Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Cмелость города берёт. смелость строит города!»

«Cмелость города берёт. смелость строит города!»

То была эпоха грандиозных Всесоюзных ударных строек, когда на зов партии и комсомола съезжались романтики со всей страны. В наследство нам, потомкам тех строителей, остались мощные предприятия и даже города!

29 декабря 2021

 
– Михаил Тимофеевич, начинай! – прозвучала команда.
Огромный ковш экскаватора шумно опустился на землю, зачерпнул грунт, поднял, ссыпал в самосвал. Сквозь пургу и завывания ветра послышались аплодисменты и щелчки затворов фотоаппаратов. Эту самую минуту 13 декабря 1969 года принято считать моментом рождения челнинского автогиганта.
ПЕРВЫЕ!
Этому огромному красавцу на пути к пьедесталу ни тяжёлые пески, ни острые камни не стали помехой. В четвёртый раз в истории легендарного ралли «Дакар» весь призовой подиум заняла команда «КАМАЗ-мастер» – с такого триумфа начался 2021 год для автогиганта.
Впрочем, победы были не только спортивные. На рынок выведены новые модели автомобилей поколения К5, предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов, представлены новинки в линейке городского пассажирского электротранспорта, презентован самый большой российский карьерный самосвал и показан уникальный шарнирно-сочленённый самосвал «Геркулес», предназначенный для карьерных работ в автономном режиме...
maxresdefault
Сегодня КАМАЗ является крупнейшей автомобильной корпорацией страны и входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей. Его производственные мощности – 71 тысяча автомобилей в год, а в технологической цепочке задействовано свыше 31 тысячи человек.
…Честь вынуть тот самый – пионерский – ковш земли более полувека назад выпала экскаваторщику Михаилу Носкову. Пионерский – не только потому, что первый. Металл для экскаватора собрали пионеры Костромы, а сделали из него машину – специально для строительства завода – костромские комсомольцы. Так начиналась, пожалуй, самая ударная стройка не только Советского Союза – мира! Даже при возведении БАМа не было такой мощной концентрации строительства, работы были растянуты и по территории, и по времени.
«ДВОЕ ТРУДЯТСЯ ЗА ТРОИХ»
Таким был девиз КАМАЗа. Впрочем, был и другой: «Трудность забудется, чудо свершится, сбудется всё, что сегодня лишь снится». Эти высказывания полностью отражали камазовский дух и настроение. Сегодня и представить сложно, но в пиковый период, пришедшийся на 1975– 1976 годы, на одной строительной площадке работали около 95 тысяч человек!
– Когда я приехал в Набережные Челны, сразу же ощутил: это настоящая ударная комсомольская стройка! – вспоминал Виктор Ластовка, который прибыл на строительство КАМАЗа как опытный инженер-строитель, а затем дослужился до первого замначальника «Камгэсэнергостроя». – Комсомол был вездесущ. Его, по правде говоря, нередко эксплуатировали: как только где прорыв – комсомол, даёшь! И комсомол давал, да ещё и весело, без надрыва.
– Это же был чистой воды энтузиазм и комсомольский задор! – рассказывала Гульзада Рзаева, почётный гражданин города. – Кто «пищал» – тому дорога домой!
Отмахнуться от мнения комсомольских организаций, их инициатив и претензий на строительстве КАМАЗа было невозможно. Так поставил дело первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС Раис Беляев. Говорят, практически любой мог зайти к нему и сказать, что, мол, бетон задержали, сроки срывают! С одной стороны, почти демократия, с другой – и требовательность была высокая. За каждый прокол Беляев спрашивал: «А куда комсомол смотрел?» И никто не мог ответить, мол, не наше это дело.
Уже в 1973 году 8 тысяч комсомольцев – участников Всероссийской ударной комсомольской стройки в Набережных Челнах носили звание ударников коммунистического труда. Но в рядах романтиков-энтузиастов более всего ценилось другое звание, учреждённое непосредственно в этом городе, – ударник строительства КАМАЗа. Более 5 тысяч передовиков получили его, а вместе с ним – преимущество при получении жилплощади, льготные путёвки в санатории, отпуск в удобное время, бесплатный проезд в транспорте.
slide-3
Проектные мощности автогиганта поражали воображение. Заработал завод, рассчитанный на 150 тысяч автомобилей и 195 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год! За последующие одиннадцать лет стоимость введённых в эксплуатацию основных фондов КАМАЗа сравняется со стоимостью фондов ЗИЛа, ГАЗа, ВАЗа вместе взятых и составит 3,9 млрд рублей. Государственная комиссия примет обе очереди завода с оценкой «отлично».
«НЕ ВСЕМ ДАНО ТАК ЩЕДРО ЖИТЬ – НА ПАМЯТЬ ЛЮДЯМ ГОРОДА ДАРИТЬ»
Переулок Юности и бульвар Молодёжный, бульвар Романтиков и бульвар Энтузиастов… Сегодня эти названия напоминают нам о тех героических днях. Рядом с автогигантом, сданным в рекордные сроки, так же молниеносно вырос город.
Вновь прибывших нередко селили в вагончиках, общежитиях и даже в близлежащих деревнях. Но именно в Челнах тогда было проще всего получить своё жилье. Чего скрывать, многие ехали на стройку именно за ним. Темпы строительства вынужденно подстраивались под темпы роста населения, а порой в один день на КАМАЗ прибывало до пятисот тружеников. «Уходишь утром из дома одним путём, а возвращаешься уже в обход – на этом месте новый объект или котлован вырыт», – вспоминал Рим Халитов, несколько лет возглавлявший штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки. А условия жизни? Проблем хватало!
– Мы на них старались не обращать внимания, – вспоминала Гульзада Рзаева. – Резиновые сапоги и кусок хлеба – да и тот пополам...
Сколько од было написано строителями КАМАЗа резиновым сапогам! Притчей во языцех была знаменитая челнинская грязь. Не счесть фотографий, где герои ударной стройки утопают в жиже по колено. Живы ещё в памяти металлические корытца с водой, а рядом – деревянные палки с намотанным тряпьём, которыми и смывали налипшую на боты грязь.
А где брали тот «кусок хлеба», который пополам? Первые строители покупали товары «с колёс». Но за четыре года, начиная с 1976-го, в городе было открыто почти тридцать магазинов, в том числе два универсама. Конечно, как и везде в СССР, полки разнообразием не блистали. Но разве много человеку надо? Особенно если он комсомолец-романтик.
Уже к 7 августа 1976 года в Набережных Челнах был сдан 1 миллион квадратных метров жилья! Рядом с заводом вырос новый город. Сегодня это крупный промышленный центр, по численности своего населения в Татарстане уступающий лишь его столице. «Пройдут годы, но советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме», – эти слова Леонида Брежнева оказались пророческими.
НАСЛЕДИЕ ВСЕСОЮЗНЫХ СТРОЕК
История ударных комсомольских строек в Татарии началась в 1958 году. Тогда стартовало строительство Казанского химического завода – современного «Оргсинтеза». Первая продукция была выпущена в 1963-м.
В 1959-м объявлена стройка Заинской государственной электростанции. В районе села Заинск возник рабочий посёлок Новый Зай.
В октябре 1962-го приступили к расчистке территории от деревьев в лесу Биклянского лесхоза. Совсем скоро здесь вырос другой гигант – «Нижнекамскнефтехим». Производство стартовало в 1967 году. Вокруг завода появился город – Нижнекамск.
Автор: Катерина Котова

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: