Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Школа «космических» возможностей

Школа «космических» возможностей

Каждый современный родитель мечтает, чтобы его ребёнок и ЕГЭ хорошо сдал, и тягу к знаниям не утратил. Секрет исполнения этой мечты давно раскрыли в казанском Инженерном лицее.

16 апреля 2022

– Какая сегодня погода? Измерь, пожалуйста, температуру за окном, – говорит с экрана ноутбука анимированный мальчик Наураша. Педагог приоткрывает окно, чтобы ребята могли подержать снаружи датчик, подключенный к ноутбуку.
– Отличная погода! Пойду гулять со своей киберсобакой! – сообщает Наураша. – А кстати, температура измеряется в градусах. Один градус – очень маленькая величина, ты даже не заметишь.
Наураша – анимационный гид по цифровой лаборатории, с помощью которой дети могут знакомиться с основами естественных наук. С такой подготовкой материал уроков физики, химии, биологии, астрономии в старших классах ребёнку будет освоить намного проще. Такую цифровую лабораторию установил в своём детском саду Smart Kids казанский «Лицей – инженерный центр». Путешествие в мир знаний, открытий и собственных достижений для многих казанских ребят начинается именно отсюда.
Программируя успех
Лицей, в состав которого входят детский сад, начальная, средняя и старшая школы, открылся в Казани в 2016 году. Его учебная программа состоит из общеобразовательных предметов, определённых ФГОС, и дополнительных платных занятий, посещение которых обязательно для каждого ученика. Так лицей достойно решает сложнейшую задачу подготовки ребёнка а) к динамичному развитию в окружающем мире и профессии и б) к ЕГЭ. И директор лицея Венера Хайрутдинова, и все его педагоги – настоящие профессионалы, постоянно совершенствующие свои навыки.
Перечень дополнительных занятий сформирован на основе Стратегии развития лицея до 2024 года при экспертной поддержке представителей татарстанских технических вузов. Научными руководителями программы дополнительного образования выступают ректор ТИСБИ, экс-проректор КНИТУ – КАИ Алексей Лопатин и доктор экономических наук, профессор Венера Вагизова. Компоненты дополнительного образования включают интернет вещей, программирование, английский язык, спецкурсы по физике и математике, естественные науки. Поскольку лицей – инженерный, большое внимание здесь уделяется современным технологиям. У ребят есть возможность изучать программирование на Scratch, Python или Java, графический дизайн, 3D-моделирование, работу с платформой Raspberry Pi, Arduino, электронику, сетевое администрирование и другие направления.
На первый взгляд система лицея выглядит суровой и очень академичной. На практике это – коллаборация умных, увлечённых, энергичных и очень позитивных учеников и учителей.
«Каково население Казани?» – спрашивает программа на английском языке. Мы отвечаем вслух, также на английском. «Сколько муниципальных районов входит в состав Татарстана?» – продолжает программа. И ещё несколько вопросов в таком же духе. После завершения теста программа рекомендует нам подтянуть знания об экономике родного региона. Этот тренажёр для изучения иностранного языка разрабатывает 15-летняя Амира Набиуллина. Она учится в лицее с первого класса, владеет английским и немецким языками, а также языком программирования Python.
Амира справа
– Я люблю и технические, и лингвистические науки, поэтому решила объединить их в своём проекте. Мой тренажёр нужен для того, чтобы можно было одновременно развивать восприятие иностранной речи, навык общения и расширять знания о странах, – говорит Амира. В её ежедневном расписании девять уроков, но никакой сверхнагрузки девушка в этом не видит. – Это очень воодушевляет – учиться и сразу же использовать знания в собственной разработке. В лицее очень дружелюбная атмосфера, ученики и учителя на одной волне. Все всегда готовы помочь, объяснить, – говорит Амира. – Кроме того, мы постоянно участвуем в олимпиадах, региональных и федеральных проектах для школьников, занимаем призовые места. Это тоже большой стимул.
Идея создания во время учёбы в лицее каждым учеником собственного проекта – одна из основополагающих. Такой подход помогает детям освоить навыки исследования, оценки результатов, презентации проекта перед широкой аудиторией. Многие ребята, в том числе в пятых и шестых классах, пишут работы на иностранном языке (английском или немецком). К слову, на английском ведётся преподавание нескольких общеобразовательных предметов. Поскольку языки ребята также изучают с детского сада, к средней школе они вполне владеют и нужной лексикой, и разговорными навыками.
Для представления проектов лицей проводит настоящие научные конференции: Межрегиональную проектную конференцию имени С. П. Королёва и Международную научно-практическую конференцию «Зимние чтения имени М. П. Симонова». Наравне с лицеистами на конференциях со своими работами выступают учащиеся профильных образовательных организаций из других регионов России и стран СНГ. Лучшие работы получают гранты на реализацию.
Из лицея – на орбиту
Принципы поиска финансирования на свои проекты лицеисты также осваивают в процессе обучения. Кто‑то участвует в международных конкурсах и отправляется на обучение за рубеж, кто‑то выигрывает конкурсы федерального Научно-технологического университета «Сириус», кто‑то становится студентом татарстанского Университета Талантов и защищает свою разработку там. А кто‑то успевает всё вместе.
– Я занимаюсь разработкой принципиально нового типа ракетного двигателя – лазерного. Он основан на принципе, который не использовался другими учёными в этой технологии, – рассказывает 16-летний Ринель Замалиев. Под руководством доцента кафедры ракетных двигателей КНИТУ – КАИ лицеист создаёт стендовый макет. Фактически – первый в мире действующий прототип двигателя. Грант на проект Ринель получил, став студентом Университета Талантов.
Ринель справа
Под руководством доцента кафедры ракетных двигателей КНИТУ – КАИ Ринель Замалиев (на фото справа) создаёт стендовый макет.
Проект Ринеля органично вписывается в тему «техно»-дополнительного образования по аэрокосмическому направлению. Ученики пятых – шестых классов сейчас создают спутник-кубсат (CubeSat, Cube Satellite, кубический спутник), в который будет вмонтирован тот самый двигатель. Эту работу курирует Альберт Саттаров, профессор кафедры реактивных двигателей и энергетических установок Института авиации, наземного транспорта и энергетики КНИТУ – КАИ.
– Мы планируем передать спутник «Роскосмосу» для запуска на орбиту. В течение нескольких лет спутник будет передавать нам и профессору Саттарову данные о том, как функционирует его лазерный водородный двигатель. Кроме того, мы сейчас разрабатываем камеру, с помощью которой спутник будет присылать нам фото Земли с орбиты. А также создаём собственный центр управления полётами «Лицей – инженерный центр» (ЦУП). Первый шаг сделан. Организатор и куратор проекта Space π Иван Бортник (Иван Бортник – российский учёный, член Наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России, профессор кафедры менеджмента инноваций Высшей школы экономики - ред.) познакомил нас с командой из Рузаевки (Мордовская Республика) под руководством энтузиаста-радиолюбителя Дмитрия Пашкова. Дмитрий помог нам сконструировать антенны связи и установить первую из них на крыше лицея. Наш ЦУП уже принимает фотоснимки с метеорологических спутников. Центр управления полётами поможет нам и дальше популяризировать аэрокосмическую тему среди наших учеников. Кроме того, он станет опорным центром работы наших ребят со спутниками, которые они создадут сами. В будущем мы бы хотели вместе с другими школьными ЦУПами создать общую сеть антенн связи, чтобы учащиеся из разных уголков России смогли получать информацию с разных точек пролётов спутников над нашей страной, – говорит заместитель директора лицея Никита Ильин, выпускник Технического университета Кайзерслаутерна, магистр Германо-Российского института новых технологий по специальности «Радиотехника». В лицее Никита Александрович ведёт занятия по программированию на языках Python, Java, Unity, Kerbal Space Program, Internet of Things на английском языке, системному администрированию, мехатронике.
космос2
Снимок получен Центром управления полётами «Лицей – инженерный центр» (ЦУП) во время пролёта спутника над Татарстаном.
По словам педагога, для завершения сборки кубсата не хватает только деталей корпуса, который должен соответствовать определённым параметрам, чтобы его приняли на борт космического корабля. Лицей ищет спонсора, который поможет заказать производство корпуса. Практически всю остальную начинку ребята создали сами. В лицее есть прекрасно оборудованные хакпейсы – лаборатории со слесарным, радиомонтажным, фрезерным, электронным оборудованием. Кроме того, лицей имеет статус центра компетенций WorldSkills по сетевому администрированию и интернету вещей. Несколько учеников входят в состав республиканской сборной и привозят медали с каждого чемпионата.
– Лицей – это площадка, которая даёт возможность подготовиться и попасть в такие знаковые федеральные проекты, как «Сириус» или образовательные смены «Орлёнка». Наши ребята участвуют в профильных всероссийских олимпиадах, побеждают и обеспечивают себе таким образом поступление вне конкурса в выбранный вуз. Но главное – они постоянно стремятся к новому. У нас даже есть программы во время зимних и летних каникул – ученики выезжают на две недели в республиканские образовательные лагеря, – говорит Руфина Давлетбаева, заместитель директора лицея по дополнительному образованию.
Как и ученики, учителя лицея не останавливаются на достигнутом. Вот уже четыре года они вместе с преподавателями из КНИТУ – КАИ ведут проект «Инженерная республика». Раз в неделю педагоги выезжают в несколько школ Балтасинского, Лаишевского, Высокогорского, Рыбно-Слободского и Кукморского районов и проводят занятия для детей, у которых нет возможности учиться в Казани. Возможность получить достойное и перспективное образование должна быть у каждого юного татарстанца.
22jpg
33
Фото предоставлены казанским Инженерным лицеем
Реклама

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: