— Шамиль Мухаметович, с какими показателями подписки и розничных продаж «Татмедиа» завершает первое полугодие 2021 года?
— Несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, люди продолжают читать и активно интересоваться печатной продукцией. Это происходит параллельно с развитием интернета и социальных сетей. На сегодняшний день «Татмедиа» создает множество проектов в интернет-пространстве, при этом интерес наших читателей к традиционным печатным изданиям и журналам остается на высоком уровне.
Все это сказывается на итоговых цифрах, с которыми мы завершили первое полугодие 2021 года. За прошедшие шесть месяцев тиражи наших газет и журналов выросли на 20%. Это очень много. Большой рывок в этом плане сделали журналы «Татмедиа» - здесь фиксируем почти двукратный прирост подписки, серьезно выросли республиканские издания.
Если говорить о конкретных цифрах, то по итогам подписной кампании за полугодие общий подписной тираж изданий «Татмедиа» составил 227,6 тыс. экземпляров против 190,4 тыс. экземпляров во втором полугодии 2020 года. Объем подписки на районные и городские газеты составляет 120,8 тыс. экземпляров, по республиканским газетам 33,1 тыс. экземпляров (рост на 11,6% к аналогичному периоду 2020 года). Подписка на журналы превысила 73 тыс. экземпляров (217% к прошлогодним показателям).
Эти успехи стали возможны благодаря постоянной поддержке со стороны Президента РТ, Госсовета республики и его Комиссии по развитию татарского языка. При их содействии, на площадках всех социально-культурных объектов Татарстана присутствуют наши журналы, организована возможность для подписки. Благодаря этому мы получили полный охват региона – любой житель республики имеет доступ к печатной периодике от «Татмедиа» на русском, татарском, чувашском, удмуртском языках.
— Как развивается ситуация с доставкой печатной периодики, ведь в прошлом немало вопросов возникало по работе почты?
— Действительно, с почтой есть ряд вопросов. В каких-то районах нет почтальонов, где-то почтовые отделения работают только по определенным часам, также есть вопросы с доставкой в конкретные населенные пункты.
Поэтому параллельно мы активно развиваем альтернативную подписку. И уже сейчас около 16% нашей подписки осуществляется по альтернативному каналу. Ежегодно мы наращиваем такой формат работы.
Второе важное направление – это розничные продажи. Они также показывают заметный ежеквартальный рост, особенно детские журналы.
Ситуация с пандемией подтолкнула нас к развитию интернет-продаж. В условиях ковидных ограничений в республике наблюдается взрывной рост онлайн-торговли, и «Татмедиа» стала участником этого тренда. Сейчас мы активно заходим на маркетплейсы: наши газеты и журналы уже можно купить на площадках KazanExpress и Яндекс.Маркет, в работе находятся договоры с Ozon и Wildberries.
Помимо перечисленных крупных онлайн-игроков, мы также запустили продажи через собственную интернет-площадку shop.tatmedia.ru. Это онлайн-магазин, где есть все выпускаемые нами печатные издания. Кроме того, работает электронная подписка, которая позволяет подписаться на наши издания прямо из дома.
Все эти шаги позволят приобретать печатную продукцию АО «Татмедиа» в любой точке мира.
— На протяжении последних месяцев выход новых выпусков журналов «Татмедиа» превратился в настоящий интерактивный ивент, который привлекает внимание СМИ и жителей республики. Какой эффект это оказало на популярность и читаемость журналов холдинга?
— Когда в прошлом году мы вплотную занялись развитием этого направления, главной целью нашей работы был выход за рамки традиционного представления о журналах, как о простых бумажных носителях. Мы реализовали новый подход: журналы превратились в живой интерактивный клуб, сосредоточенный вокруг своей тематики.
Каждый наш журнал – это целая экосистема, где есть само печатное издание, его соцсети, сайт, интегрированные в страницу QR-коды для просмотра видео и фото. Мы формируем сообщество читателей, которые тесно взаимодействуют в рамках конкретного издания.
Результаты этих усилий не заставили себя ждать. Приведу в пример журнал «Казань». Мы полностью переформатировали его работу, превратив выпуск свежего номера в событие. В итоге нам пришлось допечатывать тираж последнего номера журнала, чтобы угнаться за взрывным спросом со стороны читателей. Экземпляры распродаются моментально – это настоящий успех.
Аналогичная ситуация наблюдается с детскими журналами, где на ивенты по случаю выхода свежего номера приходит большое количество людей. Этот интерес дает новый импульс продажам. Например, тираж журнала «Салават Купере» составляет 12,5 тыс. экземпляров – это огромная цифра по современным меркам. Дети погружаются в интересный мир чтения, игр и видеопроектов.
Другой пример – журнал «Сююмбике», который открыл тематическую выставку на набережной озера Кабан. Она привлекает массу людей, которые становятся потенциальными читателями и подписчиками издания.
— Как оцениваете перспективы печатных изданий и бумажных носителей с учетом продолжающейся цифровизации нашей жизни? Не станут ли традиционные издания жертвой технического прогресса?
— Нет, не станут. Наоборот, в последнее время мы фиксируем рост популярности бумажных книг, газет и журналов. В моду вновь входит чтение в парках, скверах и других общественных пространствах.
Вспомните, что было в 1990-е годы в наших парках культуры - пьянство, курение и запустение. Оглянитесь вокруг сегодня: вы обязательно увидите кого-нибудь с книгой или журналом, в том числе представителей молодежи. И помешать этому тренду не могут никакие смартфоны и планшеты.
Этот тренд на чтение пришел вместе с ростом популярности спорта и здорового образа жизни. Сейчас спортивные площадки переполнены желающими тренироваться, многие задумались о здоровом питании и духовном развитии. Чтение – один из необходимых элементов для полноценного развития личности, и мода на чтение вновь возвращается. Родители покупают книги и журналы детям, чтобы те выросли умными, читающими и думающими гражданами.
— В прошлом году в тестовом режиме заработали вендинговые автоматы «Татмедиа» на нескольких станциях казанского метро. Как это направление развивается сейчас? Какие планы по дальнейшему расширению вендинговой сети?
— Опыт с вендингом себя оправдал, мы занимаемся закупкой дополнительных автоматов. Сейчас по Казани их насчитывается 14 штук, и эта сеть будет расширяться. Брендированные и узнаваемые вендинговые автоматы «Татмедиа» расположены на многолюдных станциях метро, на железнодорожном вокзале, в аэропорту, а также на нескольких площадках одной из федеральных торговых сетей.
Мы заметили, что там, где расположены наши вендинги, автоматически растут продажи в киосках наших партнеров. Растет узнаваемость изданий, люди устанавливают визуальный контакт и запоминают названия журналов и газет. К тому же, вендинг – это самый эффективный вид розницы по соотношению расходов на точку продаж. Там нет наемного персонала, а обслуживание автоматов происходит быстро и без особых проблем.
Например, наш вендинг есть в Агропромпарке, и каждые выходные нам приходится его пополнять – этот канал продаж пользуется стабильно высоким спросом. Людям это удобно, там есть возможность оплаты бесконтактным путем через по карте. В этом году мы планируем определить новые локации для установки дополнительных автоматов, в том числе на площадках федеральных торговых сетей.
Конечная задача этой работы – шаговая доступность наших изданий для каждого жителя республики, и мы активно идем к этой цели.
Добавить комментарий