Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
КАЮМ НАСЫРИ. НАСЛЕДНИКИ

КАЮМ НАСЫРИ. НАСЛЕДНИКИ

О школе №80, что располагается на казанской улице Татарстан возле музея Каюма Насыри, многие знают. Во-первых, она знаменита своими известными выпускниками: Тагир Якупов, Ладимер Иванов, Лена Шакирзянова, Рада Нигматуллина, Булат Хамидуллин... Во- вторых, вот уже несколько лет она носит имя Каюма Насыри, продолжает его традиции, очень многое делает для увековечивания его наследия. В-третьих, успехи школы, её активная деятельность прямо связаны с настоящим энтузиастом своего дела – Робертом Мансуровым.

10 марта 2025

РОБЕРТ МИЯССАРОВИЧ МАНСУРОВ
родился 3 мая 1958 года в селе Ятмас Дусай Кукморского района. Школу окончил в селе Нижний Таканыш Мамадышского района. В 1976–1979 годы служил в ВМФ, старшина первой статьи. В 1984 году окончил Казанский государственный педагогический институт. В вузе возглавлял студенческий строительный отряд «Юность», участник Всесоюзной ударной комсомольской стройки в городе Стрежевой. Посвятил себя школе, стаж работы в системе просвещения – 45 лет. С 1984 года прошёл путь от учителя до директора школы, руководителя управления образования. С 1988 по 2017 год работал начальником управления образования Кукморского муниципального района. С 2017 по 2020 год – заместитель председателя исполкома района – руководитель управления образования. С 2021 года – директор казанской школы №80.

В КАЗАНЬ, В КАЗАНЬ…

Четыре с лишним десятилетия… Несколько поколений выпускников и бессонные ночи, общение, иногда споры с родителями, успехи и огорчения – для педагога и руководителя прожитые годы были на редкость насыщенными, вобрали в себя очень многое.

В Казань Роберт Мияссарович переехал, имея за плечами не только успехи и радости. Коронавирусная атака не обошла стороной и его семью: он потерял Розалию – супругу и единомышленницу, тоже замечательного педагога.

– С тех пор как поженились, мы были друг другу надеждой и опорой – поровну делили успехи и неудачи, советовались и помогали друг другу. Не могли даже представить, что может быть по-другому. Прожитые в Кукморе счастливые годы всё время в памяти, – говорит Роберт Мияссарович.

Единственный способ как‑то справиться с этой потерей был один – работать, работать и работать...

Одна из дочерей – в Зеленодольске, другая – в Казани. Роберт Мияссарович тоже думает поехать в Казань, найти в себе силы продолжить трудиться на ниве просвещения. Когда узнаёт о том, что в восьмидесятой школе открыта вакансия, принимает решение.

Решиться на переезд несложно, а вот приехать с новыми идеями, планами и быть готовым увлечь ими незнакомых людей, зажечь – на это способен далеко не каждый. Но его жизненный и трудовой путь – действительно путь подвижника. Здесь, наверное, не последнюю роль сыграли гены и воспитание. Отец, Миассар Мансурович, – заслуженный строитель России и Татарстана, кавалер четырёх орденов, мать – Нажия Гаяновна – своми мудрыми советами с детства готовила его к настоящему служению своему народу:

– Она делала всё, чтобы дети вы- росли честными, трудолюбивыми, чтобы имели цель в жизни. И научила нас с великим уважением относиться к тяжёлому, но благородному учительскому труду, – говорит он. – Поэтому я решил стать педагогом. Ещё в том, что я пришёл в систему школьного образования, большую роль сыграл мой легендарный учитель Харис Вагапов, директор школы в селе Березняк.

КУКМОР. СТАНОВЛЕНИЕ

Сохранению и развитию образовательных учреждений в Кукморе, укомплектованию их хорошими педагогическими кадрами, укреплению материально-технической базы Роберт Мияссарович отдал немало сил. В бытность его работы руководителем районного управления образования в учебный и воспитательный процесс внедряется регионально-национальный компонент. В районе одними из первых в республике начали осваивать информационные технологии.

Когда в сфере просвещения республики проходила памятная оптимизация, в Кукморском районе смогли сохранить все учреждения образования. Благодаря этому в районе с многонациональным населением удалось сохранить целостность образовательного процесса, не нанести ему непоправимый вред. Ведь хорошо известно: если нет школы, если дети вынуждены уезжать учиться, село начинает умирать на глазах. В районе же, как и прежде, продолжают работать школы в татарских, русских, удмуртских, марийских сёлах, здесь продолжают жить в своём ритме. А молодёжь потихоньку возвращается в родные места.

В годы, когда Роберт Мияссарович возглавлял районную систему образования, здесь сдали в эксплуатацию 50 зданий, причём в 95% из них выполнили капитальный ремонт и реконструкцию, помимо этого, вошли в строй 16 новых учреждений образования. Это и средняя школа, и гимназии, и профессиональные лицеи, и колледжи, комплексы «детский сад – школа», школы с углублённым изучением отдельных предметов, спецшколы, учреждения дополнительного образования, образовательные центры.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСОТЫ

В 2018 году Кукморский муниципальный район первым в республике был удостоен ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». В этом есть и заслуга педагогических коллективов, учителей, руководителей, всей районной системы образования. В 2018 году за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие системы образования указом Президента РТ Роберт Мансуров был награждён медалью «За доблестный труд». Это только одна из наград, которых он удостоен. Среди них – нагрудный знак «Отличник народного образования», звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», медаль «В память 1000‑летия Казани», звание лауреата премии имени Каюма Насыри, знак «Отличник народного просвещения РСФСР», медаль «За заслуги перед Кукморским муниципальным районом», почётное звание «Почётныйтгражданин Кукморского муниципального района» и др.

Педагогическую работу Роберт Мияссарович совмещает с научной деятельностью. Будучи всё время в творческом поиске, он поддерживает и научные устремления районных учителей, поощряет инициативу. Многие его начинания находят отклик на разных уровнях – от районного до федерального. Проводятся учебно-методические семинары, симпозиумы, научно-практические конференции, круглые столы, анализируются результаты экспериментов. Сотрудничеству с федеральными и республиканскими авторитетными учебными заведениями, повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров в Кукморском районе уделяется большое внимание.

Роберт Мияссарович становится членом-корреспондентом Российской академии естественных наук по секции «Проблемы устойчивого роста России», он также научный секретарь татарстанского отделения академии. Авторитетный педагог, чьи методические разработки и находки представляют большой практический интерес, Роберт Мияссарович щедро делится своим опытом. Его статьи регулярно выходят в федеральных и республиканских изданиях. Мансуров охотно общается с журналистами, делится с ними своими идеями и мыслями.

С 1988 года Роберт Мияссарович заместитель председателя районной комиссии по работе с несовершеннолетними. При его активном участии проходят профилактические мероприятия, количество правонарушений среди детей и подростков заметно снижается. Общаясь с ними, он побуждает их задуматься, ни одну судьбу не оставляет без внимания.

ВЫСОКОЕ ИМЯ – ВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ

Ещё одна важная веха – 19 августа 2021 года казанская школа №80 получает имя Каюма Насыри. В 2022 году усилиями нового директора здесь устанавливается памятник выдающемуся просветителю.

Сегодня здесь изучают и активно используют наследие Каюма Насыри – с 2022 года в школе проходят научно-практические конференции «Насыйри укулары», эколого-географические конференции. В этих конференциях принимают участие, общаются, дискутируют ученики и преподаватели вузов, учёные, здесь не только оценивают проделанные работы, но и определяют их дальнейшую судьбу. Так на школьной территории образуется своего рода центр Каюма Насыри.

Каждый год в школе проходят республиканские соревнования «Каюм-батыр» по национальной борьбе, школьный Сабантуй, а также впервые организованный ещё в Кукморе турнир «БалаSKILS». Вместе со Всемирным конгрессом татар и обществом «Ак калфак» здесь был организован и с успехом прошёл городской конкурс «Татар малае – 2022». Эстетическому воспитанию детей способствовали и 19 выставок российских и татарстанских художников, посвящённые Старо-Татаской слободе и истории школы.

Силами Роберта Мияссаровича и коллектива расширяется школьный музейный комплекс, укрепляется его научная база. 80‑я школа сегодня известна не только в Казани, но и во всей республике, её ценят. Здесь продолжают дело Каюма Насыри.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ – ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

По уставу школа №80 имени Каюма Насыри – русско-татарская средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов, бюджетное учреждение, – поясняет Роберт Мансуров. – Здесь учатся дети из близлежащих к нам микрорайонов Вахитовского района. Большинство – татары (58%) и русские (24%) и ещё представители около двадцати национальностей. Это азербайджанцы, узбеки, таджики, киргизы, арабы, китайцы, вьетнамцы. Дети хорошо понимают, в какой школе они учатся, кем был Насыри, чьи традиции они продолжают.

Результаты налицо: как только заходишь в школу, тебя приветствуют на татарском, дети разных национальностей поют татарские песни, знают национальных героев, культуру, литературу. Работающая здесь воскресная школа тоже помогает детям различных национальностей ближе узнать татарскую культуру. Важно подчеркнуть, что делается всё это разумно, не в ущерб их национальной самобытности, не в противовес. Здесь в детях воспитывают уважение к каждой нации, к каждому народу.

– Чтобы этот дом знаний стал таким, какой он есть сейчас, республиканское руководство приложило немало усилий, мы очень благодарны, ценим это и чувствуем свою ответственность за результат, – говорит Роберт Мияссарович. – Спасибо руководству республики, Министерству образования Татарстана, городскому управлению образования за большую помощь. Для нас это стимул работать ещё лучше и качественнее.

Впереди у коллектива новые планы, ещё более серьёзные. И пусть они сбудутся!

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: