклись теперь по выходным на колхозном рынке. Модники и модницы продирались сквозь строй, лишаясь пуговиц на одежде, но умудряясь в давке находить желанную вещь и даже при‑ мерить её. Покупали всё: штаны‑бананы, «дутые» куртки и сапоги, шубы из чебурашек и головной убор под названием «труба», который гарантировал полное непродувание ушей…
Фарцовщики и спекулянты по‑преж‑ нему законом не одобрялись, поэтому при малейшей опасности прятали то‑ вар в немыслимых местах или попросту давали дёру, иногда вместе с деньгами покупателя.
03
01
АНЖЕЛИКА
Для приобретения косметики, духов и импортного женского белья было в Казани ещё одно тайное местечко – общественный туалет около ЦУМа. Милиционеры вокруг него несли неусыпную вахту, но внутрь соваться всё же стеснялись. Из туалета постоянно выходили дамы, осчастливленные покупками: духами «Шанель», «Пабло Пикассо», «Опиум», трёхэтажными раздвижными косметическими наборами, кружевными бюстгальтерами модели «Анжелика».
 
MADE IN VIETNAM
Конкуренцию местным спекулянтам составляли вьетнамские студенты, обучающиеся в КГУ. С их лёгкой вьетнамской руки в моду вошли одноразовые электронные часы. Особый писк – часики в виде перстней, по ним сверяли время модницы Казанского университета.
ПЛЕЧИКИ
Вечерняя одежда непременно снабжалась «плечиками», которые зародились в модном доме Зайцева и гипертрофировались до невероятных размеров на нашей казанской родине. Удачные «плечики» кочевали от кофточки к кофточке, для облегчения их переноса прицеплялись на булавках или просто прижимались бретельками белья. Широкоплечие девушки в каракулевых папахах – хит зимних сезонов конца 1980‑х.
 
ИНФЛЯЦИЯ СЧАСТЬЯ
02
Катя Борисова, дизайнер:
– Моды как таковой в 1980‑х не было. Потому что не было ничего: ни обуви, ни одежды нормальной не производилось, ни тканей. Одевались кто во что горазд – в то, что могли достать. Зарплата у основной части населения была слишком маленькая. Но мы с моей подружкой были модницами, потому что учились в швейном училище и шили себе модную одежду сами. Как сейчас помню: идём мы с ней по Баумана в умопомрачительных комбинезонах собственноручного производства с невероятным макияжем и выбритыми висками – и все оборачиваются нам вслед. Это было счастье! То, что невозможно сшить, – тушь «Ланком», пакеты с изображением попы в джинсах, прибалтийский блеск для губ – покупали на «сорочке» в Дербышках: вещи там были разложены прямо на теплотрассе, на газетах.
Туда шли покупать абы что – на что хватит денег, а не как сейчас, с определённой целью или просто прошвырнуться по магазинам.
Я получала повышенную стипендию, откладывала деньги и со скопленным капиталом ездила в Москву. Отстаивала длиннющие очереди в ГУМе. Представляете ощущение, когда вдруг по очереди проносится слух, что туфли вашего размера закончились? Что делать, ведь уже три часа стоишь и до заветной цели осталось каких‑нибудь два этажа? Стояла дальше, брала что осталось и уже в Казани обменивалась с подругами на то, что не подошло им, но подходит мне. И получала очередную порцию счастья.
Мы жили так, как предлагала наша страна, вернее выживали, выкручивались. Штирлицу и не снилось, как мы конспирировались, чтобы по видику на какой‑нибудь квартире посмотреть обычный голливудский фильм или концерт «Бони Эм.»! Я бы не хотела вернуться в то время: было трудно и вообще надо жить настоящим. Но что прельщает в 1980‑х – это те самые порции счастья, которые получал человек от приобретения любой новой вещи в эпоху дефицита всего. Сейчас такого нет, произошла инфляция счастья, как у Пелевина, помните: «Новая пара кроссовок, привезённая дальним родственником из‑за бугра, становилась точкой отсчёта нового периода в жизни… Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объём, надо было покупать как минимум джип, а то и дом… Инфляция счастья».
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: