Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
В будущем – без остановок

В будущем – без остановок

Бесшовная лента трассы М‑12 должна прочно соединить Москву и Казань уже в 2024 году.

19 октября 2022

Глинистую толщу длинного пологого холма атакует оранжевый экскаватор. Позади него – гигантская бетонная конструкция: несколько опор держат «заготовку» дороги. Мы – в деревне Егидерево (Верхнеуслонский район Татарстана), наблюдаем за строительством будущей развязки-«клевера» между федеральной дорогой Р‑241 и новой трассой М-12.
Конструкция на фоне окружающего ландшафта выглядит эпично. Жизнерадостности осеннему пейзажу придают бело‑синие цвета бетонного завода, построенного рядом с деревней специально для снабжения строительства.
Всё это – лишь преддверие перемен, которые запустит ввод трассы в эксплуатацию. Стыкуясь с М-11 (скоростная магистраль «Нева», Москва – Санкт-Петербург), М‑12 в перспективе сыграет ту же роль, что и Казань в качестве духовного центра, то есть станет мостом между Европой и Азией. Общий экономический эффект от будущих грузоперевозок эксперты оценивают в 2,5 трлн рублей. Трасса свяжет прямым автосообщением крупные агломерации Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии, Татарстана (а в обозримом будущем – Свердловской, Челябинской и Тюменской областей), что может стать импульсом к кластерному развитию многочисленных отраслевых производств. Для республики М-12, кроме различных мультипликативных эффектов, ещё и инструмент создания динамики в населённых пунктах, находившихся раньше на относительной транспортной периферии.
ОТ ЧУВАШИИ ДО ШАЛЕЙ И ДАЛЬШЕ
– Съездите к Чечкабам, трасса дальше туда пойдёт, – говорят нам строители, возводящие развязку около Больших Кайбиц. Так мы оказались почти у границы с Чувашией, откуда М‑12 «заходит» в Татарстан. Отсюда по правой стороне Волги трасса пройдёт рядом со Старыми Чечкабами, Большими Кайбицами, Средней Кулангой (Кайбицкий район), Верхним Аткозино, Азбабой (Апастовский район), Коргузой, Егидерево, деревней им. Мулланура Вахитова (Верхнеуслонский район), в Гребенях пересечёт Волгу и на левом берегу пройдёт около населённых пунктов Орёл, Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Травкино, Кирби, Кзыл-Иль, Сараево, Егорьево (Лаишевский район). Дальше М‑12 завершается стыковкой с дорогой 16К‑1091 «Шали – Сорочьи Горы» в Пестречинском районе.
Как рассказал в одном из интервью глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, нештрафуемая скорость М-12, как и на других дорогах первой категории, может составить 150 км/ч. Пока эти цифры – в проекте и скоростное ограничение на татарстанском участке – 110 км/ч. Но с учётом перспективных скоростей трасса спроектирована «бесшовной» – без светофоров и перекрёстков. Так что для заездов и выездов с М‑12 строятся те самые развязки. Они соединят трассу с другими федеральными и региональными дорогами. Такие логистически продуманные стыковки позволят заезжать на трассу потоку машин из других регионов, например из Ульяновской и Самарской областей. Татарстанцам также станет проще добираться из одного конца республики в другой. Около деревни им. Мулланура Вахитова строится въезд‑выезд на трассу в направлении Верхний Услон – Казань, около села Сапуголи – въезд‑выезд в направлении Казань – Москва. А рядом с селом Егорьево в Лаишевском районе двухуровневая развязка соединит М‑12 с федеральной дорогой Р‑239 Казань – Оренбург. А с дороги Шали – Сорочьи Горы можно легко уехать на М-7.
DSC01259
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
От Старых Чечкаб мы едем по направлению к Волге параллельно строящейся трассе. Кажется, что мы преследуем существо, оставляющее за собой огромные рытвины, земляные и глиняные отвалы, карьеры, широкие серые полосы недавно уложенного дорожного полотна. Но, конечно же, это результат труда нескольких тысяч человек и сотен единиц техники, занятой на строительстве. Работа идёт круглосуточно и круглогодично. Общаться с нами строителям некогда – там они укладывают дорожную основу, тут варят металлоконструкции эстакады. А нам так много хочется узнать: что значит для дорожников этот проект? Тяжело ли работать в таком темпе? Один из рабочих вместо ответа садится в каток и принимается равнять дорогу. На лице его – выражение упорства и целеустремлённости.
На самом деле со старта строительства в середине 2020 года строители проделали колоссальную работу. Из примерно 142 км трассы, проходящих по территории Татарстана, основание заложено для 60% дороги, почти на половине трассы уложен и следующий слой. «Полировка», то есть начало укладки верхнего слоя, запланирована на 2023 год. Само по себе строительство (с нуля!) несколько отличается от обычного. Например, асфальтобетонные смеси разные в каждом слое асфальта. Даже используется новая марка битума, подобранная под климатические условия Татарстана. Новейшие технологии тут, впрочем, не только в материалах, но и в методах. Для проектирования песчаных и щебёночных слоёв под автогрейдер и бульдозер и устройство асфальтобетонных покрытий применяют 3D-моделирование. А в устройстве кюветов и планировке откосов участвуют «умные» экскаваторы с 3D-системами – для точности и быстроты работ. При помощи этих и других инноваций кроме собственно самой дороги возводится масса сооружений – мостов, путепроводов, проездов для сельхозтехники, биопереходов и так далее.
DSC01316
ДЛЯ КОРАБЛЕЙ И ЖИВОТНЫХ
Полюбовавшись на строительство въезда (или выезда?) на будущую М‑12 около деревни им. Мулланура Вахитова, уже почти в сумерках мы добрались в Ташевку, на берег, чтобы с расстояния посмотреть на строительство моста через Волгу. Отсюда он видится длинной тонкой ниточкой, утыканной иголками башенных кранов. Протяжённость моста – почти 3,5 километра и около 1 километра уже возведено. Волжскому судоходству он не повредит – для прохода кораблей строятся два пролёта по 155 метров. Гигантское тут повсюду: для строительства на левом берегу, в районе деревни Орёл, сделали «выемку» глубиной почти 50 м.
К слову, о природе: в проекте М‑12 предусмотрены меры для защиты окружающей среды (и людей, и животных) от воздействия дороги. Реки и ручьи, над которыми пройдёт трасса, предполагается защищать с помощью локальных многоступенчатых систем очистки: фильтры будут улавливать всё – от крупного мусора до масляных и нефтяных пятен. Для того чтобы дикие животные могли безопасно пересекать трассу, построят экодуки – мосты, замаскированные под естественные тропы с шумозащитными экранами. Такие же экраны установят и в населённых пунктах.
_A050194
И КАРТА НЕ НУЖНА
Пока что трасса больше похожа на эскиз картины, но уже сейчас можно угадать, насколько масштабной эта картина будет. Можно легко вообразить, как, заехав на развязку около Шалей, по высокому мосту пролетаешь над Волгой и примерно за 20 минут оказываешься на мультифункциональной «станции» возле Больших Кайбиц, где останавливаешься, чтобы заправиться, выпить прекрасного бодрящего эспрессо, съесть горячий эчпочмак, рвануть дальше, и уже через шесть часов ужинаешь в Москве. О деталях, то есть об оплате проезда, позаботится бесконтактный «Свободный поток», но это потом, а сейчас – в путь!..
fb73f46b-0d5f-43ef-8cb0-eab13941b051
МАРС ГАЗИЗУЛЛИН, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ «РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»:
– После ввода скоростной трассы М-12 у жителей Татарстана появится возможность доехать до Москвы за 6,5-7 часов. Больше не придётся согласовывать свои планы с графиком вылетов самолётов или расписанием движения поездов. Улучшение логистики позволит повысить инвестиционную привлекательность республики. Новые мосты через Волгу и Каму сократят время в пути от Казани до Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Нижнекамского и других районов республики. Напомню, что до 2024 года будет построена дорога до Екатеринбурга. Появится обход Набережных Челнов и Нижнекамска, будет расширена до четырёх полос автодорога до Дюртюлей с обходами населённых пунктов. На 7-м и 8-м этапах трассы М-12 предусмотрено строительство шести транспортных развязок.

IMG_9968
Олеся Бондаревская
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: