Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Путешествие из Петербурга в Москву. Беспилотная версия

Путешествие из Петербурга в Москву. Беспилотная версия

Коридор грузоперевозок автономным транспортом может соединить Татарстан с Европой уже в 2025 году.

27 октября 2021

 
М12 может стать второй российской трассой для грузовых беспилотников. Об этом в сентябре на форуме Kazan Digital Week рассказал заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов. А премьера запуска грузовых беспилотников в России должна состояться в 2024 году в беспилотном коридоре на трассе М11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург. Машины с водителем и машины без водителя в салоне поедут по одному хайвею. Беспилотный коридор на М11 – часть большого отечественного проекта, связанного с беспилотным движением. В рамках этого проекта планируется построить 20 тыс. км федеральных автодорог, оснащённых цифровой инфраструктурой, и создать таким образом беспилотный коридор между Европой и Азией. Тем самым глобально развить сотрудничество с Китаем, например, увеличить к 2030 году грузооборот с этой страной в 10 раз. Инфраструктурная основа проекта – сеть скоростных автодорог, состоящая из автотрассы М11 «Нева» (Санкт-Петербург – Москва), ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога в Подмосковье, строительство почти завершено) и М12 Москва – Казань (строительство завершится в 2024 году). От Санкт-Петербурга до границы с Финляндией можно доехать по трассе «Скандинавия», которую сейчас поэтапно реконструируют. Таким образом, с помощью М12 Казань соединится с Европой.
Строительство М12 Строительство М12
– М11 – грузонасыщенная трасса, но экономический эффект достигается на больших плечах. Если нам удастся к 2025 году построить трассу Казань – Финляндия, востребованность беспилотных грузоперевозок возрастёт, – считает Богданов.
Для движения беспилотников без участия водителей и присутствия инженера-испытателя на борту по всей трассе М11 протяжённостью более 660 км планируется создание специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. Это необходимо для исключения заезда автономных грузовиков на текущем этапе в города. Эскиз поездки беспилотного грузовика выглядит так: водитель загружает автомобиль, доезжает до определённой точки на трассе, включает автоматическое управление и выходит из кабины. Машина едет самостоятельно до точки, где её встречает другой водитель, отключает автопилот и доезжает до склада. На следующем этапе развития беспилотников кабины будут убраны, а движение грузовика будет удалённо контролировать оператор. Слово «коридор» в этом случае означает, что на всём пути беспилотника будут, помимо хабов, установлены передающие устройства, с помощью которых машина будет связываться с оператором, базой данных и другими машинами.
ФЛАГМАН ПО ПЛЕЧУ
По мнению экспертов, у страны есть всё, что нужно для осуществления этих космических, на первый взгляд, планов. Вклад Татарстана в беспилотный проект века – это «КАМАЗы», которые одними из первых поедут по беспилотным коридорам М11 и М12.
Предполагается, что это будет кабинный тягач семейства К6, оснащённый системой ADAS. ADAS – система помощи водителю в управлении авто. Чем выше её уровень, тем самостоятельнее авто. Например, уровень 3 предполагает, что машина едет сама, но её контролирует человек, готовый в любой момент вмешаться и взять управление на себя. Уровень 5 – это режим автопилота, обладающего навыками квалифицированного водителя. «КАМАЗ» К6 будет оснащён ADAS 4–5.
Тестирование прототипов начнётся уже в следующем году. Его предшественник, КАМАЗ-54907 семейства К5+ с ADAS 3, уже представлен общественности. Его серийный выпуск начнётся в конце 2023 года.
КАМАЗ-54907 КАМАЗ-54907
Помимо других, близких к выходу с конвейера беспилотных проектов (от электрических мусоровозов до пассажирских шаттлов) компания занимается созданием современного грузового флагмана – технологичной платформы без кабины.
По словам главного конструктора инновационных «КАМАЗов» Сергея Назаренко, стоимость автомобиля с кабиной и ADAS 5 составит порядка 11–12 млн рублей.
– Идея беспилотности в том, чтобы машина больше зарабатывала, находясь в пути 24 часа в сутки и перевозя в два раза больше грузов, чем машина с обычным водителем. На этом перевозчики и должны строить свою финансовую модель. По нашим оценкам, срок окупаемости составляет 8–9 месяцев, – говорит Назаренко.
Кстати, перспективность проекта отчасти подтверждается и тем, что в числе его первых участников – Volvo, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг», ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», «Национальные телематические системы» (НТС), «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) и X5 Group.
Предполагается, что все машины будут проходить обкатку на полигонах, строительство которых запланировано на 2022– 2023 годы. Беспилотник должен будет отработать ряд тестовых заданий. Затем он выедет на дорогу в тестовом режиме, и только после того, как он наездит определённый километраж, комиссия из представителей ФСО, ГИБДД, Минтранса и ФСБ будет принимать решение о его введении в полноценную эксплуатацию и выезде на магистраль.
НА ЦИФРОВОМ ПЕРЕКРЁСТКЕ
Беспилотный транспорт оснащён «зрением» (лидарами) и «слухом» (радары) и в теории может адекватно отреагировать на ЧП (безопасно съехать с дороги), но для нормального движения ему необходима специальная подключенная к каналам связи инфраструктура, которая позволит машине обмениваться данными с удалённым оператором или центром управления.
Участок Центральной кольцевой автодороги в Москве, снабжённый такими передающими устройствами, сейчас тестирует Росавтодор, один из самых активных инфраструктурных партнёров беспилотного проекта. Тесты пока ведутся не на беспилотниках, а на подключенных автомобилях, то есть ведомых водителями, но оснащённых техникой для обмена информацией с системой управления дорожным движением. Партнёрами Росавтодора по проекту в сентябре стали «Деловые линии», «ИТЕКО Россия», «Даймлер Камаз Рус», «Меркатор Холдинг», АО «ГЛОНАСС», «Казань-Телематика» и «Капш Траффикком Руссия». Первые результаты будут получены к концу года.
Беспилотник компании Ralient Беспилотник компании Ralient
По словам Виктории Эркеновой, заместителя председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Росавтодора, на М12 (вызывающей наибольший интерес у участников рынка грузовых перевозок) будет внедрено аналогичное решение. Сейчас отрабатываются схемы подключения беспилотника к инфраструктуре и к центру управления и создаётся цифровой двойник дороги, который будет видеть и считывать компьютер автономного автомобиля и/или его оператор.
– Очевидно, что вся информация о дорожной ситуации: разметке, знаках, инцидентах, метеообстановке – должна передаваться оператору машины в режиме онлайн. Мы готовимся к этому, – отмечает Эркенова.
Учитывая огромную нагрузку дорожной интернет-сети с подключенным транспортом, Росавтодор тестирует разные модели передачи данных с помощью 5G и DSRC. Безопасная передача огромного объёма данных – одна из главных задач, решение которой ускорит запуск беспилотного движения.
По видению Минтранса, управлять дорожной инфраструктурой должен государственный оператор, который обеспечит безопасность всех участников дорожного движения. Контролировать беспилотник может коммерческий оператор. Как отметил Кирилл Богданов, их чёткое взаимодействие сделает беспилотные перевозки самыми безопасными на территории России. При этом баланс их полномочий планируется вычислить, исходя из опыта реальных перевозок. Для этого беспилотники должны проехать миллионы километров по М11. Для ускорения процесса эксплуатацию автономных грузовиков без нагрузки на участках М11 планируется начать уже в следующем году.
БАРЬЕР, ЕЩЁ БАРЬЕР
Но готовы ли к этому те, кому этот проект адресован – крупные ретейлеры и грузоперевозчики?
– Я поддерживаю эту инициативу, это будет экономически эффективно. Но надо принимать во внимание, что вся экономика магистральных перевозок основана на доставке сопутствующего груза, поэтому не всегда машины могут возвращаться по той же дороге, – говорит Кирилл Кузьменко, директор по транспорту X5 Group.
Кузьменко отмечает, что для создания финансовой модели пока недостаточно данных – сейчас не известно, во сколько будет обходиться коммерсантам обслуживание высокотехнологичных автомобилей и использование дорожной инфраструктуры.
– Транспортные компании и розничные сети мотивирует повышение эффективности и рост прибыльности. Чтобы беспилотный проект стал более понятным, нужно, чтобы в нём появилось большое количество участников, – говорит Кузьменко. – Но любой инновационный проект на запуске обходится очень дорого. Хотелось бы, чтобы были созданы соответствующие программы субсидирования или спецпрограммы лизинга. Тогда мы, бизнес, рассмотрим массовый переход.
По словам Кирилла Богданова, работа в этом направлении ведётся – государство действительно рассматривает возможность субсидирования грузоперевозок с использованием беспилотников.
Вопросы к проекту возникают не только у представителей коммерческой сферы, но и у общественников.
– Главная задача для разработчиков проекта – прозрачность его технологий. Сейчас у него очень слабое информационное поле. Что о беспилотниках люди знают из СМИ? Что беспилотник сбил велосипедиста или доехал до Казани. А как всё будет происходить на практике, мало кто представляет. Возможно, что в момент запуска беспилотного «КАМАЗа» дальнобойщики выйдут на трассу и скажут: «Мы за чашку риса будем возить», – говорит Александр Васильев, депутат Госдумы РФ, член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог».
Опасения Васильева по поводу готовности граждан к роботизированным соседям по транспортному потоку разделяет и Кирилл Богданов.
– Наш психологический барьер – важная составляющая этого процесса. Допустим, «Яндекс. Такси» – это в порядке вещей. А когда 20-тонный грузовик без водителя в кабине едет, а рядом – неопытный водитель? Это может спровоцировать аварийную ситуацию, – считает он.
Кроме того, открытым остаётся вопрос об ответственности за поведение беспилотника и различные ситуации с его участием. В некоторых европейских зарубежных странах передвижение автоматизированной техники по городу давно регламентировано. Например, в Таллине уже несколько лет действует услуга доставки продуктов с помощью робота. Он перемещается по улицам со скоростью 6,5 км/ч, а ответственность за его действия, согласно ПДД, полностью лежит на операторе.
Эти и другие многочисленные вопросы требуют решений – вовремя реализованный проект беспилотного коридора даст стране возможность вернуть себе позиции технологического лидера по целому ряду направлений.
– Сейчас Россия находится в очень выигрышной позиции, в том числе благодаря инициативе Минтранса. Компании, которые занимаются беспилотниками, имеют возможность начать диалог с создателями инфраструктуры, конечными пользователями. Это хороший задел для того, чтобы обойти точки, в которых остановились западные компании, – говорит Дмитрий Агафонов, заместитель генерального директора «СберАвтоТеха». – Тот, кто первым сможет посадить за круглый стол регулятора, владельцев дорог и разработчиков беспилотных автомобилей, первым в мире реализует этот проект.
ВЫРОСШИЕ ИЗ ИННОПОЛИСА
Большой вклад в приближение старта беспилотных перевозок в России может внести представитель перевозок пассажирских.
ЦКАД ЦКАД
Осенью компания «Яндекс» представила экспертам проект первой в стране программы экспериментального правового режима (ЭПР). Она предполагает создание специальных зон для тестирования автономных автомобилей, в первую очередь – беспилотных такси. Документ описывает поведение беспилотника при выезде его в общий поток, его взаимодействие с пользователем и оператором, поведение в случае аварии и т.д.
ЭПР «Яндекса» уже получил первую экспертную оценку, сейчас дорабатывается и вскоре будет передан для согласования в профильные министерства. Планируется, что тестирование беспилотного такси начнётся уже этой осенью. Таким образом, Москва станет первой столицей в Европе и второй в мире после Пекина, где заработает сервис беспилотного такси. Но первым в России городом, где в 2018 году стартовало (и за всё время не совершило ни одного ДТП) беспилотное такси, напомним, стал татарстанский Иннополис.
Опыт беспилотников «Яндекса» ляжет в основу поправок в действующее законодательство. Правовое поле для реализации ЭПР для беспилотников почти готово. Утверждены 14 регионов, на территории которых разрешён эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств (ВАТС), проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах», Минтрансом РФ подготовлен проект Концепции создания и функционирования национальной сети ИТС в Российской Федерации.
* Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах» подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в 2020 году. Закон об ЭПР* даёт возможность применять изменения отдельных законодательных требований для реализации цифрового инновационного проекта. Для этого инициатор проекта должен защитить соответствующую программу (Прим. ред.).
Автор: Ксения Сёмина

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: