Лариса Барыкина: «Казань в авангарде театральных тенденций»
5 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная подведению промежуточных итогов работы проекта «KazanOperaLab».В рамках творческой и образовательной лаборатории для молодых композиторов, режиссеро...
В рамках творческой и образовательной лаборатории для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов, три команды участников в течении года создали три новых камерных оперы. Две из них были представлены публике в сценической версии 4 февраля на сцене театра им. К. Тинчурина. Окончательные итоги организаторы подведут после показа третьего спектакля «Минем Такташ» 25 февраля.
– Мы очень довольны результатом. Это колоссальный опыт, ведь именно со сцены все сразу становится видно. Есть моменты, над которыми стоит работать, и это очень хорошо. В проекте задействовано около 100 человек. Отбирались они очень просто: мы объявили, что приглашаем принять участие всех, кто хочет написать, поставить, создать. Пришли действительно желающие заниматься творчеством. О каких-то больших гонорарах речи и не было. Целью участников было не заработать, а проявить себя, – заявил Данияр Соколов, руководитель проекта.
В Казани нашлось достаточное количество публики, которой было интересно, что происходит в жанре новой оперы. Спикеры были поражены полным залом. Конечно, было видно, что денег на создание было не очень много. Опера сама по себе дорогая в создании и нуждается в роскошном визуальном ряде – такова реальность, тем не менее авторы проявили фантазию и изобретательность, а главное чувствовалось, что этих людей что-то волнует. Возможно, вчерашнее представление носит не совсем законченный характер, но опыт прекрасен.
– У многих театров, к сожалению, нет цели сделать современную оперу. Но ни одно искусство не может не развиваться, а для развития должны появляться новые сочинения, произведения, спектакли. В этом смысле Россия очень сильно отличается от Запада: в Европе ежегодно совершается около сотни мировых оперных премьер. У нас очень много креативных молодых людей, которые желают чему-то научиться и продвинуться. Именно поэтому процесс становится намного важнее самих результатов. Никто не гарантирует шедевров сразу, но «почву рыхлить надо». Мы наблюдаем момент, когда впервые это происходит: впервые публике представлен результат, – поделилась Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска».
Режиссер Екатерина Василёва была приглашена на проект в качестве педагога год назад. Она рассказала, что сразу увидела много заряженных ребят, которым не просто интересно, а которые хотят реально получить знания и опыт и попробовать это в условиях нашей действительности. Самое прекрасное в этом проекте, на её взгляд, что у молодых людей есть возможность пройти на практике весь путь создания произведения и спектакля с нуля, начиная с взаимоотношений в команде и заканчивая постановочным опытом, когда они выходят на сцену. Первый шаг к профессионализму – умение спрогнозировать определенные вещи. Очень важен опыт, когда пишут не «в стол», а когда есть возможность проработать, посмотреть материал со сцены. Режиссура – профессия практическая, поэтому если не пробуешь, то нет возможности стать профессионалом, утверждает режиссер.
– Это уникальное событие для республики Татарстан и России в целом. Если раньше, в советское время, была возможность после окончания института работать по распределению в театре, то сейчас такой возможности нет. Молодых артистов не берут на работу, директора театров им не доверяют, предпочитают брать уже опытных специалистов. Благодаря лаборатории у молодых ребят есть возможность проявить себя и дальше работать, чтобы создавать новый оперный театр в России. Очень бы хотелось верить, что Большой оперный театр обратит внимание на этот коллектив, «старшие братья» услышат эту оперу и в дальнейшем пригласят поработать кого-то из участников лаборатории, – поделился Дмитрий Белянушкин, режиссер.
Данное событие организаторы называют промежуточной стадией, а не конкретной точкой, так как это возможность для участников посмотреть на некий этап своей работы и двигаться дальше. Если ребята правильно проанализируют свою работу и приложат усилия для дальнейшей жизни этих произведений, то это можно будет считать успехом.
Казань – город очень продвинутый именно в драматическом театре, но вот дело дошло и до музыкального. Например, лаборатория в Москве – это поиск новых форм для участников и создание произведений. Это возможность поэкспериментировать и двигаться в том направлении, где в обычной жизни нет возможностей, учитывая некоторый консерватизм. В Казани же ребята делают свои первые шаги, тут другой подход к процессу и рассмотрению результатов. Данный проект – это желание учиться и меняться. Спикеры поздравляют Казань с этим начинанием, ведь кроме Москвы, этого больше нет ни в одном городе. Мы «в авангарде» этих тенденций, и это здорово.
Анастасия Абрамова
Добавить комментарий