У татар только один недостаток
- Недостаток… Ну, есть один, если уж правду-матку…
- Камиль Шамильевич, у вас тут деньги на столе лежат…
- Деньги на столе… Это не очень. Да?
- Не знаю. Но это не мы.
- Ну, и не берите тогда, если не ваши. Я же не предлагаю.
- Мы и не берем. Но руки-то чешутся.
- Руки чешутся, я понимаю. Я, может, специально подложил вам то, что плохо лежит.
На приставном столике в служебной комнате московского ДК имени Зуева, где актер дает интервью «Татарстану», лежат фрукты и 50-рублевая купюра, с которой и начинается наш разговор. Сразу становится понятно, что Камиль Ренатович (герой комедии «День выборов-2») позаимствовал у Камиля Шамильевича, как минимум, позитивность и ироничность. В таком ключе и весь наш разговор протекает.
ПРО ТАТАРСКИЕ СПЕКТАКЛИ
- Камиль Шамильевич, вы согласны с мнением, что между современными татарским и русским театрами непреодолимое расстояние? А то и пропасть?
- Не уверен, что это можно назвать пропастью, хотя меня, если честно, татарские спектакли немного забавляют. Но что тут нужно заметить: есть культура, а есть традиции. Если традиционный русский театр – это одно, современный российский – другое, то татарстанский – вообще третье. Скажем, какие-то темы у татар просто не принято затрагивать. Помню, как-то в полпредстве Татарстана в России был концерт, и я прочитал там свое стихотворение, которое заканчивалось так:
Паранойя иль созвучье
Этим миром обитает?
И душа какая – сучья
Или Божья – миром правит?
И тут вдруг один человек в зале начал возмущаться: «Что это такое?! Бог миром правит, Бог!». Я говорю ему: «Я понимаю, правит Бог. Но ведь и зло в мире существует, не так ли?» - «Да, существует». - «Ну, вот поэтому автор - в данном случае я - задается вопросом: что же побеждает, добро или зло? Это вообще-то извечный вопрос». Кажется, после небольшой дискуссии мне удалось его убедить.
ПРО ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК
Но это не пропасть, нет. Это вообще не проблема на самом деле… Татары - добрые! Я считаю, что из всех мусульманских народов они самые мягкие и неагрессивные. Это даже по языку заметно. По фонетике, по интонации. Вот у немцев в речи есть что-то гавкающее, у грузин – гортанное. Это прекрасные народы, но в языке у них как-то сама собой выходит некая агрессия. Не ручей струится, не кошечка мяучит, а такой «актив» идет. А татарский язык – более мягкий, более лояльный. Поэтому и спектакли такие – мягкие, добрые, светлые.
Меня это, повторюсь, забавляет. Конечно, я не все смотрел и не могу объективно судить, но то, что я видел, - это такое, как бы сказать, игрушечное, кукольное. Можно, конечно, и «Гамлета» исполнить на татарском, но… Не знаю, по-моему, никто не пробовал.
- ТГАТ сейчас ставит и Шекспира, и Джармуша.
- Ну, интересно было бы взглянуть.
ПРО АВАНГАРДНЫЙ ТЕАТР И АВТОРСКОЕ КИНО
- А как вы относитесь к авангардному российскому театру? И к авторскому кино?
- Понимаете, есть два авторских подхода к современному искусству. Есть больная точка зрения, когда автор смакует отвратительные, болезненные стороны жизни. Как, допустим, в постановках Константина Богомолова. Искусство искусством, но, наверное, авторское высказывание можно донести не только через гениталии, условно говоря.
И есть другой прием, который мне гораздо интереснее, - когда художник не просто обытовляет, не просто показывает: вот какая беспредельщина наша жизнь, но еще и вопросы ставит, и векторы задает.
ПРО ПРЕКРАСНЫЕ 90-е ГОДЫ
- Вы в одном из интервью говорили, что в трудные 90-е, когда у вас еще и сын родился, вам пришлось заниматься самыми разными вещами - продавать спиртное и кофточки, подрабатывать тамадой. Как вы сейчас вспоминаете то время и как вообще оцениваете 90-е годы?
- Я любые времена вспоминаю прекрасно. В том числе и трудные. Я же в них жил, формировался в них. Вообще, трудные времена надо воспринимать как испытание. Тут уже вопрос лично к тебе - как ты сумеешь через них пройти. Тогда кто-то в обнимку с бутылкой с ними справлялся (или не справлялся), а другие что-то делали, пытались, крутились.
Действительно, приходилось параллельно учиться, воспитывать сына, подрабатывать. И торговать, да. Время было такое - здесь купи, там продай. Но я находил в этом свой интерес, подходил к делу творчески, как говорится. Можно сказать, оттачивал свою профессию.
Я сыну, которому уже 22 года, не так давно написал стихотворение:
Прости меня, мой старший сын,
Что слов не находил,
Что от избытка крепких вин
Тебя не долюбил.
Не доиграл с тобой в лото
И в сад не доводил,
Не дочитал тебе Барто.
Не допотратил - сил.
Прочитал его на презентации книги «Квартет И СтихоТворения» (изданный Лариным сборник стихов – его и его друзей. – Ред.). И говорю сыну, который сидел в зале: «Прости, наверное, нужно было по-другому. Наверное, нужно было пеленками больше заниматься, гулять с тобой…». А он кричит из зала: «Нет, не надо было! Ты абсолютно правильно сделал!».
Вот это было приятно. Потому что он - оценил. Хуже было бы, наверное, если бы я действительно направил себя в пеленки-распашонки, занялся бытом и семьей, но при этом лишил себя развития в профессии. Вот тогда, видимо, состоялся бы совсем другой диалог: «Пап, а ты чего добился-то?». - «Сынок, ну подожди… Я же с тобой занимался, я же с тобой гулял». - «А зачем, пап?!». Вот это было бы да, это был бы комок в горле.
Так что, по-моему, все замечательно. Сейчас он где-то мне подражает, что-то берет от меня, а что-то я уже беру от него. Он начал писать рассказы и сценарии - и получается здорово. Мы с удовольствием друг с другом этим делимся. Это ценно.
ПРО АРМЯНСКИЙ КОНЬЯК И ТАТАРСКИЙ ПЕРЕМЯЧ
- А как вы продавали спиртное - за прилавком стояли, в магазине? Или это были крупные партии?
- Тут все просто. У меня был однокурсник и друг, армянин. Он предложил реализовать армянский коньяк в сувенирных бутылках, который ему привезли из Еревана. И вот я ходил по палаткам и магазинчикам и устраивал там такие маленькие презентации.
Один раз пришел в магазин, хозяином которого оказался армянин. Он меня выслушал и говорит, со значением так: «Армянский коньяк, говоришь? Ну, неси, попробуем». Позвал своих друзей. Сели, он открыл бутылку, разлил, выпили по стопке…
Я на него смотрю, он на меня. Ну, понимаете, да, - армяне же, их же не обманешь с армянским-то коньяком! Если мне перемяч дадут, я же сразу пойму, правильно он сделан или нет. Короче, он выпил, посмаковал и сказал: «Хм. Хороший коньяк!». И я выдохнул.
ПРО ОДИН МАЛЕНЬКИЙ ТАТАРСКИЙ НЕДОСТАТОК
- Камиль Шамильевич, давайте закруглим татарской темой. Вы считаете, что достоинством татар является мягкость, так?
- Конечно.
- Тогда назовите их главный недостаток.
- Недостаток… Ну, есть один, если уж правду-матку… Если сравнивать с другими народами, у татар, при всей их общей дружелюбности, существует некая обособленность друг от друга. У нас почему-то не получается активно поддерживать дружеские отношения. Мы можем прекрасно общаться, никто, конечно, не пожелает тебе зла, но назвать это дружбой в полном смысле слова трудно. Вот есть некий сепаратизм, отдельность, автономность. А хочется, чтобы больше держались друг за друга.
Вроде бы душа в душу - созвонились, встретились, куда-то сходили, но потом - раз, и разбежались на три месяца по норкам. Видимо, потому что семья, свой мирок, своя крепость – это у татар первоочередное. Ну что ж, тоже неплохо.
Добавить комментарий