Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Медицина по Киру Булычёву

Медицина по Киру Булычёву

Как прогнозы фантастов превращаются в реальность

23 октября 2017

В шестидесятые годы прошлого века советские дети с упоением читали, как папа любимой Алисы, не выходя из дома – по видеофону, консультировал марсиан. Сегодня многие из прогнозов фантастов с успехом воплощаются в реальность. Телемедицина – одна из них. Наш репортаж о том, как она позволяет врачам Татарстана не считаться с пространством и временем.
БОЕВЫЕ ТОВАРИЩИ
В тот день в операционной ко­личество врачей зашкаливало – работали три бригады! Первы­ми действовали акушеры. Через кесарево сечение извлекли здо­рового малыша. Пока зашивали разрез, к матери подключилась команда рентгенэндоваскулярных хирургов: медлить нельзя – зло­качественная опухоль поразила мозг женщины. Врачи обескро­вили «мишень» и тут же передали «эстафету» коллегам – нейрохи­рургам. Благодаря такому муль­тидисциплинарному подходу за одну операцию в реальности сделали три...
1-2
Этот случай заместитель глав­ного врача РКБ МЗ РТ Марат Мазитов вспоминает, когда я про­шу его привести яркий пример из практики телемедицины. При чём здесь последняя? При том, уточняет он, что довести столь сложную пациентку до счастливого родоразрешения врачи районной больницы смогли во многом бла­годаря новым телекоммуникаци­онным возможностям.
– Опухоль росла быстро. Ког­да лучше удалить её? Прервать беременность или попытаться сохранить ребёнка? Вопросов было много. К районным врачам дистанционно подключались наши узкопрофильные специа­листы. Это была слаженная работа. Её итог – все живы и здоровы!
Сегодня телемедицина проникла во все, даже самые удалённые угол­ки республики. Уточню: телемеди­цина уровня «врач – врач», когда сотрудники городских и районных больниц имеют возможность дис­танционно обратиться за советом к узкопрофильным и более опыт­ным специалистам республикан­ских клиник.
– Каждый раз мы решаем во­просы жизни и смерти, поэтому для нас телемедицина приобретает особый смысл, – утверждает Марат Мазитов. – Во-первых, уходит по­нятие расстояния: не важно, где на­ходится пациент – в Агрызе, Ак­таныше или Бугульме. Во-вторых, выигрываем время. Раньше нашим экспертам приходилось выезжать на места – сегодня они осущест­вляют по несколько виртуальных приёмов в день. Без отрыва от соб­ственных пациентов. И ещё. Теле­медицина позволяет врачам, нахо­дящимся на другом конце линии, чувствовать, что они не одни. Мы, как на фронте, – боевые товарищи.
ЧТО ИМЕЕМ?
– Как часто возникает потреб­ность в телемедицине? – спраши­ваю Марата Мазитова.
– Ежедневно в нашем ситуаци­онном центре проходят порядка пяти полномасштабных видеокон­сультаций – с записью, просмо­тром инструментальных методов обследования пациента, снимков, лабораторных данных.
К слову, ситуационные центры в Татарстане функционируют на базе двух ведущих клиник –РКБ и ДРКБ. Именно отсюда, благодаря системе ГЛОНАСС+112, осущест­вляется руководство санитарным автотранспортом. Небольшой зал видеосвязи имеется и в но­вом перинатальном центре РКБ, специалисты которого консульти­руют районных врачей по вопро­сам оказания помощи пациенткам с различными патологиями бере­менности.
1-3
– Сегодня все медучреждения республики оснащены автомати­зированными рабочими местами и подключены к сети Интернет, – рассказывает замминистра ин­форматизации и связи РТ Азат Мугинов.  – Все они (кроме ФАПов) работают в единой информаци­онной системе. Да, медицинские данные хранятся уже не локально, а в едином центре.
В 2011 году в Татарстане стар­товала федеральная программа модернизации здравоохранения. Внедрена Единая государствен­ная информационная система «Электронное здравоохранение РТ» (ЕГИС). Сегодня ею пользуются 18 тысяч медработников. Для обла­сти же телемедицины она имеет своё, особое значение.
– 3,8 млн электронных мед­карт – таков объём татарстанской ЕГИС на сегодня, – рассказывает Мугинов. – Конечно, мы ещё в на­чале пути – электронные карты татарстанцев содержат частичную информацию, но это дело времени! Судите сами: только в 2016 году их пополнили 34 млн записей. Со­всем скоро ЕГИС позволит вывести телемедицину на новый уровень – врачи смогут оперативно получать исчерпывающие медицинские све­дения о пациенте вне зависимости от места его нахождения.
ВСЕГДА НА СВЯЗИ!
Огромный экран во всю сте­ну – первое, что бросается в глаза. В ситуационном центре РКБ я хочу увидеть, как работает телемедици­на на деле. Врачебная тайна – обя­зательный аспект телеконсульта­ций, поэтому мне демонстрируют лишь небольшой фрагмент записи. Он переносит нас в Чистополь.
– Боль в сердце, весь покрылся холодным потом, – рассказывает с экрана врач. – Никогда раньше с ним такого не было…
Часть изображения занимает картинка из Казани: на другом конце линии кардиологи и арит­мологи РКБ. Марат Мазитов на­жимает кнопку «стоп» в момент, когда на стене появляется «молния» кардиограммы.
– В районную больницу поступил пациент с жалобами на сердце, – поясняет он. – Диагностировали срыв ритма – состояние, угрожа­ющее жизни. Наши специалисты помогают врачу выбрать верную тактику лечения.
По его словам, лидеры таких об­ращений – больницы Набережных Челнов, Бугульмы, Лениногорска, Альметьевска, Арска, Балтасей… Разумеется, это не значит, что вра­чи местных клиник менее компе­тентны.
– В сложные моменты они убе­ждаются, что всё делают правиль­но, – это хороший подход! Но, к сожалению, есть у нас и районы-аутсайдеры, которые пока не стре­мятся использовать открывшиеся перед ними возможности…
Сами же врачи РКБ такие воз­можности упускать не намерены: в особых случаях также обращаются за консультациями – в ведущие клиники мира.
– Вот, например, порфирия – ред­кое заболевание, опыта ведения таких пациентов у нас немного, а в Москву они со всей страны попадают, – рассказывает Марат Мазитов. – Несколько раз обраща­лись и в университетский госпиталь Майами – консультировались по по­воду лечения тяжёлых гнойных ран. Майами – довольно криминальный город, там много огнестрельных, ножевых ранений, их врачи – на­стоящие профи в своей области.
Формат телеконсультаций от­крывает перед медиками мульти­дисциплинарные возможности – тот элемент будущего, который уже воплощается в реальность, рассказывает Мазитов.
– У нас был опыт, когда шесть специалистов из разных мест консультировали ведение одного больного. Тогда на связь вышли мы, московские клиники, профес­сор университета и набережно­челнинская больница, в которой находился пациент, – это была фантастика!
Статистика РКБ в части телеме­дицины такова: за семь месяцев этого года врачами проведено около 900 видеоконсультаций. Для сравнения: количество кон­сультаций амбулаторных паци­ентов составило порядка 200 ты­сяч. В то же время Марат Мази­тов подчёркивает: телемедицина в цепочке «врач – врач» касается лишь тяжёлых пациентов, лечение которых требует вмешательства высококлассных или узкопрофиль­ных специалистов. В свете этого заявления прогнозная цифра в 1000 таких консультаций на 2017 год уже не выглядит скромной.
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ГЛУБИНКА
Если раньше для проведения телеконсультаций врачам требо­валась особая техника, то сегод­ня в ход идёт даже гаджет. Пару месяцев назад на смартфоны за­ведующих реанимационными от­делениями РКБ было установлено специальное приложение, которое позволяет проводить экстренные консультации по защищённым ка­налам видеосвязи. В любое время суток, где бы врач ни находился. Каждая такая мобильная конферен­ция, в которой могут участвовать до трёх специалистов, обязательно записывается, чтобы при необхо­димости можно было просмотреть её снова.
К слову, эксперт, к которому районный врач обратился за со­ветом, принимает свои решения хоть и удалённо, но не голословно. У него есть круглосуточная воз­можность подключиться к Цен­тральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ) и оперативно ознакомиться с рентгеновскими снимками пациента или его кар­диограммой.
– Фактически ЦАМИ – основа ра­боты ситуационных центров, – рас­сказывает Азат Мугинов. – К нему подключено всё дорогостоящее цифровое медоборудование – КТ, МРТ, ангиографы и другая техни­ка – всего более двухсот единиц.
Количество медицинских изобра­жений, хранящихся в этом архиве, приближается к 250 миллионам! Все они – неотъемлемая составля­ющая электронных медкарт паци­ентов. В 2017 году приоритетным проектом (на базе ЦАМИ) в части внедрения телемедицинских тех­нологий в республике стал «Единый рентгенолог».
– Сервисы позволяют первич­ному звену в удалённых районах использовать для постановки диагноза опыт более квалифици­рованных врачей, – рассказывает Мугинов. – Сами исследования производятся в месте нахожде­ния пациента, а их расшифровку и анализ делают специалисты вы­сокотехнологичных медцентров. Так информационные технологии помогают донести до глубинки бо­лее высокие компетенции.
1-5
ПРАКТИКУЯ ФАНТАСТИКУ
– Лучше рук живого хирурга в ближайшие годы вряд ли что‑то придумают, – считает Марат Ма­зитов. – Поэтому оперировать мы предпочитаем с выездом на ме­сто, а вот понаблюдать за ходом операции из нашего ситуационного центра вполне возможно. Кроме того, роботизированная система позволяет нам принимать участие и в диагностике пациента. Напри­мер, подключиться к процессу УЗИ сердца и попросить врача, который его производит, более де­тально проработать определённые области.
Он вновь активизирует экран, и мы перемещаемся в … Санта-Бар­бару. Передо мной больничное от­деление. Камера скользит мимо аппаратов поддержания жизни и упирается в кровать. Но вместо пациента на ней… манекен!
– Мы не в реанимации, а всего лишь в шоуруме клиники, – улы­бается Мазитов. – Здесь не только видим перспективные технологии, но и оттачиваем навыки управ­ления системой. Можно сказать, это тренажёр для врача, позволя­ющий осваивать элементы пере­движения и наведения.
После наш путь лежит в Иннопо­лис – уже в реальный реабилита­ционный центр. Роботизированная мобильная стойка – система уда­лённого присутствия RP-Vantage – движется по залу. Из ситуацион­ного центра врач РКБ наблюдает, как человек выполняет упражне­ние, какой у него прогресс. Врач может приблизиться к электрон­ному табло тренажёра и увидеть параметры, может пообщаться с человеком и скорректировать программу. Нет необходимости присутствовать непосредственно в зале реабилитации, когда можно провести консультацию дистан­ционно – без отрыва от клиники. Впрочем, есть ещё один аспект – экономический. Держать в Инно­полисе специалиста высокого клас­са – дело дорогостоящее, гораздо дешевле ограничиться вот такими виртуальными обходами.
Подобные видеостойки сегодня установлены и в реанимационных отделениях всех районных боль­ниц. Благодаря им высококлассные специалисты РКБ мониторят тя­жёлых пациентов на удалении. Есть такое оборудование и в тех­нологически передовой Казанской городской больнице №7.
ВРАЧ ПО ИНТЕРНЕТУ
25 июля в России был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здо­ровья». Самая большая его статья посвящена телемедицинским тех­нологиям. Она открывает новую эру отечественного здравоохра­нения, удлиняя цепочку телеме­дицинских услуг непосредственно до самого больного, регламентируя дистанционное взаимодействие медработников не только меж со­бой, но и с пациентами.
– До сегодняшнего дня телеме­дицина уровня «врач – пациент» у нас не развивалась в силу норма­тивных барьеров, – рассказывает Азат Мугинов. – Не был прописан порядок предоставления таких услуг, не было понимания ответ­ственности сторон... Новый закон вносит изменения в существую­щую нормативную базу в части телемедицины. Сегодня мы ждём от федеральных министерств соот­ветствующие подзаконные акты.
Анонсировать проекты телеме­дицины, которые будут реализо­ваны в республике в самое бли­жайшее время, замминистра связи пока не стал, но заверил: они уже в работе.
– Мы находимся на старте ко­лоссальных изменений, когда ме­дицинские консультации с приме­нением телемедицинских техноло­гий будут оказываться населению в полном объёме.
– А само население к этому го­тово?
– Безусловно! Я бы сказал, что у наших граждан использование электронных сервисов вошло в привычку – во многом благо­даря Порталу государственных и муниципальных услуг РТ. Так, в прошлом году возможностью уда­лённой записи к врачу татарстанцы воспользовались более 11 млн раз.
По словам Марата Мазито­ва, у врачей новые аспекты те­лемедицины отторжения также не вызывают – профессия обязы­вает постигать новое. Кроме того, по его мнению, закон открывает возможности для проникнове­ния в данную область и частного бизнеса, что, безусловно, будет способствовать развитию инно­вационных технологий в нашем здравоохранении.
1-4

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: