"Иннокам": контуры будущего
Утвержденная Правительством РФ концепция развития «Иннокама» свидетельствует – в РТ «обкатывается» пилотная модель развития региона.
15 сентября 2016
Ожидается, что уже к 2020 году промышленное производство кластера вырастет в полтора раза, во столько же – количество высокотехнологичных рабочих мест. Рост инвестиций составит около 40 процентов. В качестве социальных бонусов – 150−200 миллиардов рублей отчислений в федеральный бюджет и двадцатипроцентное снижение вредных выбросов в атмосферу.
ДОРОГИ И ЛЮДИ
Хотя параметры федерального финансирования еще определяются, на участке трассы М-7 Казань – Набережные Челны десятки единиц техники уже перелопачивают грунт. Реконструкция завершится в 2019-м переводом дороги в первую категорию – в каждом из направлений, разделенных газоном и отбойником, будет по две полосы, что сделает дорогу скоростной и более безопасной. Ноу-хау доставки грузов в кластере станет их эстафетная перевозка в универсальных съемных контейнерах, перемещаемых с шасси грузовика на судно, самолет или железнодорожную платформу, что в разы увеличит интенсивность грузопотока.
Президент РТ не случайно назван «точкой роста «Иннокама» Нижнекамск. Здесь сосредоточены «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО, Комплекс глубокой переработки нефти «ТАИФ-НК», шинный комплекс «Татнефти» и крупнейшая в России промплощадка по переработке полимеров – Индустриальный парк «Камские Поляны». А для нефтехимических проектов ОЭЗ «Алабуга» в Нижнекамском районе планируется создать индустриальный парк «Алабуга-2».
Жемчужиной в короне кластера станет проект «Этилен-600»: строительство олефинового комплекса мощностью 1,2 миллиона тонн этилена в год запланировало ПАО «Нижнекамскнефтехим». Обойдется оно в 9 миллиардов долларов, но и выручка НКНХ к 2025 году вырастет в 3,4 раза, а чистая прибыль – в 10,2 раза. Дополнительно будет создано около пяти тысяч рабочих мест, а налоги в бюджеты всех уровней вырастут в 5,6 раза.
– Дальнейший рост «Нижнекамскнефтехима» невозможен без развития транспортно-логистической инфраструктуры, – говорит генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин. – Строительство олефинового комплекса ЭП-1200, рассчитанного на переработку 3,5 миллиона тонн сырья в год, предполагает, что такой же объем продукции нужно вывезти. А уровень загрузки транспортной инфраструктуры уже на пределе. Логистика необходима и для более тесной связи предприятий Камского кластера, внутри которого продукция одного предприятия станет сырьем для других переделов, вызывая синергетический эффект и ускоряя развитие сопутствующих услуг. Значимым для нас является и вопрос ввоза сырья. Идея строительства ШФЛУ-провода «Ямал – Поволжье» учитывает перспективы развития предприятий Татарстана, Башкортостана, Самарской области, которым в год требуется около 9 миллионов тонн ШФЛУ. Представьте транспортировку такого объема по железной дороге в одном направлении! Очевидно, что по трубопроводу безопаснее, дешевле, и состав сырья стабилен. В концепции «Иннокама» это отражено. Проекты увязаны с развитием предприятий промышленных округов, с логистикой сырья и готовой продукции.
А инициированное нефтехимиками строительство автодороги от М-7 с мостом через Каму у села Соколка, которое стартует, возможно, уже в 2017–2018 годах, почти на 100 километров сократит расстояние от Нижнекамска до Казани, снизит транспортные расходы и выбросы в атмосферу, избавит от транзитных грузовиков плотину ГЭС, Набережные Челны и Нижнекамск, позволит создать кафе, гостиницы, центры логистики.
Между прочим, Соколка, основанная вятскими крестьянами в XVII веке, когда-то была крупной пристанью. Половина населения, доходившего до 7 тысяч человек, занималась сплавом. Сегодня это транспортный тупичок, связанный с Закамьем лишь катером для экстренных выездов и ледовой переправой в зиму. Появится мост – многое изменится.
У городов Камского кластера будущее еще интереснее. Со временем здесь пройдет скоростная железная дорога от Казани до Екатеринбурга, а между собой Нижнекамск, Елабугу, Менделеевск и Набережные Челны свяжет единая система скоростного трамвая или электропоезда. Рельсов и шпал потребуется много. Как и электроэнергии. Потому прорабатывается вопрос подъема уровня воды на Нижнекамской ГЭС, планируется реконструкция Заинской ГРЭС и введение дополнительных мощностей на Нижнекамской ТЭЦ. Строятся новые подстанции.
Реконструкция международного аэропорта «Бегишево», уже радующего взгляд новым зданием, завершится в 2017 году, но и сейчас, при спаде авиаперевозок в стране, аэропорт «растет» на ключевых направлениях.
Прогнозируемый к 2020 году дефицит газа в объеме более 4 миллиардов кубометров в «Иннокаме» будет снят строительством межсистемной 70-километровой перемычки к газопроводу Можга – Елабуга и отвода к Нижнекамскому узлу от газопровода Миннибаево – Ижевск. Трубопровод нужно строить и под дополнительные 7 миллионов тонн нефти для ТАНЕКО.
Прохождение грузовых и пассажирских поездов в Закамье ускорит строительство второго пути на участке Биклянь – Круглое Поле – Агрыз и дополнительных сортировочных путей в Круглом Поле. Нижнекамскому промузлу нужна новая инфраструктура станций Биклянь, Соболеково, Предкомбинатская и Тунгуча. Нынешняя вместо проектных 9,5 пропускает 16 миллионов тонн грузов в год и уже не справляется.
Не забыты и внутригородские дороги Нижнекамска: в рамках Концепции в первую очередь предложено реконструировать Соболековский тракт и Южную трассу, уже обновляется соединяющая их дорога вдоль 1-й Промзоны.
ИННОВАЦИИ – «НА СВОИ»
Ильвира Пузырева, зампред исполкома Нижнекамского района по экономическому развитию, сокрушается, что из предложений исполкома в концепцию вошли лишь два пункта:
– Оставили расширение трассы Набережные Челны – Нижнекамск – Чистополь и мостового перехода через реку Зай, что улучшит связь с поселениями и Индустриальным парком «Камские Поляны». Утвердили продление на 13 километров трамвайных путей – от Промзоны до новых микрорайонов. Микрорайоны очень удалены, а большинство жителей работают на промпредприятиях: они тратят 40–45 минут, а могли бы доехать за 10. Остальные проекты – школы и сады в новом микрорайоне – зарубили, жилой массив останется «спальным».
Среди «отвергнутых» предложений – дополнительные дороги и маршруты транспорта в новых микрорайонах, реконструкция речного порта, капремонт спортивно-оздоровительной инфраструктуры. Понятно желание «втиснуть» их отдельными пунктами в Концепцию развития «Иннокама», но участия самих предприятий кластера в строительстве «социалки» никто не отменял. Благо и республика в стороне не остается.
Завершается работа по благоустройству городского парка на средства республики, группы компаний «ТАИФ» и местного бюджета. Ремонт городских дорог финансируют республика, ТАИФ и «Татнефть». В рамках Года водоохранных зон на глазах преображается городская набережная, идут берегоукрепительные работы и благоустройство.
Удивительно, но софинансирование «Иннокама» федеральным бюджетом, еще только планируемое, некоторым экспертам видится «чрезмерным»: мол, татарстанцы требуют сотни миллиардов рублей «на инновации», а построят обычную инфраструктуру. Но, во-первых, «Иннокам» и не позиционировался как альтернатива «Сколково» или «Роснано». А во-вторых, увеличить за пятилетку на 150 тысяч количество высокопроизводительных рабочих мест в экономически развитой республике и при этом в полтора раза нарастить промышленное производство без инноваций невозможно в принципе.
Комментарий
Ильдар Мингалеев, заместитель министра промышленности и торговли РТ:
– Специфичность развития нефтегазохимического комплекса республики – в замкнутой производственной цепочке от добычи углеводородов до производства конечной продукции. И на каждой стадии этого цикла выпускается инновационная продукция, разрабатываются новые, уникальные технологии, позволяющие нивелировать истощение сырьевой базы углеводородного сырья, расширять ассортимент базовой полимерной продукции, замещать традиционные материалы и комплектующие в автомобилестроении, строительстве, здравоохранении, пищевой отрасли, сельском хозяйстве. В нефтехимическом кластере до 2020 года основными направлениями развития предприятий являются повышение качества выпускаемой продукции, развитие новых рынков, импортозамещение и экспортоориентированность. В числе наиболее значимых проектов – вторая очередь ТАНЕКО и олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима», планируется и строительство газохимического комплекса «Аммоний-2». Будут реализованы проекты и по наиболее импортозависимым направлениям: производству катализаторов, инженерных пластиков и композитов, малотоннажной химии.
Добавить комментарий