
Каюм Насыри в бронзе, в камне, в памяти...
Новатор, реформатор, один из первопроходцев в науке, литературе, просвещении... – всё это Каюм Насыри. Его наследие – более 60 научных трудов, богатейшее литературное творчество. В этом году мы отмечаем 200‑летие выдающегося учёного-просветителя.
10 марта 2025
Область его познаний и интересов была удивительно широка: химия, медицина, фармацевтика, математика, фольклор, география, педагогика, естествознание, история, языкознание, литература, религия, кулинария. С десятилетиями мы всё яснее осознаём, что Насыри не просто намного опередил своё время, он заклады- вал прочный фундамент будущего. Учёный, педагог, наставник большую часть своей жизни посвятил детям.
ПАМЯТНАЯ МОНЕТА К 200‑ЛЕТИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЯ
Шаджаре Каюма Насыри, бережно сохраняемое в казанском музее, свидетельствует: его род известен с эпохи булгарских ханов. Неслучайно учёный подписывался псевдонимами «аль-Шырдани», «аль-Болгари». Впитав историю тюрков-татар с молоком матери, он пытался донести её до нас не в виде набора мёртвых фактов о давно ушедшем. Его осмысление событий минувших веков – это уроки для будущих поколений.
К 150‑летию со дня рождения «Каюм бабая» в стране были выпущены почтовые марки и конверты. К 200‑летию учёного в России отчеканена памятная монета.
– Для того чтобы изображение Каюма Насыри на монете соответствовало образу учёного, сложившемуся в народе, в то же время исторически достоверному, мы пригласили экспертов, учли их мнения, – рассказала Ирада Аюпова, министр культуры РТ.
15 января на коллегии министерства культуры республики монету презентовали общественности.
А ЧТО В МУЗЕЯХ?
В Казани в Старо-Татарской слободе, на улице Парижской Коммуны, есть музей Каюма Насыри. Это историческое место, здесь некогда шумел знаменитый Сенной базар. Здесь Насыри писал свои труды, учительствовал, на этих улицах и в судьбах здешних жителей оставил свой след.
Дом-музей – точная копия того дома, в котором жил Каюм Насыри, он воссоздан на старом фундаменте после пожара, случившегося в 1979 году. Дом в 50–60-е годы XIX века построил родственник учёного – Мухамметбадиг Хасанов (у Насыри в Казани никогда не было своего жилья), здесь он провёл последние годы своей жизни. Мухам-метбадиг Хасанов был азанче в Ак мечети (сегодя мечеть «Галия»).
Пересекающая всю Старо-Татарскую слободу улица сегодня носит имя Каюма Насыри. В этом месте с давних времён селилась татарская элита, богатые торговцы, представители духовенства.
Ещё один музей Насыри – на его родине, в Малых Ширданах. Этот музей-библиотека был открыт к 196‑летию учёного-просветителя. Его открытием мы обязаны местному энтузиасту Асие Губайдуллиной. Здесь также сохранилась построенная в начале ХХ века мечеть – Каюм Насыри принимал участие в её строительстве. Ширданцы прилагают немало усилий для того, чтобы на родине Насыри память о нём жила. Родник, из которого пил Каюм Насыри, 500-летний вяз, древний «Колодец Каюма», историческая мечеть... – всё это здесь бережно сохраняется.
СТО КОРАНОВ ДЕДА
Габделкаюм Габденнасыр улы Насыров родился 2 (14) февраля 1825 года в Свияжском уезде Казанской губернии, в деревне Верхние Ширданы. Отец и дед были глубоко религиозными людьми. Дед переписывал от руки Священную книгу, его перу принадлежали более ста рукописных копий Корана. Дед и отец вошли в историю как создатели учебников и пособий по арабскому языку. Начальные знания Каюм получил от отца. А когда юноше исполнилось 16 лет, его отправили учиться в известное казанское медресе Сагита. Здесь Каюм получает религиозные знания, овладевает арабским и фарси, а светские науки изучает в медресе «Мухаммадия».
Отец и дед Каюма хорошо знали русский язык, поскольку вели дела с Москвой, естественно, что и Каюм владел им с детства. Повзрослев, занявшись наукой, Каюм Насыри свободно и много общался с русскими. В слободе его уважали, но доводы о том, что русский язык нужно обязательно знать, принимали далеко не все. А привычка Насыри одеваться «как русские» многих и вовсе раздражала.
ПОРТРЕТ УЧЁНОГО И ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫХ НЕТ
В музее на письменном столе учёного, помимо рукописей, посетители видят кубыз и курай. На стене висят скрипка и мандолина. Оставленные современниками Насыри воспоминания свидетельствуют: он умел играть на музыкальных инструментах, любил и ценил хорошую музыку.
Говорят, Каюм Насыри был слеп на один глаз, а другой его глаз немного косил. Но всё это, не исключено, домыслы. Дело в том, что не сохранилось ни одной фотографии Каюма Насыри. Зато остались воспоминания современников о том, что по казанским улицам он всегда ходил опрятно, даже модно одетым.
В 1944 году комиссия по подготовке юбилея Насыри заказала художнику Байназару Альменову написать портрет учёного. Чтобы он получился исторически достоверным, позировать пригласили родственника, который, как предполагалось, был похож на Каюма. После того как портрет был готов, его показали людям, которые ещё помнили Насыри. Они подтвердили: «Похож!» Говорят, один из учеников учёного даже воскликнул: «Невероятно, это же Каюм абзый!»
ШКОЛА ЕГО ЖИЗНИ
После пятнадцати лет обучения в медресе Каюм продолжает своё образование – посещает лекции в Казанском университете в качестве вольного слушателя. В медресе он получает глубокие знания в области тюрко-мусульманской культуры, цивилизации Востока, её философии, а в университете, общаясь с русскими учёными, открывает для себя двери европейского мира.
В 1855 году его приглашают преподавать татарский язык в Казанское духовное училище и Казанскую духовную семинарию, где он работает до 1871 года. После этого открывает собственную школу, чтобы обучать детей‑татар русскому языку. Насыри был педагогом требовательным и принципиальным. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы: при десятибалльной системе оценок даже своим лучшим ученикам он не ставил больше 8 баллов. В 1876 году из‑за разногласий в методах преподавания с инспектором татарских, башкирских, казахских школ Казанского учебного округа Василием Радловым Каюм Насыри покидает школу.
ОТ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭТНОГРАФИИ ДО ЛИТЬЯ ЗЕРКАЛ
Теперь он посвящает себя литературному творчеству и науке. В эти годы Насыри создаёт свои лучшие произведения. Даёт частные уроки, переводит с татарского на русский язык документы, живёт на деньги от продаваемых книг. Вносит серьёзный вклад в различные области гуманитарных наук, закладывает основы современного татарского литературного языка.
А в сборнике Казанского общества археологии, истории и этнографии Насыри публикует статьи на русском языке по татарской этнографии. О трудах Насыри в то время в русской печати пишут самые авторитетные учёные того времени.
Как он всё это успевал?! По воспоминаниям современников, Насыри умел очень чётко планировать и организовывать своё рабочее время. Умело сочетал умственную и физическую деятельность.
Насыри владел семьюдесятью ремёслами: переплетал книги, отливал зеркала, был хорошим столяром и плотником, делал крахмал, был специалистом в кулинарии и народной медицине, замечательно разбирался в лекарственных травах. Обо всём этом он в своих трудах и особенно в своих календарях старался рассказать народу.
В старости, будучи парализованным, Насыри придумал для себя специальные приспособления и лечебные процедуры. Использовал для этого, в частности, электрический ток. Через какое‑то время смог встать на ноги.
УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ТРАВЫ ОТ СТА БОЛЕЗНЕЙ
Чтобы упростить язык, избавить его от арабских и персидских заимствований, Насыри находит и внедряет в оборот новые слова: «сан» (число), «кушу» (сложение), «аеру» (вычитание). Закладывает основы учебников и методологии преподавания на татарском языке математики и других предметов. Со временем литература и наука станут простому народу ближе и понятнее: в начале ХХ века начатое Каюмом Насыри продолжат учёные – его последователи.
Учёный оставил после себя описания 192 лекарственных растений, их использования для лечения 155 разных болезней. В казанском музее Насыри, кстати, и сегодня выращивают лекарственные растения. Эти и другие труды просветителя вместе с издававшимися им календарями, по сути, первая национальная энциклопедия. Поэтому мы считаем, что именно Насыри заложил фундамент для будущих татарских энциклопедий.
ФОЛЬКЛОР И «АБУГАЛИСИНА»
Каюм Насыри – первый татарский этнограф. Он не только собирает обычаи, обряды, легенды тюрко-татарского мира, но и анализирует, классифицирует собранный фольклор. Опираясь на собранный им богатейший материал, в 1910 году Яков Коблов публикует работу «Мифология казанских татар». Сколько бы ни было исследований в данной сфере, мы и сегодня обращаемся к трудам Насыри, потому что он смог сохранить до нас по-настоящему аутентичное.
Один из выдающихся учёных исламского мира в истории, врачеватель и философ Авиценна (Абугалисина) благодаря Каюму Насыри стал одним из самых любимых героев татарского мира. Пожалуй, нет ни одного татарского ребёнка, который не знал бы повесть про Абугалисину. Насыри написал её на основе восточных легенд и произведений, адаптировав к нашей жизни. Повесть деятилетия ходила в народе в списках, в виде эпического сказания распространялась на разных языках.
Добавить комментарий