Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Казанская детская школа космонавтики: где учатся будущие «Гагарины»

Казанская детская школа космонавтики: где учатся будущие «Гагарины»

Говорят, современные дети больше не мечтают бороздить просторы Вселенной. Проверить сей факт мы отправляемся в казанский альма-матер детской космонавтики – на поиски будущих «Гагариных».

20 июля 2016

Говорят, современные дети больше не мечтают бороздить просторы Вселенной. Стремятся открывать для себя не новые звезды, а новейшие гаджеты. Что тайны далеких галактик им давно заменили интриги социальных сетей… В преддверие знаменательной даты мы отправились в казанский альма-матер детской космонавтики – на поиски будущих «Гагариных».
_1
Я с интересом вглядываюсь в сюрреалистичные снимки. С ходу и не разберешь, что на них. «Это восход солнца в Гималаях. Так он выглядит из космоса, с МКС», - дает подсказку Оксана Курбанова, заместитель директора и куратор аэрокосмического направления казанской школы 35. Рядом на стене фотографии известных космонавтов с личными автографами и целая экспозиция, посвященная самому первому из них – Юрию Гагарину.
Мы пересекаем коридор и попадаем в необычное помещение. Чего здесь только нет! В окно «глядят» разномастные телескопы, у стен «красуются» бесчисленные полки с деталями, а над потолком замерла модель межпланетного космического корабля.
СО СПУТНИКОМ ПО ЖИЗНИ
Руководитель радиотехнического направления Игорь Григорьев поясняет: на орбитальной станции космонавты понемногу занимаются всем, поэтому и у них в школе нет отдельных кабинетов радиоэлектроники и астрономии, а есть свой так называемый хакспейс – некий центр с оборудованием, куда может прийти каждый школьник и реализовать свой проект. Завсегдатаи этого кружка – мальчишки и девчонки разные по возрасту и своим космическим интересам.
- Прибегают каждую перемену – им здесь комфортно, - рассказывает Игорь Петрович. – Кто поработать с картой звезд, а кто – выточить новую деталь для своего макета. Они друг другу не мешают, но, периодически у каждого просыпается любопытство: чем-же таким увлекательным занят его сосед.
Идею создать Центр аэрокосмического образования первым высказал знаменитый космонавт Сергей Крикалев, на тот момент возглавлявший Научно-исследовательский центр подготовки космонавтов имени Гагарина. По итогам его встречи с Президентом РТ Рустамом Миннихановым в 2012 году было принято решение открыть такой Центр на базе казанской школы 35.
ИЗ ШКОЛЫ – К ЗВЕЗДАМ!
Сегодня среди обычных школьных планов ребят – грандиозные – создать своими руками настоящий… спутник Земли. Думаете, нереально? А, вот мне так уже не кажется.
Недавно в Екатеринбурге прошел Чемпионат WorldSkills Hi-Tech-2015. Там наши ребята одержали победу в компетенции «Аэрокосмическая инженерия» программы Junior, показав невероятный результат, в который, кстати, до последнего не верили ни эксперты, ни соперники. За два дня они сконструировали ракету - не модель, а самую, что ни на есть настоящую: из композитных материалов и стеклопластика, с головным обтекателем, отпечатанным на 3D-принтере, со стабилизаторами, вырезанными на лазерном резаке, с компьютерным управлением. Датчики сообщали центральному процессору данные, а он обрабатывал их, чтобы в определенный момент принять решение на открытие парашюта.
- У нас все по серьезному, - с гордостью говорит Игорь Петрович. Кстати, именно он является разработчиком стандартов компетенции «Аэрокосмос» Junior Skills - школьной версии WorldSkills.
Мне показывают уникальную вещь – собственную станцию связи, которая, кстати, имеет и свой позывной. Его уже знают наши космонавты.
- В настоящее время мы монтируем систему слежения, которая будет определять, когда над нами пролетит МКС, - рассказывает Игорь Григорьев. – Месяца через два будем проводить самостоятельные сеансы радиосвязи. Проект проходит по линии психологической поддержки космонавтов - им же тоже нужно общение.
- А где наши маленькие «Королёвы» смогут реализовать себя в будущем?
- Сегодня мы наблюдаем «перезагрузку» космической отрасли. Появляется частная космонавтика, а значит и гибкая конкурентная среда. В России уже есть две коммерческие компании, которые занимаются спутниками. Существуют негосударственные предприятия, производящие отдельные блоки и запчасти для космических кораблей. Работают проекты, направленные на популяризацию и пропаганду космонавтики. Я считаю, что это хорошая площадка для ребят – отрасли нужны молодые инициативные люди.
ОТ МУЗЫКИ К… РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ!
Школа 35 еще очень молода – ее старшеклассники не выросли в этих стенах, а пришли извне. Увлечь их радиоэлектроникой крайне сложно – остается уповать на малышей. Пытаются работать даже с первоклашками, и, как признается Игорь Григорьев, уже столкнулись с некоторыми трудностями. Оказалось, у современных детей нет элементарных прикладных навыков. Приходится начинать с малого – дать подержать в руках отвертку, напильник...
- Мы даже открыли кружок игры на гитаре, - добавляет Оксана Курбанова. – Думаете, причем здесь космонавтика? Дело в том, что у большинства сегодняшних детей «хромает» моторика – просто взять и совместить два проводка у них не получается. А с помощью гитары мы учим их чувствовать пальцами.
НАМ ДО КОСМОСА, КАК ДО ЗВЕЗД?
С астрономией дела обстоят еще хуже. Неудивительно, если в скором будущем появятся дети, искренне считающие, что земля плоская. Напомним, предмет был официально исключен из программы в 2008 году – аккурат, накануне Международного года астрономии. Так что, простите за каламбур, но до космоса нам теперь, как до звезд!
Правда, в Казани ситуация чуть более радужная. Авиация – «конек» третьей столицы, а с космосом напрямую связана ее история: здесь трудились пионеры ракетостроения Королёв, Глушко, и первая кафедра ракетных двигателей тоже была создана здесь.
- К счастью в Казани сегодня есть подвижки в области популяризации космонавтики, - говорит Игорь Григорьев. - Появились специализированные детские научно-развлекательные центры и отделы в музеях, работает обновленный планетарий. Главное, чтобы все это не вылилось в перетягивание клиентов, а переросло в единую мощную систему.
На прощание Игорь Петрович дает мне подержать корпус ракеты. Он оказывается невесомым, и я начинаю думать, что глаза обманывают руки.
- Представляете, какие технологии дети осваивают? Да после этого им кран дома починить – просто тьфу! – смеется он.
КОСМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
- Головоногие моллюски обладают способностью к реактивному движению. Примерно по такому же принципу летают и космические корабли. Они выбрасывают облако газа, и это придает им ускорение. Так что, способ движения кораблей человек подсмотрел у природы.
Оксана Курбанова – не только куратор авиакосмического направления. Прежде всего, она – учитель биологии. Посвящая детей в тайны живого мира, умудряется «привязать» к своим урокам и звездную тему. Авиакосмический компонент - особенность данной общеобразовательной школы. Он органично встраивается практически во все предметы, будь то физика, химия, математика или, как видите, даже биология.
- Это дает нам возможность творчески работать, - говорит Оксана Сергеевна. - Прикоснуться к миру, который принципиально отличается от того, что окружает нас в жизни – это в корне меняет мировоззрение!
Специально для нас она включает видеозапись. На интерактивной доске вспыхивают кадры с МКС. Нас приветствует космонавт – в руках у него колба с растением.
- С тех пор, как наш салат «Батавия» побывал в космосе, прошло около двух лет. Проект курировал учитель биологии Ксения Сапарова. Сейчас ребята увлечены новой работой – теплицей с переменной гравитацией. Хотят выяснить, как это состояние будет влиять на растения. Так что, космические эксперименты в биологии продолжаются!
 
НЕБО – ЭТО КЛАССНО!
- На 80 процентов отряд космонавтов формируется из выпускников Краснодарского высшего авиационного училища, - посвящает меня в тонкости отрасли Иван Лямин – автор республиканской программы «Страна авиации».
Летное направление, созданное при Центре аэрокосмического образования, включает в себя программы разной сложности: сначала ребята осваивают планер, затем учебный самолет, ну, а наивысшая ступень здесь – управление вертолетом. Для каждого направления – свои авиатренажеры. Впрочем, на этом обучение только начинается.
 
САМОЛЕТ ПРОТИВ ГАДЖЕТА
- Когда мы начинали работать, думали, что будет паломничество, а реально к нам пришло раз в десять меньше ребят, - говорит Иван Лямин. - У них такие возможности, а они как будто в параллельном мире живут. Гаджетное поколение!
Лямин утверждает, что большинство современных школьников, воспитываемых интернетом и телевидением, мало что интересует в реальной жизни, кроме развлечений и потребления. Будущие защитники родины страдают инфантилизмом и привыкли жить на всем готовом, не зная дисциплины.
- В современном молодежном социуме считается, что нужно попробовать все. Но почему-то под этим «все» подразумевается «Sex, drugs and rock'n'roll»[1]. А почему бы не забраться на Эльбрус, стать чемпионом по бегу и разобраться в физике? В противовес этой тенденции мы создали для детей специальную обучающую среду. Даем им возможность получить свой положительный опыт: доказать себе, что способен на многое. А небо помогает обогатиться в духовном плане. Там же очень красиво! Если человек имеет настоящую душу и сердце, его не может это не трогать.
Иван Лямин еще долго и увлеченно рассказывает, какие дети занимаются в Центре. «Это же будущие пилоты, инженеры, учёные и космонавты - те, кем мы будем гордиться!». А на прощание раскрывает свою мечту - чтобы их школа и Центр получили особый статус «Аэрокосмическая Спецшкола с первоначальной лётной подготовкой учащихся».
КТО ХОЧЕТ В КОСМОС?!
В классе идет занятие. Тему урока - «Штурманская подготовка к полету» - разъясняет командир самолетного звена Центрального аэроклуба РТ Олег Панов.
- Скоро ребята будут сдавать зачеты в ДОСААФ, а в мае начнутся настоящие полёты. Республика готовит из них лётчиков. Ежегодно обучаем управлению самолётом до 35 детей. В 2015 году из 32 курсантов к самостоятельным полётам допустили 11 человек, из которых 4 - девочки. 80 процентов наших выпускников поступают в высшие лётные училища.
БУДУЩЕЕ АВИАЦИИ В ЖЕНСКИХ РУКАХ
Вера Баранова
Вера БАРАНОВА, ученица 11 класса:
- Еще год назад в моей жизни не было авиации, а сегодня я с небом связываю свое будущее. Все вышло случайно, как говорят, судьба привела. Познакомилась с Иваном Аркадьевичем, весь учебный год занималась в летном кружке, а уже летом на аэродроме в Куркачах управляла самолетом ЯК-52. Жили мы там же, в лагере. Признаюсь, это сильно изменило характер. Скажем так: он проявился. Сегодня у меня уже 21 час налетов с инструктором и 10 минут самостоятельного полета! Страшно было, наверное, только под конец, когда все шло к самостоятельному вылету и появилось осознание того, что вся ответственность лежит именно на мне. «Главное, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок», - такой вот у нас юмор. Этим летом буду поступать в летное училище. Думаете, не женское дело? А мне кажется, что сейчас эти рамки стираются. Никого же не удивляет, что девушки водят автомобили. Тоже самое и с самолетами. Небо – это классно!
 
ПУТЕШЕСТВИЕ САЛАТА В КОСМОС
Камиля Шарафеева
Камиля ШАРАФЕЕВА, ученица 10 класса:
- Мне до сих пор не верится, что салат, который мы посадили, отправился в … космос. Похоже на фантастику, но это действительно так! Признаюсь, раньше биология не особо меня занимала. Все началось со знакомства с нашим учителем Ксенией Игоревной. Вместе мы работали над проектом по созданию закрытой экосистемы. Сажаешь растение в вату, поливаешь всеми питательными элементами, помещаешь в герметичную емкость, а дальше оно само развивается. В тот момент в Казань приехал глава Роскосмоса Олег Остапенко. Он заинтересовался нашей работой и предложил отправить растение в космос, чтобы изучить влияние невесомости на него. Все это казалось мне нереальным. Не верилось в это даже тогда, когда нас привезли в Центр управления полетами и мы вышли на связь с МКС. Космонавт держал нашу экосистему в руках и подробно рассказывал, как растение чувствует себя в невесомости. Я рада, что мне выпала такая возможность! Космос – такой далекий – оказался очень близко.
 
Я БЫ В ЛЁТЧИКИ ПОШЕЛ
Олег Нимец
 
Олег НИМЕЦ, ученик 8 класса:
- Меня с раннего детства восхищали великие советские летчики. Вот, Александр Покрышкин, например, заложил основу отечественной военной авиации, разработал формулу ведения воздушного боя. Он трижды герой Советского Союза! Я прочёл много книг по истории нашей авиации, смотрел документальные фильмы, но, чтобы самому увлечься небом – такого не было. Сюда попал случайно, и мне здесь понравилось. Летать захотелось! 16 декабря первый раз прыгали с парашютом - непередаваемые ощущения! В мае планируем еще один прыжок, а затем – полёты на планере. Вот теперь думаю, может, и мне летчиком стать?
В соседнем кабинете очередь к «самолету ЯК-52». Каждый из ребят хочет забраться в кабину тренажёра. Рядом - рабочее место инструктора. За ним «направляет полет» длинноволосая девушка. Выясняю, что десятиклассница Анна Володина - тоже будущий курсант летного училища. Бредит небом, но в космонавты не метит.
Неожиданно из кабины пилота показывается вихрастая голова.
- Может, ты хочешь в космос? – в надежде спрашиваю я.
- А кто же не хочет?! - улыбается задорно мальчишка.
Ура! Я его нашла!
 
 
ПАРЕНЬ С УЛЫБКОЙ ГАГАРИНА
Олег Королев
Олег КОРОЛЁВ, ученик 10 класса:
- Я с детства «болею» космосом. Гляжу ночью на небо и вижу миллиарды неизведанных звезд. Где-то там может быть жизнь… Меня это завораживает. В нашей семье пока ни у кого нет «космических» профессий, но, знаете, фамилия обязывает. Тезка Королев – мой кумир. Мне было лет десять, когда я прочел его историю и загорелся еще больше. Услышал, что в Казани открылась школа с аэрокосмическим компонентом, что здесь есть тренажеры – сразу же захотелось попробовать. Сейчас занимаюсь в летном кружке и мне уже знакомо ощущение полета. Оно восхитительно! Летал в прошлом году на планере, а этом полечу на самолете - зачеты уже вовсю сдаю. Планирую после 11 класса поступать в Краснодарское военное училище, а оттуда – сразу в космонавты.
 
DZ6A0326 - копия

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: