Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

«Дискотека 80-х» родом из 90-х

В 2013 году ушёл из жизни Валерий Колоколов – шоумен, продюсер и основатель «Дискотеки 80-х». К 90-летнему юбилею «Татарстана» он рассказывал журналу о том, какими были Казань и молодёжь перестроечного десятилетия, и о становлении клубной жизни в Татарстане.

 
ИЗ АРХИВА ЖУРНАЛА "ТАТАРСТАН"
«Cегодня люди устали от жёстких ритмов. Они хотят вернуться к романтике и добрым песням, какие были в 80-е», – уверяет шоумен, продюсер и основатель «Дискотеки 80-х» Валерий Колоколов.
-Как начиналась дискотека 80х в Казани?
– Она начиналась два раза. Первый раз – в 80-е, когда «Бони Эм», «Чингисхан», «Оттаван» и итальянцы прорвались сквозь «железный занавес» в СССР. В 90-е народ стал наслаждаться новой музыкой – драм-н-бэйс, ар-н-би, техно.
Она звучала везде: на площадках, в клубах, в наушниках. Но в конце концов произошло перенасыщение жёсткими ритмами без текстов, а если и с текстами – то без смысла. И тут случилось второе пришествие «Дискотеки 80-х». В 1996 году – в ночных клубах «Азия» и «Шерше ля фам», где я работал.
В 2001 году я уехал в Москву. Проработал на разных площадках три года – с Лёшей Щукиным (группа «Комиссар»), Натальей Гулькиной, Александром Айвазовым. Я вёл эти концерты и никуда не ушёл от стиля 80-х. Когда вернулся в Казань, захотел вспомнить старенькое. Для начала взялся за культовое для 80-х место – возродил площадку в лагере «Волга», где в то время выступали лучшие группы. Была в ту эпоху ещё одна известная площадка – Молодёжный центр. Там мы делали программу в фойе большого зала за столиками – всё как в старые времена. И знаете, всех пробивало на ностальгию!
А через год я обосновался в ЦКЖ, и четыре сезона подряд мы крутили настоящие хиты. Я держался два часа на сцене с песнями, плясками и прибаутками. Эта площадка позволяла создать стадионный эффект, когда в одном конце зала свистнешь, а в другом отдаётся эхом. В 2004–2005 годах в парке «Шурале» мы два месяца три дня в неделю зажигали дискотеку 80-х. –
-В чём отличие той музыки от нынешних хитов?
– У них своеобразная мелодика, а сейчас очень много безликости. Конечно, и тогда были повторы, заимствования у «Модерн токинг», у Си Си Кетч. Иной раз по радио сначала даже непонятно, «Мираж» это или что-то из западного. Но раньше тексты были продуманнее. Не было пошлятины, а была романтика. – Были какие‑то особенности у казанского шоу‑бизнеса образца 80‑х? – Были. В те времена он был немножко с уклоном в рок. Отчасти мы были прародителями казанского шоу-бизнеса – впервые выпустили на дискотеки наши рок-группы. Затем приглашали группы из Свердловска, Москвы, Питера: «Чайф», «Настю», «Урфин Джюс» и другие.
Потихоньку мы сделали продюсерский центр – имени меня. А в начале 90‑х занялись первым фестивалем «Teen Star – Юная звезда», который сейчас переименовали в «Созвездие». У меня пели группы «Макс и компания» – тогда ещё «Холи», школьная группа «НЗ» – сейчас «Волга‑Волга», Марина Максимова, будучи ещё девятиклассницей, и покойный Дима Комаров из группы «Принцесса».
А особенности казанской публики?
– Конечно, «казанский феномен» сделал плохую рекламу нашему городу. Дискотеки действительно были такие, что работать на них было сложно. Тогда мы впервые на площадке в ДК строителей увидели ОМОН. Раньше только слышали, что есть такое подразделение… Они приехали на бронемашине и в касках, потому что «караваевские» приехали к нам на дискотеку. И должно было быть столкновение с «советскими», о чём меня предупредил начальник УВД. Он сказал: ничего не бойся, веди спокойно дискотеку, заставь их танцевать. И они танцевали, пока не приехал ОМОН. Стуча дубинками и выставив щиты, толпу разделили на две части и пешком сопроводили «караваевских» на трамвай. Пока те не сели, наши танцевали на площадке.
А вообще, в те времена диск‑жокей, а тем более ведущий был в диковинку. Впрочем, зарплата была маленькая, были моменты, когда денег совсем не хватало. Мы дружили с гопниками. Они скидывались мне на бутылку молока, батон хлеба, плавленый сырок или кильку в томатном соусе. А потом сидели рядом и охраняли – никому к нему не подходить, пусть ест!
02
04
03
05
– Как визуально можете охарактеризовать 80-е?
– Серые толпы. Мы, артисты, носили полосатое, красное, синее и прочее яркое. Кепки кожаные, белые рубахи навыпуск, доставали «казаки», которых днём с огнём не сыщешь. Шнуровали слабо большие кроссовки, чтобы они казались ещё огромнее. Основная же толпа была серой. На них были сине‑зелёные олимпийки и штаны с лампасами. Но для нас они всё равно оставались бесцветными. Серая масса, которая танцевала «коробочкой» по 200 человек, ходила толпами по улицам чуть ли не с монтировками. И «прощайки» были у них однотипные, и стрижки у всех одинаковые.
– Как же удавалось создавать праздник в эпоху тотального дефицита и ограниченного бюджета?
– Я всегда старался придумывать какие‑то фишки, чтобы было веселее. Однажды купил много маленьких разноцветных свистков в спорттоварах и раздал на дискотеке. Народ с удовольствием свистел. А наутро меня вызвал директор ДК и бранился: мол, что ты наделал – твои подопечные не давали до утра спать всему району! Мы как могли старались применять «спецэффекты». Глобус обклеивали фольгой – и получали зеркальный шар для дискотеки. Благодаря связям добывали мигалки: с поливальных машин – красные, с милицейских машин – синие. А ещё я сам соорудил устройства для производства мыльных пузырей.
То, как мы делали дым, – отдельная история. Изобрели свою дым‑машину. Брали спираль от электроплитки, ставили туда тарелочку – помните, одноразовые металлические? И сыпали хлорид аммония. Он растворялся, и в зал валил едкий густой дым. Чтобы его как‑то рассеивать, сзади ставили вентиляторы, а чтобы отбить неприятный запах, добавляли в эту смесь одеколон. Получалось в итоге хорошо – все лучи были видны.
80‑е были для каждого свои. Друзья, что постарше, уходили в Афганистан. Я приезжал к себе в город (я из Саранска) и вместо того, чтобы идти к друзьям поболтать, потерянно навещал их могилы. Но в целом время всё равно было весёлое. Не было напрягов – не думали о том, какая будет жизнь, какая пенсия. Жили весело и пели: «Наступает ночь, зовёт и манит, чувства новые тая...». Ночь действительно таила новые чувства, и наступал новый день, и мы жили этим днём. И ждали, что будет новый хит и в эту пятницу мы его поставим на дискотеке. В этом был свой кайф. Я благодарен 80‑м.
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: