Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Время ездить по-«умному»

Время ездить по-«умному»

Кому светят «умные» велодорожки

21 августа 2017

Представьте: раннее летнее утро в городе, понедельник. Но за распахнутым настежь окном не слышно шума машин, а ветер благоухает ароматами лесов, полей и воды. Вы не спеша выхо­дите из дома, не опасаясь опоздать из‑за пробок, предвкушая приятную поездку. Садитесь на свой скоростной велосипед и по ровной и просторной дороге устремляетесь в новый день.
1-6
Татарстан, по сути, находится в начале пути к этому велосипед­ному раю. В 2016 году в республи­ке появились два участка «Smart Track», то есть две «умные велодо­рожки», развитие сети которых мо­жет стать хорошим инструментом трансформации городов в города будущего – чистые, бесшумные, быстрые, безопасные.
МАРШРУТ «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО»
По велосипедной дорожке, на которую спускаются сумерки, резво мчит мальчишка на «Тре­ке». Его движение сопровождают огоньки, бегущие по краям дорож­ки. Беспечный ездок грызёт яблоко и, подъезжая к перекрёстку, метко забрасывает огрызок в специаль­ную урну, находящуюся на высоте, удобной для велосипедиста.
1-7
Миновав велосчётчик, на табло которого цифра 52 немедленно сменяется на 53, мальчик притор­маживает и опирается одной ногой на стальную подножку. Дождав­шись, когда на светофоре загорится зелёный, он рвёт с места и исче­зает в следующей аллее. Огоньки продолжают свой бег – скоро по­явится следующий велосипедист. Возможно, он захочет восполь­зоваться установленным здесь же бесплатным велопитстопом – аппаратом-насосом для подкачки шин, ключами и инструментами для устранения мелких неполадок.
Всё подвешено к раме на гибких антивандальных тросиках. «Пит­стопов хотелось бы больше, в том числе и в отдалённых точках горо­да. Не всегда велосипед ломается именно на этом перекрёстке…» – замечают в своих комментариях на местном портале заядлые ве­лосипедисты.
Так работает «Smart Track» на улице Ленина в Альметьевске. Концепция его проста: по сути, это обычная велодорожка, но спро­ектированная по схеме «всё вклю­чено», чтобы заезжающий на неё велосипедист смог проехать столь­ко, сколько нужно, имея возмож­ность, не съезжая с маршрута, воспользоваться всем, что может ему понадобиться в пути: кафе, туалетом, питстопом и просто под­ножкой для минутной останов­ки. А рядом с дорожкой – пункты велопроката и перехватывающие велопарковки.
1-8
Альметьевский, к слову, пре­мьерный для России, «Smart Track» разработан на основе луч­ших мировых, то есть датских, «велосипедных» практик и инно­вационных отечественных разра­боток в сфере уличного дизайна. В 2016 году здесь бурно стартова­ла программа строительства ве­лодорожек, учреждённая главой района Айратом Хайруллиным. Этой осенью километраж трассы для поклонников двухколёсного транспорта достигнет 85 км. Идео­логом проекта стал известный дат­ский дизайнер и блогер Микаэль Колвилл-Андерсен. Специалисты его бюро создали для Альметьевска стратегию развития велосипедной инфраструктуры. Её реализация рассчитана на пять лет и должна привести, в частности, к росту доли велопоездок на 10% и увеличению числа школьников, приезжающих в школу на велосипедах, до 20%. Общая стоимость проекта составит €3,6 млн.
Датчанин предложил многое из того, что сегодня представля­ют собой велодорожки в нефтя­ной столице Татарстана, однако главный элемент – световую на­вигацию – придумали и сконстру­ировали специалисты питерского бюро «Айра».

СВЕТ ИЗ‑ПОД КОЛЁС


«Ноу-хау» – мерцающие сверх-прочные светильники, они были спроектированы специально для Альметьевска.
– Техзадание было таким: под­светка должна работать круглосу­точно и всесезонно с минималь­ным расходом электроэнергии, сделать видимыми границы вело­дорожки, а цена одного светильни­ка не должна превышать 300 ру­блей. И они должны быть всесе­зонными, потому что, оказывается, велодорожки в Альметьевске вос­требованы и зимой, – рассказы­вает Юрий Берестов, основатель «Айры». – Мы давно занимаемся вопросами организации улич­ной навигации и много работаем со световыми решениями, в част­ности, с конструкциями, которые встраиваются в уже существу­ющее покрытие. Один из таких проектов – «напольный» светофор на одном из проспектов в Москве. Он установлен на стыке тротуара и проезжей части. Его сигнал ви­дит даже уткнувшаяся в гаджеты молодёжь. За два года его работы не было зафиксировано ни одного ДТП со сбитым пешеходом. При­мерно такую же систему мы раз­работали и для велосипедистов.
Направляющая и реагирующая на движение дорожка получила название «Smart Track». Цепочка диодных светильников и набор датчиков регулируются пультом управления с программированием режима. От обычной подсветки светильники отличаются корпусом. Этот материал – селин, герметич­ный и сверхпрочный. Мерцание светильников указывает направ­ление движения.
В Альметьевске реализован ва­риант одностороннего движения, но за городом, в случае выделенной велосипедной трассы, он может быть и двусторонним. Кроме того, если на расстоянии меньше 30 ме­тров на дорожке возникает пре­пятствие или велосипедист при­ближается к перекрёстку, «Smart Track» сигнализирует об этом, загораясь красным. Селин также имеет свойство линзы, усиливая свечение, так что границы и сиг­налы дорожки видны даже зимой.

В ПЛАНЕ – ПЕРЕХВАТ


О том, насколько Альметьевск велосипедизировался, рассказы­вают и цифры на счётчике (около 80 тысяч проехавших по «Smart Track» с момента его открытия в 2016 году), и фотографии в со­цсетях (например, с местными Санта-Клаусами на велосипедах, готовящихся поздравить город с Новым годом). И слава о нём как о самом велодружелюбном городе, распространившаяся за пределы Татарстана и даже России. Кстати, специалисты фирмы-разработчика утверждают, что, согласно их опро­су, 73% горожан готовы пересесть на велосипеды в случае появления полноценной инфраструктуры.
1-3
Но вот насколько «Smart Track» и аналогичные проекты актуаль­ны для других республиканских городов и территорий?
Актуальны, и ещё как. Например, согласно новому генплану Казани, через 8 лет автомобиль будет поч­ти у каждого третьего (!) жителя города. И, помимо различных спо­собов усовершенствования дорож­но-транспортной сети для борьбы с грядущим коллапсом, власти го­рода планируют пересадить значи­тельное количество автовладельцев на велосипеды.
Велодвижение будет осущест­вляться по разветвлённой сети велодорожек трёх типов: в составе улично-дорожной сети, в пеше­ходных зонах и на рекреационных территориях. И вот тут навигация и прочая велосипедная инфраструк­тура придётся как нельзя кстати. Точнее, она будет просто необхо­дима. К весьма обширному опыту Альметьевска можно будет вновь прибавить датский. Заключающий­ся, например, в том, что человеку, едущему на работу, удобнее дви­гаться параллельно транспортной артерии, а не в объезд неё, по более спокойным улицам. Или прави­ло «пяти зон» – там, где скорость транспортного потока меньше 30 км/ч, можно не выделять вело­сипеды в отдельный ряд; 40 км/ч – отделить разметкой; 50–60 км/ч – отделить бордюрной разметкой; 70–130 км/ч – следует полностью вынести велодорожку за правый ряд припаркованных автомобилей. Движение в двух направлениях – вне транспортного потока вообще.
ПОЕЛ? КАТИСЬ!
А ещё «Smart Track» отлично сработал бы в проектах будуще­го. Помните, в 2014 году немецкая компания разрабатывала для Та­тарстана мастер-план по развитию туризма? Среди перспективных локальных проектов немцы пред­лагали веломаршруты вдоль Волги и установку смотровой башни, до­бираться до которой тоже следовало бы на велосипеде.
К слову, о Волге – если бы вдруг состоялся мост между Верхним Услоном и Казанью в районе цен­трального железнодорожного вок­зала, то его длина была бы порядка 8 км – вполне реальное прогулоч­но-трансферное расстояние даже для не самого подготовленного ве­лосипедиста. А там, глядишь, и до Иннополиса недалеко…
В нём, кстати, и находится второй действующий в Татарстане «Smart Track». Мы не могли отказать себе в удовольствии опробовать эту не­большую дорожку. Она начинается почти от самого крыльца Универси­тета Иннополис – столиком для «по­пить-поесть» и мотивирующим сло­ганом «Поел – катись!» в сторону кампусов. Оттолкнувшись от под­ножки, мы пролетели мерцающие 150 метров. Конечно же, нам было мало. Хотелось ехать и ехать по этой обещающей прохладу, впечатления и восторг ленте, между бегущих огоньков, превращающих вело­дорожку в настоящую взлётную полосу, на которой дух того и гляди обгонит жмущее на педали тело. Но не обгонит, конечно. «Smart Track» об этом позаботится.
1-4
Дарья Табачникова, урбанист, советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по созданию велосреды:
– На первом этапе главное – удобные и безопасные велодорожки с продуманными перекрёстками, связанные между собой.   Всё остальное – это розочки на торте, которые привлекают внимание к главному. Велотуризм – это прекрасно, но если мы говорим об устойчивом развитии, то нужно развивать велосипедную инфраструктуру комплексно. Она, безусловно, влияет на рост числа велосипедистов. И начать, пожалуй, стоит всё‑таки с самого города, так как здесь у велосипеда самый высокий потенциал. В Петербурге мы сейчас начали масштабный проект по созданию велоинфраструктуры – будем стро­ить по 40 км маршрутов в год. В этом году уже почти закончили работы. Инвестиции в велодорожки окупаются за несколько лет, если брать в расчёт улучшение экологии, снижение количества ДТП, развитие локального бизнеса (велосипедисты склонны к спонтанным остановкам и легко превращаются в пешеходов, заходя по дороге домой в небольшие магазины). Варианты организации движения зависят от ситуации. В Пе­тербурге мы в качестве базового решения приняли строительство велодорожек за счёт дорог. Если это невозможно или есть более удобные варианты, можно рассматривать газоны или избыточно широкие пешеходные тротуары.
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: