Век купеческой щедрости
На что елабужские богачи жертвовали капиталы
18 мая 2021
Купец и купчиха за домашним самоваром, розовощёкие и беспечные. Музейная инсталляция, возле которой так любят фотографироваться посетители, – вся в духе наших стереотипов о дореволюционном сословии «мироедов». И вряд ли имеющая что‑то общее с реалиями прошлого. Документы, представленные здесь же, – суровое доказательство.
ГОРОДУ И МИРУ
Один из таких документов – вот он, передо мной. Это выдержка из уникального дореволюционного издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества»: «По своему благоустройству Елабуга занимает видное место в ряду уездных прикамских городов; здесь есть водопровод и устроено электрическое освещение; справедливость, однако требует отметить, что всё это устроено на частные средства купца Стахеева и его наследников. Три средних учебных заведения – реальное училище, женская гимназия и епархиальное женское училище резко выделяют Елабугу и в культурном отношении. Всего в городе 19 училищ, т.е. одно училище приходится на 500 чел. населения; из них, кроме указанных, отметим духовное мужское училище, городское трёхклассное училище, устроенное также на частные средства, Александровскую ремесленную школу, наконец училище и убежище для слепых детей, устроенное купцом Гирбасовым. В городе есть городская публичная библиотека, Александринский детский приют, прекрасно устроенный дом призрения, дом трудолю
бия, 2 общества вспомоществования нуждающимся учащимся Елабужского реального училища и женской гимназии, уездное попечительство Александринского детского приюта, благотворительный комитет граждан И. и Д. И. Стахеевых комитет, городское попечительство о бедных, общество предоставления работы нуждающемуся женскому населению...»
Вы можете представить, чтобы в наше время, по сути, всё благоустройство и даже образовательные учреждения немаленького города были выполнены и содержались, в образцовом порядке, несколькими скромными олигархами? Но что не по средствам современным олигархам, оказывается, было по силам – и по душе – елабужским купцам. Из десятков миллионов рублей, заработанных на торговле хлебом, зерном, мануфактурой, они каждый год отдавали своему городу и землякам миллионы.
РОДНИК, НАПОИВШИЙ ГОРОД
Вот он, кусочек первого деревянного водопровода Елабуги, сохранился до наших дней. Между прочим, тоже имеет самое прямое отношение к купеческой благотворительности. Когда Ивана Васильевича Шишкина (отца художника Ивана Шишкина. – Прим. ред.) в 1832 году избрали городским головой, первым серьёзным проектом, который он задумал осуществить, стал водопровод. Идея, кстати, по тем временам фантастическая – ни в Казани, ни в Вятке, ни в большинстве других городов Российской империи об этом ещё и не мечтали.
В загородном овраге Шишкин нашёл родник и рассудил, что воду отсюда можно подать по трубам в Елабугу. Трубы, прикинул, можно сделать деревянные, из лиственниц, устроив в стволах отверстия… Блестящая идея, однако, не нашла поддержки ни в губернии, ни у горожан. Покрутили пальцем у виска и забыли. И тогда Иван Васильевич решил устроить городской водопровод на свои деньги. На строительство ушла вся его наличность – 1600 рублей ассигнациями, космическая по тем временам сумма. Водопровод в Елабуге состоялся.
Не пожалел Шишкин собственных средств и ещё на одно благое дело. Его усилиями была сохранена от разрушения знаменитая башня Чёртова городища – символ Елабуги, дошедший до наших дней. Современная табличка возле башни скромно сообщает: «Древнейший памятник истории восстановлен елабужскими гражданами при содействии купца И. В. Шишкина в 1867 году».
МИЛЛИОНЕР В ЗАСАЛЕННОМ КАРТУЗЕ
Странные были они, эти елабужские купцы, ворочавшие миллионами. Взять хотя бы почётного гражданина города Ивана Ивановича Стахеева, о котором вам тоже обязательно расскажут в музее. Богатейший человек, мог себе позволить каждую неделю выписывать из парижей модные цилиндры, чёрные фраки и белые перчатки. Так нет же, он, сообщали надёжные источники той поры, «весь век свой проходил в изорванном зипуне, в засаленном картузе и смазанных сапогах»! А сколько зарубежной недвижимости мог купить, где-нибудь в Ницце, Карлсбаде или Баден-Бадене! Так тоже нет!
Выходит, скуп был до неприличия и прижимист до крайности? Деньгами не сорил – это верно, но помогать другим считал прямой обязанностью, щедро жертвуя на благие дела – до миллиона рублей в год. В Елабуге устроил и содержал воспитательное отделение для сирот, поддерживал деньгами
местную больницу, построил каменный мост и выложил кругленькую сумму – 100 тысяч рублей – на строительство Реального училища. А вывозу капиталов за рубеж предпочитал богоугодные поступки: на собственные средства построил Казанско-Богородицкий женский монастырь для 200 сестёр, несколько церквей.
Лишь однажды, уже в преклонные годы, Иван Стахеев всерьёз задумался о том, чтобы покинуть родные места. Раздав большую часть нажитого на благотворительные цели, 80-летний купец отправился на греческий Афон. Как писал источник, «обираясь теперь положить там и кости свои, Иван Иванович захватил с собой туда 100 000». Однако с вывозом капитала и тут не сложилось. «Обидевшись подобострастным приёмом и ухаживанием за этим золотым мешком, этим великим жертвователем и своеобычным подвижником Афонских старцев, он поворотил назад в своё любезное отечество, в свою Елабугу».
Иван Васильевич Шишкин
Глафира Фёдоровна Стахеева-Докучаева
МЕДАЛЬ ОТ ГОСУДАРЯ
«…Я запомнила её высокой, худой, всегда в одежде тёмного цвета. Её волосы обязательно покрывал чёрный кружевной платок. Летом она носила длинные платья с элементами болеро и высокой стойкой, маленькие лайковые сапожки с прюнелевым верхом, белые чулки, которые изредка проглядывались из‑под платья. Она, воспитанница Казанского института благородных девиц, всегда держалась прямо и никогда не облокачивалась на спинку стула. После смерти нашего дедушки никогда больше не носила украшения. Все драгоценности были переданы ею в церковь для украшения риз на иконах…» Это строки из воспоминаний внучки ещё одной елабужской легендарной личности – Глафиры Стахеевой-Докучаевой.
Драгоценности, что отдала церкви вдова купца Василия Докучаева, – лишь малая толика средств, которые она, продолжая дело супруга, жертвовала во благо. Вот и в память о нём Глафира Фёдоровна воздвигла не мавзолей и не памятник, способный поразить воображение дороговизной мрамора или фантазией скульптора. Почти 500 тысяч рублей пожертвовала на постройку монументального здания Епархиального женского училища (1898–1903) с храмом во имя священника-мученика.
Говорят, во всей Российской империи это был единственный случай, когда в память о ком‑то жертвовали баснословную сумму на создание столь серьёзного учебного заведения. За достоверность этого утверждения не ручаюсь, но то, что умная щедрость елабужской вдовы впечатлила самого государя, – абсолютно точно. Газета «Вятские епархиальные ведомости» в одном из номеров сообщила читателям: «Государь император повелел к 6‑ому числу декабря 1904 года пожаловать нижеследующих лиц медалями за заслуги по духовному ведомству: медалью золотой для ношения на шее на Андреевской ленте почётную потомственную гражданку Глафиру Стахееву»…
Постройкой здания и открытием заведения Глафира Фёдоровна не ограничилась. На нужды училища она каждый год выделяла десятки тысяч рублей. Эти деньги шли на взносы за беднейших учениц (обучение и проживание стоило до 100 рублей в год), благоустройство, подарки воспитанницам и т.д. Быт и обучение стараниями Стахеевой-Докучаевой были организованы образцово. Ученицы обеспечивались одеждой (бельём, формой повседневной и парадной, передниками и пр., вплоть до носовых платков), жили в пансионате при училище по пять‑шесть человек в комнате. Осваивали науки, хорошие манеры, рукоделие...
Правда, пришедшие потом к власти большевики постарались сделать всё, чтобы доброе имя Глафиры Фёдоровны было забыто. Её выгнали из собственного дома, и век свой она доживала в доме престарелых. Затем в конце двадцатых годов прошлого века было уничтожено кладбище Казанско-Богородицкого женского монастыря, на котором похоронили Стахееву-Докучаеву.
Но добро не может кануть в безвестность. Здание, которое она построила в память о муже, по-прежнему украшает Елабугу (в нём теперь институт Казанского федерального университета. – Прим. ред.), как украшают город дома и храмы, подаренные городу несколькими поколениями купцов Стахеевых.
Интересно, а что оставят после себя сегодняшние нефтяные, алюминиевые, стальные короли, молочные магнаты и прочие хозяева жизни? Это, пожалуй, единственный вопрос, на который я так и не смог найти ответ в Елабужском музее города.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Фёдор Стахеев (сын Глафиры Фёдоровны и Василия Григорьевича Стахеевых) в 1903 году построил электростанцию, выкупив для этого у Елабужского городского общества участок земли в 1200 квадратных саженей. Электрическое освещение город получил в числе первых десяти городов России.
Николай Григорьевич Стахеев. На его средства построили Иосифскую церковь, при которой существовали нищенская богадельня, школа грамоты и второклассная церковная школа. Строил столовые, организовывал бесплатные обеды для бездомных.
На средства Стахеевых в Елабуге содержались Александринский детский приют, женская богадельня, дом призрения неимущих, дом труда, 29 бесплатных столовых, где ежедневно питались 2056 человек. В 99 пунктах города неимущим раздавали хлеб, зерно, крупы.
Проценты с капитала, пожертвованного Стахеевыми на благотворительные цели в одном лишь 1892 году, составили бы 986 400 рублей.
Созданный в 1878 году «Благотворительный граждан Д. И. и И. И Стахеевых комитет» тратил ежегодно в течение 40 лет на благотворительные дела до 1 миллиона рублей.
Большинство существовавших в городе учебных заведений (училища (более десяти), женская гимназия и ряд школ, как русских, так и национальных) помещалось в зданиях, построенных на средства Стахеевых.
Дмитрий Иванович Стахеев, несколько раз избиравшийся елабужским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, которая позволила людям быстрее добираться до реки. Жертвовал немалые деньги на обустройство торговых лавок на базарных площадях, на городской водопровод, на Реальное училище, на строительство церквей в губернии.
Аскар Сабиров
Добавить комментарий