Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Джаз: эта музыка будет вечной

Почему татарский джаз пробирает до мурашек

Репетиция оркестра напоминает явленный зрителю часовой механизм: из шелеста нотных листов, гудения отливающих золотом духовых, вибрации натянутых струн, ударов по клавишам, словно из синхронного движения шестерёнок, молоточков и пружин, рождается ритм, и вместе с ним – музыка.

ЛЕТИ, ДЖАЗ-ПТИЦА!


Сцена Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая. На моих глазах Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан – 19 музыкантов, дирижёр, руководитель оркестра и приглашённые исполнители – постепенно создаёт окончательную версию представления – буквально через несколько дней «Зур концерт» («Большой концерт», тат.), премьера которого состоялась здесь в феврале 2017 года, отправится в Москву.
1-5

«Зур концерт» – первый большой самостоятельный проект оркестра, полностью состоящий из песен на татарском языке и джазовых композиций и прошлых лет, и написанных специально для этой программы современными композиторами.


Дирижирует заслуженный деятель искусств РТ Анатолий Василевский.


На сцену поднимается одна из восходящих звёзд татарской музыкальной сферы Рушания Мушарапова. Она исполняет лёгкую и нежную композицию «Күңелеңә, иркәм, авыр алма» («Не принимай близко к сердцу», тат.). Руководитель оркестра, автор идеи концерта, заслуженная артистка России,   народная артистка РТ Лидия Ахметова просит всех продолжать. По её тону чувствуется, что работы у оркестра ещё много.


1-7


К Рушание присоединяется Зарина Вильданова. Девушки поют «Тёмной ночью» («Кара төндә», тат.), и она пробирает до мурашек. На одном из виражей композиции и голоса, и музыка сливаются в одно целое, и я вижу, точнее, слышу оркестр во всей его красоте.

Объявляется перерыв. Пользуясь моментом, я проникаю в комнату за сценой. Мне кажется, я вторгаюсь в какой-то узкий круг людей, говорящих на особом джазовом языке.


1-4


Прошу рассказать о каких-то забавных случаях на гастролях.

– Ой, ну чего только у нас не бывает, – хохмит кто-то. – Вот на недавнем выезде Анатолий Александрович птичку спас…


Мне легко представить, как дирижёр оркестра Анатолий Василевский спасает птичку. Представить, что джаз для него – это такая большая птица, стремительному полёту которой в небе над Казанью он посвятил большую часть своей жизни. Ещё студентом Архангельского музыкального училища он услышал приехавший на гастроли «шанхайский» бэнд легендарного Олега Лундстрема. Окончив училище, Василевский отправился в столицу Татарии, чтобы поступать в консерваторию и играть в оркестре своего кумира. Но к тому моменту коллектив Лундстрема уже переехал в Москву. Анатолий Александрович всё-таки остался здесь и продолжил традиции основоположника казанского джазового течения. Он руководил джаз-бэндом КАИ, потом легендарным «Синтез-бэндом», потом биг-бэндом Казанской консерватории. Вот уже больше пяти лет дирижирует Филармоническим джаз-оркестром Татарстана, который, несмотря на многочисленные метаморфозы, и сам – преемник «шанхайского» наследия Лундстрема. После отъезда мэтра оркестр многие годы возглавлял ещё один легендарный джазмен – Виктор Деринг.
1-9

Мне становится интересно, что думают о джазе сегодняшние музыканты оркестра. Это работа? Хобби? Жизнь?


– А что такое для вас джаз? – спрашиваю у стоящего рядом со мной трубача.


– Свобода, конечно, – отвечает он. – В джазе, в отличие от классики, есть множество возможностей для импровизации. Разумеется, ты ограничен аранжировкой, но внутри её – целый мир.

Трубач импровизирует. Я слушаю, как те, чья страсть к музыке начиналась с затёртых записей Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи в видавших виды наушниках в фонотеке на площади Свободы, сегодня здесь играют эту музыку – музыку «чёрных кварталов», дорогих американских клубов и баров. Музыку, вобравшую в себя несколько абсолютно разных культур и даже здесь, в Казани, прожившую свою собственную историю, воплощённую во многих композициях этого джаз-оркестра. И у меня захватывает дух.


1-8


В НАЧАЛЕ БЫЛА «САМБА»


– Исполнение джаза требует любви, конечно же, и огромного труда. К нам в оркестр иногда приходят ребята, которые хорошо играют на трубе, тромбоне, саксофоне. Они играют хорошо и считают, что этого достаточно, – отвечает Анатолий Василевский на мой вопрос о том, легко ли дирижировать исполняющими музыку свободы. – Но, пожалуй, ни одно произведение, сыгранное без души, не режет слух так, как джазовое.


«Перекур» продолжается. Я направляюсь в кабинет директора филармонии Кадима Нуруллина и спрашиваю у него, как чувствует себя джаз-бэнд в атмосфере классической музыки.


– Оркестр «переехал» к нам пять лет назад. Мы начали работать над его развитием, были и кардинальные изменения. Но вместе с тем он открыл нам новые горизонты. Сейчас оркестр – самодостаточная музыкальная величина с хорошими традициями и богатым репертуаром. Каждый год получаем гранты, оркестр выезжает на гастроли по России, чего раньше не было совсем. С нами работают известные российские дирижёры. Например, Анатолий Кролл. Оркестр постоянно повышает свой уровень, – рассказывает Кадим Назырович. – К нам приезжают звёзды мировой величины – New York Voices, Мэнди Гейнс, Фернанда Норонья, Лоретта Холлоуэй, Фабрицио Боссо и другие. С удовольствием работают с нашими музыкантами. Конечно, хотелось бы, чтобы оркестр имел финансовую возможность участвовать в международных фестивалях. Это была бы замечательная музыкальная визитная карточка Казани. К сожалению, пока такой возможности нет.


1-2


Не удалось избежать и кадровых трудностей – в Татарстане дефицит музыкантов и исполнителей с джазовой подготовкой. Кроме того, уже некоторое время руководство филармонии ищет второго дирижёра.


– Анатолий Александрович параллельно преподаёт в музыкальной школе имени Олега Лундстрема и в Институте культуры и искусств. Нам бы хотелось, чтобы его нагрузку в оркестре кто-то разделил. Нужно учитывать: оркестр играет классический джаз, и у нас есть своя публика, которая не любит внезапных экспериментов и категорических перемен стиля. У нас был такой опыт. Закончился он тем, что вместо полного зала стала собираться лишь половина и с тем дирижёром, хотя он был отличным музыкантом, нам пришлось расстаться. Так что нам нужен человек прогрессивных взглядов, лидер, и при этом – талантливый музыкант, способный чувствовать весь наш колорит и продолжить традиции. Это сложная задача, над решением которой мы продолжаем работать.

Оркестранты возвращаются на свои места. Несколько минут они настраиваются, переговариваются, шутят. Потом наступает тишина, в которую, по взмаху руки дирижёра, врывается «Татарская самба», написанная Александром Ключарёвым. Как сказал Олег Лундстрем в одном из своих интервью, во времена гонений на концептуальную музыку, когда «решили, что джаз народу не нужен, Ключарёв был единственным человеком, который считал, что джаз народу нужен». Он и помог Олегу Лундстрему сохранить оркестр. А записи «Самбы» Ключарёва позднее, когда проходил международный обмен записями, расхватали все зарубежные радиостанции.


И вот теперь этой композицией открывается «Зур концерт».


1-12


Под эту музыку я из зала филармонии ухожу, хотя хочется танцевать. На стене в фойе – панно, в центре которого изображён Габдулла Тукай, окружённый взмывающими вверх исписанными листами. Услышь он «весь этот татарский джаз», мне кажется, остался бы доволен.
Рашид Калимуллин, председатель Союза композиторов РФ, председатель Союза композиторов РТ:

– Сожалею, что не попал на концерт оркестра в Москве. Он развивается, и, думаю, это будет ещё одно украшение не только татарстанской музыкальной сферы, но и российской. У него есть все шансы создать собственное лицо, а не очередной клон какого-нибудь федерального проекта. Новый проект, связанный с татарским джазом, мне кажется очень перспективным. Мы могли бы организовать конкурс – не только для татарстанских, но и для российских композиторов – на создание произведений специально для Филармонического джаз-оркестра. Что касается джазового образования, то, скорее всего, отсутствие отделения джаза в Казани обусловлено экономическими расчётами. На других выпускников существуют запросы. А как трудоустраивать джазменов? В Российской академии музыки им. Гнесиных есть такое отделение. Там преподают замечательные люди, состоявшиеся джазовые музыканты. Мне кажется, если человек стремится стать профессионалом в этом направлении, он может учиться там и потом привезти этот опыт в Казань, где, я уверен, он будет востребован.


1-6


Анатолий Кролл, композитор, народный артист РФ:

– Казань – авторитетный город на джазовой карте России, и этот авторитет нужно сохранить. Здесь осталось богатое наследие Лундстрема и Деринга, и мне очень хочется, чтобы Филармонический джазовый оркестр был в числе лучших оркестров России. Тем более у него есть такая замечательная база – Татарская государственная филармония, руководство которой действительно заботится о будущем коллектива. Сегодня это большая редкость. Я периодически сотрудничаю с оркестром. Действительно, у них есть потенциал, возможность обрести своё стилистическое лицо. Есть ребята, играющие на очень хорошем уровне. Но им ещё есть куда расти. И было бы большим плюсом для оркестра избрать стратегию взращивания музыкантов внутри себя. Коллективы, в которых артисты прошли большой путь становления, – сильны, гармоничны, самодостаточны.


Эльмир Низамов, композитор:
– Джаз – это настолько мощное музыкальное направление, что оно может органично вобрать в себя любые музыкальные традиции и получится нечто прекрасное. Татарская музыкальная культура, безусловно, не должна оставаться в стороне от такой возможности. Наша задача – сделать так, чтобы она двигалась в сторону живой музыки, нехватка которой ощущается пока довольно остро, что подтверждается волной интереса, которую вызвал тот же фестиваль «Үзгәреш җиле». Проекты, подобные «Большому концерту» нашего джаз-оркестра, могли бы решать такие задачи, а развитие самого джаз-бэнда могло бы дать начало качественному сдвигу в татарской эстраде. Помогло бы разрешить ситуацию, в которой у нас на одном полюсе – очень качественное исполнение довольно-таки сложной симфонической музыки, а на другом – простая для восприятия эстрада. А между ними практически ничего нет. Кроме того, татарский джаз – это мощный инструмент популяризации татарской музыки. Скажем, исполнение её на баяне само по себе будет востребовано узким кругом слушателей. А вот джазовая аранжировка была бы понятна многим. И на этом стыке появляются уникальные вещи, интересные не только отечественной, но и мировой аудитории.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: