Завтрак в мастерской Флёры Даминовой
Так красиво мы ещё не вкушали. Да простят нам высокопарный стиль наши читатели, но слова, коими славили (описывали) различные трапезы наши далёкие предки, не спрашивая разрешения, сами собой складываются в восхваляющие оды, чтобы показать ту лепоту (красоту, великолепие), в которой мы сегодня оказались. А оказались мы в мастерской Флёры Даминовой – художницы по фарфору и керамической плитке. А посему (вот опять!) трапеза наша происходит на посуде, расписанной ею собственноручно. Бутерброд с авокадо и сёмгой живописно возлежит средь красногрудых снегирей и зелёных еловых веточек… Красивая зимняя сказка, увековеченная на тарелке рукой художника.
20 января 2022
ТВОРЧЕСКИЕ КОРНИ
Пока продукты режутся и укладываются друг на друга аппетитными слоями, узнаём, что прежде, чем начать творить такую красоту, Флёра много чем в своей жизни занималась. Потому что у неё очень творческая семья, творческие корни. – Мама моя была парикмахером – дамским мастером… У неё даже была своя парикмахерская. Она занимала призовые места на различных конкурсах причёсок. Ещё она и шила отлично, и вязала – мы всегда с сестрой были модно обуты‑одеты её стараниями. Бабушка тоже вышивала очень искусно и вязала. В общем, в семье нашей без дела не сидел никто – наводили красоту всеми рукотворными способами.
ПРИВЕТ ИЗ ПОРТУГАЛИИ
- Сама я всегда любила рисовать, всегда знала, что я буду художником. С удовольствием ходила в четвёртую художественную школу на Пионерской. Ездила в такую даль заниматься – с площади Свободы. До этого четыре года занималась музыкой, но относилась к этому как к каторге. Потому что не моё! Чувствую себя хорошо только когда рисую. Или что‑то около этого. Я и керамикой занималась. У нас был керамический центр, нам отливали по нашему заказу статуэтки, сувениры, кошечки, собачки… И вдруг настал какой‑то переломный момент в жизни: что‑то ушло, где‑то не пошло… В общем, мне стало грустно, и я стала искать себя, стала думать: чем же мне таким заняться? Как‑то стояла на кухне у плиты и что‑то готовила, а по телевизору шёл фильм о Португалии, документальный… Там рассказывали об азулежу – расписной глазурованной португальской керамической плитке. И у меня что‑то ёкнуло, отозвалось. Всё! Хочу заниматься этим. Информации, конечно же, было мало. И я просто пошла в художественный магазин, купила акриловые краски и стала рисовать по керамике. Стало получаться, стало нравиться. Из чего я сделала вывод, что надо идти своим путём, не ломать себя, использовать хрестоматийные возможности, добавлять что‑то своё – и у меня получилось создать технологические моменты, которые я знаю только сама и сама их применяю. Португальцы даже не знают, что практически перевернули всю мою жизнь.
НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ!
– Сейчас наблюдаем в сетях очень много умельцев, которые делают своими руками настоящие шедевры. А кто‑то только начинает открывать в себе таланты. Ваш совет начинающим: как выбрать своё дело, своё направление и довести его до такого совершенства?
– Путь у всех разный. Я ведь тоже не сразу пришла. Прежде чем меня осенило с тем фильмом. Да, я знала, что я умею рисовать, есть образование художественно -прикладное – я резчик по дереву. Но с деревом у меня не сложилось. У каждого по -разному становление происходит: кто‑то находит себя в декупаже, кто‑то – в чеканке, в выжигании. Я шла к этому очень долго. Это сейчас, когда есть «Инстаграм», я могу показать свои работы всему миру, рассказать о себе, сидя в мастерской. А начинала я, когда таких возможностей не было. Единственное, где можно было показать свои работы, – глянцевые журналы. Ещё я выставлялась на выставках, очень стеснялась, мне казалось, что меня закидают помидорами. Тем не менее, выставляла свои работы в «Арт -галерее», первая персональная выставка была у меня в музее имени Ульянова -Ленина, затем - в Национальном музее РТ. Через год - в галерее Кул -Шариф с восточными орнаментами я выставилась, потом ещё раз...
Сейчас благодаря интернету мои работы видят, приглашают на телевидение. Несколько раз я снималась в передачах «Фазенда», «Непутёвые заметки с Дмитрием Крыловым», «Идеальный ремонт». Телеканал «Культура» приглашал меня, наши телеканалы местные. Мои работы видят – значит, нравится, и я счастлива этим. Я состою в Союзе профессиональных художников России. Поэтому что посоветовать? Ничего не бойтесь. Преодолевать себя периодически просто необходимо.
Я ВСЕЯДНАЯ
– Откуда приходят идеи?
– Идеи везде. Во-первых, тема Прованса. Она, наверное, не закончится никогда. Рисуешь эти травки, цветочки, горшочки, курочек, петушков… Очень люблю восточные орнаменты, татарские. Мне нравится барокко, техника Морриса, стиль жуи… У меня диапазон очень широкий. И этим я пользуюсь. Я всеядная. С удовольствием отдыхаю, переключаясь с одной темы на другую.
ПУНКТИК
– Сколько времени уходит на создание, например, чайного сервиза?
– Я люблю расписывать большие работы: панно, сервизы. Люблю сесть за стол, придумать и создать коллекцию посуды. Коллекция – это стильно, это модно, это красиво. В среднем уходит две недели на роспись чайного сервиза на шесть персон. Иногда бывает и больше, но я сама ставлю рамки и такими рамками себя подстёгиваю, потому что я человек ответственный и держу своё слово. Пунктик у меня такой. Я не жду когда придёт Муза. Я просто прихожу в мастерскую, сажусь за стол и говорю себе: «Сиди, милая моя, работай! И к тебе придёт и Муза, и вдохновение. Придут, никуда не денутся!». То есть, все ко мне приходят, когда сажусь работать.
НАДГЛАЗУРНЫЕ КРАСКИ
– Чем расписываете свою «Музу»?
– Сначала, в далёкой моей молодости, расписывала акриловыми красками. Но сейчас всё профессионально, сейчас я рисую только надглазурными красками, они стоят у меня на полке. Это как перемолотое стекло с пигментами. Развожу их специальным составом – вот они на палитре, размешиваю мастихином и потом рисую.
Мастихин в руках Флёры ловко сменяется ножом и вилкой. И авокадо превращается… в красивую зелёную пасту, которую художественными мазками Флёра наносит на булочку.
– Такая краска, – кивает она на полку, уставленную разноцветными баночками, – не смывается даже в посудомойке.
ИСТОРИЯ ОЧЕРЕДНОГО ШЕДЕВРА
За спиной повара-художника большое панно – глобальная работа! Чтобы расписать такое, понадобится, наверное, очень много времени – и размер, и количество прорисованных загогулинок впечатляют.
– Эту работу я расписала за месяц, – огорошивает Флёра. – Это не на продажу – никаких сроков не было, это для себя. Потому что я очень хотела это сделать, меня просто несло. На сумасшедшей скорости. Причём тогда ещё мастерской не было, расписывала я это дома на кухонном столе, частями. Мне просто это требовалось. Это как, знаете, когда крылья за спиной вырастают – и ты творишь, кружишь вокруг с кисточкой и не можешь остановиться. Я получала от работы кайф и удовольствие. Будто снизошло на меня озарение некое. Потому что, когда есть желание и хотение, всё получается очень легко и быстро.
Когда я делала это панно, в 2007 году, меня никто не знал вообще. А мне надо было заявить о себе, реализовать себя – это была просто потребность. И очень много работ я делала в стол. Для портфолио. Чтобы было, что выставить на моём сайте. Сейчас многие берут мои работы с сайта, выставляют и уверяют: «Заказывайте! Мы вам так же распишем». Я даже сама звонила по этим телефонам и ругалась с этими товарищами. Прекрасно понимаю, что им хочется быстрее раскрутиться. И распишут, конечно, в своей манере – но и рядом не стояло. Я честна перед собой. Я долго собирала всё для того, чтобы реализовать себя. А тут берут готовенькое и выдают за своё. Судиться? Бесполезно судиться. Да и некогда мне этим заниматься. Я творческий человек, художник. Хотя всё у меня не как у художника, я по ночам не работаю. Прихожу в мастерскую к десяти и ухожу в шесть.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
– Стандартный рабочий день. Кухня у вас в мастерской есть – готовить любите?
– Готовить очень люблю. Но не в мастерской, а дома вечером на ужин. Здесь так, перекус какой-нибудь в обед приготовлю и всё. Мы с мужем любим побаловать себя чем‑то вкусненьким. И быстреньким – не люблю долго возиться у плиты. Муж часто запекает что-нибудь эдакое в рукаве – это его фирменное блюдо. Положит туда курицу, картошку, чеснок прям целиком, специи – и на час в духовку. Получается очень вкусно!
А ещё вкуснее – когда на расписной посуде кушаешь. Недавно это обнаружила. У меня же заказчики из разных городов, я и не вижу – не знаю часто, как там прижилась моя посуда. И как‑то однажды не продался у меня один новогодний сервиз. Забрала я его домой, думаю, сами из него будем есть. Мы ели солянку из суповых тарелок, и я ощутила настоящий кайф! Это, оказывается, так вкусно, когда красивая посуда! Потом я взяла две глубокие тарелки для пасты, на бортах нарисовала овощи. Не хвалюсь, но просто эстетическое наслаждение испытываю, когда ем из них пасту, честное слово. Я их не воспринимаю как мои. Мне нравится, что тарелка расписанная, что это ручная работа, что в ней есть тепло, энергетика человека, который её расписывал, – в данном случае моя энергетика, но она же хорошая!
ТВОРЧЕСКОЕ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ
Допивая чай из пузатых чашек с весёлыми снегирями, узнаём напоследок секрет рукотворной красоты самой мастерской.
– Редко увидишь такую прямо‑таки музейную мастерскую. Обычно рабочее место художника – это сваленные в угол холсты-мольберты-рамки, и всё краской перемазано…
– Это мой муж старается, – улыбается Флёра. – Без его поддержки у меня бы ничего не получилось. Вся тяжёлая работа на нём: заказать рамы, привезти-увезти, собрать плитку, собрать зеркала, отправка, упаковка. Я только рисую. Ремонт в мастерской тоже сделал он. Мне – только работай, только занимайся любимым делом. Такая поддержка – это даже больше, чем счастье. Чем бы я ни занималась в жизни, он принимает во всех моих увлечениях непосредственное участие. А вместе мы уже 38 лет! Вот такое творческое семейное счастье.
БУТЕРБРОД С АВОКАДО И СЁМГОЙ
НАМ ПОНАДОБИТСЯ:
1. Разрезаем
2. Делим
3. Выковыриваем
4. Разминаем
5. Добавляем
6. Намазываем
7. Перчим
8. Укладываем
9. Распределяем
10. Посыпаем
11. Желаем
Вот такая красота выходит, если забить в поиске «Флёра Даминова».
Автор: Татьяна Вафина
Фото: Александр Ефремов
Добавить комментарий