Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Полханства онлайн и очки впридачу

Полханства онлайн и очки впридачу

В октябре 2016 года увидит свет «Болгар XIV» - виртуальная историческая реконструкция с элементами образовательной игры.

20 июля 2016

В октябре 2016 года увидит свет «Болгар XIV» - виртуальная историческая реконструкция с элементами образовательной игры. Уже 1,5 года её разработкой  занимаются специалисты лаборатории визуализации и разработки компьютерных игр при Высшей Школе Информационных Технологий и Информационных Систем (ИТИС) КФУ.  Для лаборатории это проект главный, но далеко не единственный.
Кадр_4
 На дворе – XIV век. Вы – архитектор из Багдада, и ваша задача – попасть во дворец хана и обменяться с ним важной информацией.
СЫГРАЙ В ПРЕСТОЛЫ
- Мы задались целью показать людям Болгар XIV века таким, каким он был в то время – крупным городом, ханством в ханстве Золотой Орды, наполненным при этом уникальными образцами мусульманской архитектуры, известными во всей средневековой Европе, - рассказывает нам директор Высшей школы ИТИС Айрат Хасьянов перед огромным монитором в лаборатории. – Исторический материал этого объекта настолько нас заинтересовал, что мы решили не ограничиваться презентационной моделью, а создать полноценную игру. Сейчас над проектом работают 40 человек, лишь четверть из них – разработчики. Остальные – историки, археологи, антропологи, художники. Нас активно поддерживает Фонд «Возрождение». Архитектура Болгара, персонажи игры, антураж помещений и предметы быта выполнены максимально реалистично. В этом нам очень посодействовал Айрат Ситдиков, директор Института археологии им. Халикова АН РТ. Для виртуальной реконструкции мы использовали различные современные  технологии, в том числе – аэрофотосъёмку.
 
Кадр_1На мониторе мы видим, как человек в традиционном восточном костюме приближается к зданию из белого камня.
Кадр_2
Ворота города открываются, и вы оказываетесь на оживлённой площади, по которой ходят купцы, ремесленники, торговцы - представители разных национальностей и разных стран. Со многими из них вы встретитесь и будете говорить. О чём – подскажет древний Болгар.
______________
заходная
 
- Здесь главный герой входит в Чёрную палату. Интерьер воссоздан максимально реалистично, - комментирует путешествие багдадского архитектора менеджер проекта Азат Хафизов. – Понимаете, Болгар того времени был настоящим мегаполисом, торговым центром между Европой и Азией. Здесь заключали сделки купцы со всего света. Он наполнен предметами, людьми событиями. Ваш герой должен пройти пять локаций, пообщаться с большим количеством персонажей и занести полученные сведения в свой путевой дневник.
- А какова конечная цель его приезда?
- Ну, он высокопоставленное лицо при дворе своего правителя. Мне кажется, им есть, что обсудить, - дипломатично уходит от темы Азат.
- Какие-нибудь сражения будут в игре? Поединки?
- Мы показываем эпоху расцвета Болгара, мирный промежуток времени, когда не было кровавых войн, поэтому в игре не будет битв. , - говорит разработчик.
 
«ВОССТАНОВЛЕННЫЕ» ГОРОДА
- На самом деле, это не единственный «восстановленный» нами город, - говорит руководитель лаборатории Влада Кугуракова. – На основе движка Unity* мы планируем разработку реконструкций других городов разных эпох, чтобы показать людям, что находилось на этих местах семь, восемь, десять веков назад. Чтобы у них возникло желание поехать и дотронуться до этих стен, узнать историю их становления и разрушения. К слову, коммерциализировать всё это мы пока не планируем. Игра, предназначенная для ПК, будет доступна для свободного скачивания на сайте, который мы откроем к моменту её выхода.
1_Тетюши VII_3
"Тетюши VII": На территории Тетюшского городища были обнаружены уникальные артефакты VI – VII века, относящиеся к Именьковской культуре – раннесредневековой археологической культуре Среднего Поволжья.
__________________________
Влада рассказывает, что кроме «Болгар XIV» в лаборатории ИТИС создано ещё два проекта с использованием техники исторической реконструкции – виртуальный интерактивный музей «Тетюши VII» (период Именьковской культуры) и интерактивный стенд «Тарих», посвящённый истории древнего города Биляр, сегодня – Билярска (Алексеевский район РТ). Виртуальный музей «Тетюши VII» представлен в тетюшском музее, а «Тарих» летом 2015 года презентовали в Билярске Президенту Татарстана Рустаму Минниханову.
Биляр"Тарих": Примерно так выглядела Соборная мечеть в Биляре . Здание предположительно было построено в век принятия ислама Волжской Булгарией.
__________________
 
- Учёные установили, что в своё время Биляр был, возможно, более крупным городом, чем Болгар. Именно на него пришлись в XIII веке мощные натиски монгольского войска. Проект «Тарих» - еще одна культурно-историческая реконструкция. Это работа, которую мы сделали с творческим объединением «Самрух» во главе с Артуром Набиуллиным. При помощи двух стерео-экранов и технологии Leap Motion* можно рассматривать виртуальные экспонаты со всех сторон и изучать их детали, - говорит Влада, показывая на вертящийся на экране призрачный «Дом купца». - Проект охватывает несколько построек в Биляре. В реальности сохранились лишь фундаменты, но мы воссоздали их облик на основании археологических исследований. В «Тарих» мы соединили прошлое и будущее: кроме объектов прошлого здесь можно увидеть и здание, ещё находящееся на стадии проектирования, - большой детский образовательный центр.
 
В ПЕРСПЕКТИВЕ – БИТВА, ИЗМЕНИВШАЯ МИР. В 5 D
- История Биляра нас увлекла, - говорит Азат Хафизов. - Было бы интересно реконструировать эту битву между жителями города и монголами, посмотреть на неё и глазами защитников Биляра, и глазами нападавших, и сделать это в формате 5D.
 
ТРЕХМЕРНЫЙ СВИЯЖСК
А прямо сейчас мы работаем над трёхмерным Свияжском. Это будет культурно-историческая реконструкция острова периода XVI века. Мы виртуально восстановим утраченные архитектурные памятники, которых там очень много.
 
РАЗРАБОТЧИК, СКАЛЬПЕЛЬ!
Тем временем на мониторе - демо-ролик проектов лаборатории. Я вижу операционную, инструменты, и, кажется, больного.
- Среди наших новых перспективных и востребованных направлений - визуализация производства и виртуальные лаборатории. Эти проекты представляют собой виртуальные тренажёры, на которых можно обучать тем процессам, ошибки в которых в реальности стоят очень и очень дорого, - комментирует видео Азата Хафизов. - Сейчас мы создаём виртуальную биотехнологическую лабораторию. Обдумываем проект лаборатории реабилитации больных после хирургических вмешательств – например, виртуально воссоздать утраченную конечность, и, таким образом, запустить процесс устранения фантомной боли.
- А это вот, - Азат показывает на экран, где по правому боку распластанного виртуального тела скользит скальпель, направляемый невидимой рукой, – симулятор операции по удалению аппендицита. Благодаря уже упомянутой технологии Leap Motion и очкам дополненной реальности Oculus Rift, человек может провести всю хирургическую операцию. Этот продукт – первый шаг к полноценному обучающему тренажёру. Сейчас мы работаем над усилением реалистичности происходящего.
- Будет больше крови? – осторожно спрашиваю я. Все смеются.
 
Интересуюсь, откуда берутся разработчики проектов. Оказывается, попасть на обучение в лабораторию ИТИС можно играючи – в прямом смысле этого слова. В качестве экзамена на зачисление в практиканты студенты должны разработать собственную компьютерную игру. За 2 недели летней практики в лаборатории.
 
______________________________
 
Участники проекта:
Высшая школа информационных технологий и информационных систем (КФУ)
Институт международных отношений, истории и востоковедения (КФУ)
Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ
Институт геологии и нефтегазовых технологий (КФУ)
Научно-исследовательская лаборатория «Информационные технологии и неразрушающие методы исследования объектов культурного наследия» (КФУ)
Эскизы квеста предоставлены лабораторией визуализации и разработки компьютерных игр при ИТИС, КФУ
_____________________________
*Unity - (буквально в переводе с английского – «единство») – инструмент разработки приложений и игр, продукт компании Unity Technologies («Объединённые Технологии» ( США) (прим. ред.)
*Leap Motion – (буквально в переводе с английского – «движение скачками»), контроллер движений рук, позволяющий пользователю манипулировать виртуальными предметами. (прим. ред.)
* Oculus Rift - (буквально в переводе с латинского/английского – отсоединение глаз) очки/шлем виртуальной реальности, разработанные компанией Oculus VR (США)  (прим. ред.)
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: