На пороге нового класса
C 2012 года в Татарстане реализуется республиканская программа капитального ремонта школ. Сегодня количество отремонтированных объектов приближается к 700.
01 сентября 2016
Успех по законам физики
Из окна школьной столовой ¬виден аккуратный огород гектара на четыре. Овощи и фрукты отсюда отправляются на школьный стол, за огородом ухаживают сами учащиеся. На следующий год здесь ждут урожая яблок - саженцы подарили и посадили родители учеников, сами когда-то учившиеся в средней школе села Наласа в Арском районе. Директор школы Дилюс Мустафин проводит для нас экскурсию. В коридорах пахнет новой мебелью, книгами, мелом и совсем немного – осенью.
Школу в Наласе построили 36 лет назад. В этом году объект включили в республиканскую программу капремонта школ. На выделенные средства, почти 17,5 миллиона рублей, обновили всё – крышу, стены, полы, санузлы (раньше они были на улице), столовую, кабинеты, мастерские, тир (!) и подсобные помещения. Кажется, даже воздух здесь - новый.
Всего в школе 70 учеников, все - из Наласинского сельского поселения. Одиннадцатый класс в прошлом году закончили восемь человек, в этом – трое. Все трое поступили в казанские вузы. Спрашиваю, отчего сокращается количество одиннадцатиклассников. Оказывается, между учёбой в 10-11 классах и поступлением в училища, многие ребята выбирают второе. Поступают в Арский педколледж, Атнинский сельскохозяйственный техникум и другие ссузы. Со сдачей ЕГЭ здесь справляются на «отлично».
По результатам экзаменов по математике в этом году наласинцы заняли среди школ района второе место. По русскому языку - третье (притом, что преподавание здесь ведётся преимущественно на татарском языке). По среднему баллу по этим предметам, а так же по физике, истории и обществознанию наласинская школа обходит средние показатели и по району, и по республике.
- У нас очень хороший коллектив педагогов, - говорит Дилюс Фаритович. - Все 22 преподавателя – с высшим образованием. Пятеро – учителя высшей категории, трое – лауреаты республиканского гранта «Наш лучший учитель» (сам Дилюс Мустафин – обладатель гранта «Наш лучший директор» - прим.ред.). Физику, математику, физкультуру и ОБЖ, кстати, у нас преподают мужчины – стараемся вернуть их в профессию. Зарплата, которую мы предлагаем – 20 – 23 тысячи – для села вполне на уровне. Да и если призвание твоё – учитель, то деньги – фактор второстепенный.
Во дворе Дилюс Фаритович демонстрирует главную гордость школы – два прекрасных огромных цветника, разбитые учителями и сотрудниками школы. В глубине сада, утопая в разноцветье, стоит почти настоящая мельница. Её, как и другие атрибуты школьного двора, сделали родители.
- Мы благодарны руководству республики, района и министерства образования за помощь в капремонте нашей школы. Глава района Ильшат Нуриев подарил брусчатку во двор и кое-что для интерьера актового зала. Выпускники 1991 и 1994 годов - мебель в класс, местный инвестор «Сервис Агро» - ноутбук и телевизор. На славу поработали подрядчики. Сделали больше, чем планировалось в рамках программы.
Но каково будущее сельской школы?
- Всё у нас будет хорошо, алла бирса, - убеждён Дилюс Мустафин. - Каждый год сюда приезжают молодые специалисты, получают жильё по программам. Возвращаются и те, кто когда-то отсюда уехал учиться. На следующий год мы ждём 5-6 первоклашек – не меньше, чем в этом. А ведь селу уже 500 лет! Пока школа жива, и село жить будет.
Прощай, «зелёная школа»!
Зайдя в холл Мамадышской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы поначалу решили, что ошиблись адресом: на центральной стене - огромное количество кубков, грамот и дипломов и фото чемпионов.
Директор школы Мансур Валеев изумления нашего не замечает:
- Ребята – молодцы, что и говорить. Вот Ренат – чемпион России по настольному теннису среди юниоров. Вот Алсу - многократная чемпионка республиканских и российских соревнований по теннису. А Фархат - многократный чемпион Татарстана по армспорту среди юниоров и чемпион мира по гиревому спорту…
Мы проходим по школе: светло, чисто, нарядные кабинеты. - Вы не представляете, как всё это выглядело до ремонта. В этом году у школы юбилей – полвека. Её открыли в 1966 году. Ежегодно нам выделяли некоторые суммы, но их было недостаточно, чтобы отремонтировать всё, что нужно, - рассказывает Мансур Мунавирович. - На 16,5 млн рублей, которые нам выделили по программе в этом году, удалось сделать очень много. Я думал, ребята школу не узнают. Всё тут заменили.
Спасибо подрядчикам нашим, кстати, местным: они отремонтировали не 7 классов, как предполагалось по смете, а 13. Кроме того, «подарили» нам ремонт кровли, облицовку прачечной, ограждение двора. Из окна видны фонтан и замечательный цветник, созданные руками педагогов. - Я пришёл сюда директором 11 лет назад. У меня был уже хороший опыт, но школа – необычная, и дети – необычные. Как быть? Решили развивать параллельно учебное направление, творческое и спортивное. Через два года пошли результаты, - продолжает Мансур Валеев.
Мы заходим в его кабинет, а там – гора кубков, не поместившихся в холле.
- А спорт как-то ребятам помогает потом, в жизни?
- Он им сейчас помогает - не чувствовать себя хуже других. У нас ведь школа 8 типа, то есть самые труднообучаемые детки. Раньше нас дразнили – «смотрите, из «зелёной школы» идут!» - стены раньше были выкрашены зелёным. А теперь наши дети в состав республиканских юниорских сборных входят. И они наравне с обычными детьми. У нас нет спортзала, мы смогли договориться, чтобы ребята ездили к тренерам. Вот уже 8 лет наши девочки – лучшие по району в настольном теннисе. Дети постоянно ездят на соревнования – в 22 городах за последние несколько лет смогли побывать, - рассказывает Мансур Мунавирович. – А кроме того, они начинают лучше учиться. У нас был мальчик – в группе глубокой задержки развития. Стал понемногу заниматься настольным теннисом. Перешёл в среднюю, потом – в лёгкую. А по настольному теннису – чемпион. Это же совсем другая жизнь…
Творчество – тоже стимул, тоже возможность, убеждён Мансур Валеев. Воспитанники школы ежегодно становятся лауреатами республиканского конкурса музыки и искусств среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы всё можем!».
Но что же потом, после школы?
- Наша первоочередная задача – помочь им максимально социализироваться, освоить специальность, которая позволит им жить самостоятельно, зарабатывать. У нас заключен договор с мамадышским политехническим колледжем, и наши ребята ещё в школе начинают осваивать профессию «штукатур-маляр», - рассказывает Дания Фахрутдинова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Потом заканчивают колледж по специальности. В своём деле, они, кстати, отличные специалисты, потому что могут долго и добросовестно работать. Наши выпускники сейчас заняты на разных стройках страны, и в Казани, и в Москве.
Уже прощаясь с нами, директор заметил, что в коллективе школы остаются только те, кто предан своей профессии и способен искренне понять и полюбить каждого ребёнка. Ложь и слабость эти дети чувствуют сразу, поэтому случайные люди здесь не задерживаются. Самая большая мечта Мансура Мунавировича – реализовать проект, на который уже получено согласие министерства образования Татарстана: вместо двух старых деревянных корпусов рядом со школой построить двухэтажное здание со спальнями, мастерскими и собственным спортзалом. Ведь спорт здесь и вправду – жизнь.
Добавить комментарий