Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Галина Середа: "Учите с любовью"

Галина Середа: "Учите с любовью"

Спецпроект Учителя прошлого века

30 сентября 2019

Фронтовик Галина Середа отдала советской школе 40 лет жизни. Война не ожесточила её сердце: учительница согревала своих питомцев душевной теплотой – и они отвечали ей взаимностью. «Учите с любовью, – советует Галина Михайловна, – и всё у вас получится. Знания, которые вы даёте детям, останутся на всю жизнь, а воспитание и личный пример сформируют личность. И тогда из школы выйдет достойный и образованный человек!»
 
1-3
Сложно сосчитать, сколько за годы работы Галины Михайловны было у неё выпусков, сколько питомцев выпорхнуло из-под её крыла и раз­летелось по всему миру! Многие из них до сих пор вспоминают свою учительницу. Среди них – пре­мьер-министр Республики Татар­стан Алексей Валерьевич Песошин.
– Алёша был из моего последнего выпуска, – вспоминает Галина Ми­хайловна. – В прошлом году, после парада Победы, он увидел меня в ре­сторане и подошёл. Мы с ним уе­динились за дальним столиком и, наверное, целый час проговорили, вспоминая школу, преподавателей и учеников.
ДЕВОЧКА И ВОЙНА
Сама я родом из Смоленска. Как оказалась в Казани? О-о, это длинная история, которая на­зывается война. Всё она, проклятая, перевернула, всех разлучила.
Красавец город Смоленск в пер­вые месяцы войны фашисты раз­бомбили до основания. Уцелел лишь Успенский собор, который люфтваф­фе* не тронули, так как им нужен был ориентир для налётов на город. Уже после победы мы со старшей сестрой Верой вернулись на род­ное пепелище. Вырыли землянку, какое‑то время там пожили…
Вера всю войну прошла медсе­строй от Орла до Польши, вышла замуж за танкиста. Его потом по­слали на преподавательскую рабо­ту в Казанское танковое училище. Дали квартиру. Вот сестра меня и ещё младшенькую к себе забра­ла. До войны было нас пять сестёр, остались только три.
В Великую Отечественную я была у партизан санитаркой. В брянских лесах в землянках был устроен го­спиталь. Я убиралась, делала пе­ревязки, кормила-поила больных, ходила в деревню за самогонкой, которую давали раненым перед ампутацией вместо наркоза.
Ещё я была разведчицей во вто­ром кавалерийском корпусе гене­рала Павла Белова, впоследствии Героя Советского Союза.
В 41-м году мне исполнилось всего девять лет, поэтому особо­го подозрения в тылу врага я не вызывала. Тогда ведь много сирот по сёлам бродило в поисках хлеба. Я этим пользовалась и собирала све­дения о месторасположении немцев и количестве техники. Но в 43-м, когда я должна была встретиться со связным на оккупированной тер­ритории, меня схватили полицаи и отправили в концлагерь.
Фронт уже приближался к грани­цам рейха. Фашисты были очень озлобленны. Детей загоняли в ба­раки, а двери с окнами заколачива­ли. Там они умирали мучительной голодной смертью. Газовые печи уже были потушены, трупы выво­зили в лес и сбрасывали в канаву. Мы вместе с поляком-возницей из вольнонаёмных каждый день должны были свозить туда умерших детей. Сбежать было невозможно, так как на мне была полосатая роба, полицаи сразу бы пристре­лили. И вот, когда послышалась при­ближающаяся канонада советских орудий, поляк привёз мне с хутора платье и краюху хлеба. Приказал переодеться и спрятаться в канаве за грудой тел. Я дождалась ночи, а потом пошла через лес на встречу с нашими… Чудом спаслась!
Так что войны я хлебнула сполна. Наград у меня много, но самая цен­ная первая – «За оборону Москвы», когда мы отстояли столицу и пошли в наступление.
Меня не забывают. Грех жало­ваться. Постоянно приглашают в школы. Каждый год от Президен­та России присылают приглашение на парад Победы в Москву. А нын­че я ездила в Берлин, где в Треп­тов-парке прошли чествования наших солдат-героев.
1-6
ЗДЕСЬ Я ВСТРЕТИЛА СВОЮ ЛЮБОВЬ
Когда переехала жить в Казань, то повстречала здесь своего одно­полчанина – врача Али Хусаинови­ча Терегулова, мы с ним в одном партизанском отряде воевали. Он мне посоветовал: «Галина, иди­те в мединститут. Я вас поддержу!» «Что вы! – замахала я руками. – Боже упаси! Опять кровь, страда­ния… Видеть больше не могу!» И я подала документы в университет на мехмат.
Жили тогда студенты небогато, но дружно. Война закончилась, и это было самым главным! Сти­пендия – 200 рублей. Постоянно устраивали культпоходы в кино (10 коп. билет), в театр (40 коп. на галёрку), а в студенческой сто­ловке всегда стояли огромный чай­ник и корзинка с ломтями чёрного хлеба. Ешь вволю, всё бесплатно!
По выходным с девчатами в парк Горького на танцы бегали. Там я и встретила свою любовь. Так в Казани и осталась…
1-5
1-4
В КЛАССЕ – ПО СОРОК УЧЕНИКОВ!
После окончания получила рас­пределение в Юдинскую сельскую школу, куда дети приходили из бли­жайших деревень. В классе – по со­рок учеников! Тогда в основном учились до 7-го класса, а потом ухо­дили на завод. Профессия рабочего была в большом почёте. Прожи­вала я у Чеховского рынка и отту­да к восьми утра ездила в школу, сначала на трамвае до Соцгорода, потом пешком.
Через два года отработки перешла в 122‑ю школу. Там и осталась до са­мой пенсии. Эта школа была сильна своим преподавательским соста­вом, которым руководила директор Надежда Дмитриевна Черкасова. Никогда я не жалела, что выбрала эту профессию.
ЛЮБОВЬ ПЕДАГОГА – ДЕЙСТВЕННАЯ И СТРОГАЯ
Чтобы быть учителем, надо лю­бить детей – и послушных, и труд­ных… Всех! И они обязательно ответят тебе тем же. Учитель – это большая ответственность. Своим поведением, внешним ви­дом, словами и делами он пример для ребят. Родительская любовь бывает слепа. Любовь педагога другая, она действенная, строгая. Он должен быть хорошим психо­логом и видеть ребёнка насквозь. Почему сидит с заплаканными глазами, почему пригорюнился и потерял интерес к учёбе, стал агрессивен или, наоборот, без­различен? Надо искать причину…
Конечно, важно, чтобы уроки проходили интересно. Детишки должны полюбить твой предмет. Я, например, просила написать небольшое сочинение о родите­лях, кто кем работает, а потом давала домашнее задание узнать у папы‑мамы, как они приме­няют математику в своей сфере. То есть я сразу примеряла мате­матику к жизни, а не делала из неё абстрактную науку. Школьники осознавали, что математика необ­ходима, что она повсюду, и тогда начинали стараться.
Во время каникул мы «геогра­фией» занимались: во многих го­родах-героях побывали. Ездили и на поезде, и на теплоходе.
1-7
НАС ЭТОМУ В ШКОЛЕ УЧИЛИ!
Много приходится слышать споров по поводу реформы об­разования. Реформы призваны улучшать, а не упрощать и ухуд­шать уровень знаний. Мне вспо­минается такой эпизод. Прие­хал из Германии мой ученик Юра Зельманзон. Он там давно уже обосновался, работает инже­нером-механиком. Рассказывал, что, мол, пока немцы сообража­ют и просчитывают с помощью компьютерной программы ка­кую-нибудь поломку в технике, я быстренько в голове всё посчи­таю и уже предлагаю своё реше­ние. Они в полной растерянности: «Как так? Это невозможно! Ты что, гений?» – спрашивают. «Нет, – отвечаю, – просто нас этому в школе учили».
Как известно, мышление раз­вивают шахматы и математика. Если всё перекладывать на ком­пьютер, то мозг перестанет раз­виваться. Что, собственно, и про­изошло в Европе и США, а мы почему-то стараемся походить на них и всё подчистую копиру­ем. Уповаем на компьютер и за­бываем, что он у нас находится в голове. Свой, персональный!
 
*Военно-воздушные силы Германии
 
 
Редакция благодарит «Учительскую газету Республики Татарстан» за помощь в подготовке материала

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: