Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Время ездить по-«умному»

Время ездить по-«умному»

Кому светят «умные» велодорожки

21 августа 2017

Представьте: раннее летнее утро в городе, понедельник. Но за распахнутым настежь окном не слышно шума машин, а ветер благоухает ароматами лесов, полей и воды. Вы не спеша выхо­дите из дома, не опасаясь опоздать из‑за пробок, предвкушая приятную поездку. Садитесь на свой скоростной велосипед и по ровной и просторной дороге устремляетесь в новый день.
1-6
Татарстан, по сути, находится в начале пути к этому велосипед­ному раю. В 2016 году в республи­ке появились два участка «Smart Track», то есть две «умные велодо­рожки», развитие сети которых мо­жет стать хорошим инструментом трансформации городов в города будущего – чистые, бесшумные, быстрые, безопасные.
МАРШРУТ «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО»
По велосипедной дорожке, на которую спускаются сумерки, резво мчит мальчишка на «Тре­ке». Его движение сопровождают огоньки, бегущие по краям дорож­ки. Беспечный ездок грызёт яблоко и, подъезжая к перекрёстку, метко забрасывает огрызок в специаль­ную урну, находящуюся на высоте, удобной для велосипедиста.
1-7
Миновав велосчётчик, на табло которого цифра 52 немедленно сменяется на 53, мальчик притор­маживает и опирается одной ногой на стальную подножку. Дождав­шись, когда на светофоре загорится зелёный, он рвёт с места и исче­зает в следующей аллее. Огоньки продолжают свой бег – скоро по­явится следующий велосипедист. Возможно, он захочет восполь­зоваться установленным здесь же бесплатным велопитстопом – аппаратом-насосом для подкачки шин, ключами и инструментами для устранения мелких неполадок.
Всё подвешено к раме на гибких антивандальных тросиках. «Пит­стопов хотелось бы больше, в том числе и в отдалённых точках горо­да. Не всегда велосипед ломается именно на этом перекрёстке…» – замечают в своих комментариях на местном портале заядлые ве­лосипедисты.
Так работает «Smart Track» на улице Ленина в Альметьевске. Концепция его проста: по сути, это обычная велодорожка, но спро­ектированная по схеме «всё вклю­чено», чтобы заезжающий на неё велосипедист смог проехать столь­ко, сколько нужно, имея возмож­ность, не съезжая с маршрута, воспользоваться всем, что может ему понадобиться в пути: кафе, туалетом, питстопом и просто под­ножкой для минутной останов­ки. А рядом с дорожкой – пункты велопроката и перехватывающие велопарковки.
1-8
Альметьевский, к слову, пре­мьерный для России, «Smart Track» разработан на основе луч­ших мировых, то есть датских, «велосипедных» практик и инно­вационных отечественных разра­боток в сфере уличного дизайна. В 2016 году здесь бурно стартова­ла программа строительства ве­лодорожек, учреждённая главой района Айратом Хайруллиным. Этой осенью километраж трассы для поклонников двухколёсного транспорта достигнет 85 км. Идео­логом проекта стал известный дат­ский дизайнер и блогер Микаэль Колвилл-Андерсен. Специалисты его бюро создали для Альметьевска стратегию развития велосипедной инфраструктуры. Её реализация рассчитана на пять лет и должна привести, в частности, к росту доли велопоездок на 10% и увеличению числа школьников, приезжающих в школу на велосипедах, до 20%. Общая стоимость проекта составит €3,6 млн.
Датчанин предложил многое из того, что сегодня представля­ют собой велодорожки в нефтя­ной столице Татарстана, однако главный элемент – световую на­вигацию – придумали и сконстру­ировали специалисты питерского бюро «Айра».

СВЕТ ИЗ‑ПОД КОЛЁС


«Ноу-хау» – мерцающие сверх-прочные светильники, они были спроектированы специально для Альметьевска.
– Техзадание было таким: под­светка должна работать круглосу­точно и всесезонно с минималь­ным расходом электроэнергии, сделать видимыми границы вело­дорожки, а цена одного светильни­ка не должна превышать 300 ру­блей. И они должны быть всесе­зонными, потому что, оказывается, велодорожки в Альметьевске вос­требованы и зимой, – рассказы­вает Юрий Берестов, основатель «Айры». – Мы давно занимаемся вопросами организации улич­ной навигации и много работаем со световыми решениями, в част­ности, с конструкциями, которые встраиваются в уже существу­ющее покрытие. Один из таких проектов – «напольный» светофор на одном из проспектов в Москве. Он установлен на стыке тротуара и проезжей части. Его сигнал ви­дит даже уткнувшаяся в гаджеты молодёжь. За два года его работы не было зафиксировано ни одного ДТП со сбитым пешеходом. При­мерно такую же систему мы раз­работали и для велосипедистов.
Направляющая и реагирующая на движение дорожка получила название «Smart Track». Цепочка диодных светильников и набор датчиков регулируются пультом управления с программированием режима. От обычной подсветки светильники отличаются корпусом. Этот материал – селин, герметич­ный и сверхпрочный. Мерцание светильников указывает направ­ление движения.
В Альметьевске реализован ва­риант одностороннего движения, но за городом, в случае выделенной велосипедной трассы, он может быть и двусторонним. Кроме того, если на расстоянии меньше 30 ме­тров на дорожке возникает пре­пятствие или велосипедист при­ближается к перекрёстку, «Smart Track» сигнализирует об этом, загораясь красным. Селин также имеет свойство линзы, усиливая свечение, так что границы и сиг­налы дорожки видны даже зимой.

В ПЛАНЕ – ПЕРЕХВАТ


О том, насколько Альметьевск велосипедизировался, рассказы­вают и цифры на счётчике (около 80 тысяч проехавших по «Smart Track» с момента его открытия в 2016 году), и фотографии в со­цсетях (например, с местными Санта-Клаусами на велосипедах, готовящихся поздравить город с Новым годом). И слава о нём как о самом велодружелюбном городе, распространившаяся за пределы Татарстана и даже России. Кстати, специалисты фирмы-разработчика утверждают, что, согласно их опро­су, 73% горожан готовы пересесть на велосипеды в случае появления полноценной инфраструктуры.
1-3
Но вот насколько «Smart Track» и аналогичные проекты актуаль­ны для других республиканских городов и территорий?
Актуальны, и ещё как. Например, согласно новому генплану Казани, через 8 лет автомобиль будет поч­ти у каждого третьего (!) жителя города. И, помимо различных спо­собов усовершенствования дорож­но-транспортной сети для борьбы с грядущим коллапсом, власти го­рода планируют пересадить значи­тельное количество автовладельцев на велосипеды.
Велодвижение будет осущест­вляться по разветвлённой сети велодорожек трёх типов: в составе улично-дорожной сети, в пеше­ходных зонах и на рекреационных территориях. И вот тут навигация и прочая велосипедная инфраструк­тура придётся как нельзя кстати. Точнее, она будет просто необхо­дима. К весьма обширному опыту Альметьевска можно будет вновь прибавить датский. Заключающий­ся, например, в том, что человеку, едущему на работу, удобнее дви­гаться параллельно транспортной артерии, а не в объезд неё, по более спокойным улицам. Или прави­ло «пяти зон» – там, где скорость транспортного потока меньше 30 км/ч, можно не выделять вело­сипеды в отдельный ряд; 40 км/ч – отделить разметкой; 50–60 км/ч – отделить бордюрной разметкой; 70–130 км/ч – следует полностью вынести велодорожку за правый ряд припаркованных автомобилей. Движение в двух направлениях – вне транспортного потока вообще.
ПОЕЛ? КАТИСЬ!
А ещё «Smart Track» отлично сработал бы в проектах будуще­го. Помните, в 2014 году немецкая компания разрабатывала для Та­тарстана мастер-план по развитию туризма? Среди перспективных локальных проектов немцы пред­лагали веломаршруты вдоль Волги и установку смотровой башни, до­бираться до которой тоже следовало бы на велосипеде.
К слову, о Волге – если бы вдруг состоялся мост между Верхним Услоном и Казанью в районе цен­трального железнодорожного вок­зала, то его длина была бы порядка 8 км – вполне реальное прогулоч­но-трансферное расстояние даже для не самого подготовленного ве­лосипедиста. А там, глядишь, и до Иннополиса недалеко…
В нём, кстати, и находится второй действующий в Татарстане «Smart Track». Мы не могли отказать себе в удовольствии опробовать эту не­большую дорожку. Она начинается почти от самого крыльца Универси­тета Иннополис – столиком для «по­пить-поесть» и мотивирующим сло­ганом «Поел – катись!» в сторону кампусов. Оттолкнувшись от под­ножки, мы пролетели мерцающие 150 метров. Конечно же, нам было мало. Хотелось ехать и ехать по этой обещающей прохладу, впечатления и восторг ленте, между бегущих огоньков, превращающих вело­дорожку в настоящую взлётную полосу, на которой дух того и гляди обгонит жмущее на педали тело. Но не обгонит, конечно. «Smart Track» об этом позаботится.
1-4
Дарья Табачникова, урбанист, советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по созданию велосреды:
– На первом этапе главное – удобные и безопасные велодорожки с продуманными перекрёстками, связанные между собой.   Всё остальное – это розочки на торте, которые привлекают внимание к главному. Велотуризм – это прекрасно, но если мы говорим об устойчивом развитии, то нужно развивать велосипедную инфраструктуру комплексно. Она, безусловно, влияет на рост числа велосипедистов. И начать, пожалуй, стоит всё‑таки с самого города, так как здесь у велосипеда самый высокий потенциал. В Петербурге мы сейчас начали масштабный проект по созданию велоинфраструктуры – будем стро­ить по 40 км маршрутов в год. В этом году уже почти закончили работы. Инвестиции в велодорожки окупаются за несколько лет, если брать в расчёт улучшение экологии, снижение количества ДТП, развитие локального бизнеса (велосипедисты склонны к спонтанным остановкам и легко превращаются в пешеходов, заходя по дороге домой в небольшие магазины). Варианты организации движения зависят от ситуации. В Пе­тербурге мы в качестве базового решения приняли строительство велодорожек за счёт дорог. Если это невозможно или есть более удобные варианты, можно рассматривать газоны или избыточно широкие пешеходные тротуары.
 

Добавить комментарий

Тема номера