Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
А был ли Ярослав мудрым?

А был ли Ярослав мудрым?

Директор набережночелнинской средней общеобразовательной школы №56 Рамзия Зайнуллина о том, почему «обычная» школа – не значит плохая.

05 сентября 2016

Я часто говорю родителям: «Бойтесь равнодушных учителей». И радуйтесь, если вашего ребенка упорно спрашивали на уроке, назначили дополнительную консультацию и отругали, если он на нее не пришел…  Безучастное отношение к ученику – одна из основ неуспеваемости. Знаете, мы не должны равняться в своей работе на какой-то «рыночный тренд». Учитель – это призвание, образ жизни. И что бы там не говорили, миссия его выполнима, а социальная значимость – высока.
«Обычная» школа – не значит плохая. За нас говорят рейтинги. Например, наш средний балл ЕГЭ по русскому языку – 82. Независимо от того, как называется школа – лицей, гимназия или общеобразовательная – она должна качественно работать, способствовать успешности каждого ученика. Каждого – ключевое слово. А задача родителей, прежде чем отдать ребенка учиться, – разглядеть, в какой области раскрываются его способности: в спорте, точных или гуманитарных науках. А, может быть, у него талант организатора? Хуже, когда ребенка отдают в специализированный лицей лишь для того, чтобы потом с важностью рассказывать об этом.
В своей школе мы реализуем федеральные государственные образовательные стандарты. В основе нашей системы лежит технология деятельностного метода обучения. Это когда ребенок обретает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Проще говоря: сам сделал – сам получил результат. Этот подход стоит на таких «китах», как проектная и учебно-исследовательская деятельность (умение добывать новые знания), применение информационно-коммуникационных технологий, а также уровневый подход. Последнее особенно важно, потому что дети, которые приходят к нам в школу, очень разные по своим способностям и умению усваивать новый материал. Одним будет неинтересно выполнять простые задания, другим – именно с них и нужно начинать. Не для того, чтобы быть причисленным к слабым, а, чтобы постепенно перейти от простого к сложному.
Задумайтесь, а был ли на самом деле Ярослав мудрым? Может быть это прозвище дали в угоду ему самому – правителю? В ответ на такую «провокацию» ребята начинают искать варианты, приводить свои аргументы – иными словами, мыслить. Создать на уроке такую учебную ситуацию – еще один важный элемент нашей системы.
Считаю, что мы идем по пути улучшения образования. Появляется столько возможностей! Взять хотя бы «Электронное образование». Мы были одной из первых школ, в которой республика апробировала эту программу. Более того, сегодня мы плотно интегрированы в сообщество учителей в виртуальном мире – общаемся с ведущими российскими и зарубежными специалистами. Разве это не подспорье? Наши учителя проходят обучение в Российской академии образования, Высшей школе экономики, Институте развития образования РТ… Школе отпущены деньги на повышение квалификации, а, значит, есть возможность совершенствоваться, применять в своей работе самые лучшие методики. Например, элементы той же сингапурской системы! Никто этого не запрещает.
К ЕГЭ я отношусь положительно. Это одна из форм независимой оценки качества образования. Считаю, что на каждом этапе мы должны вводить свою внутреннюю систему оценки и не заниматься очковтирательством, мол, «три пишем, два в уме». Ребенок должен знать свои реальные результаты, стремиться их улучшить, а наша задача – ему в этом помочь. Помочь – не значит «натаскивать». Мне это слово очень не нравится, да и не отражает оно суть процесса. Мы учим писать сочинения, находить различные варианты аргументации «за» и «против», участвовать в олимпиадах, готовиться к конкурсам – развиваем всесторонне. Мы учим их жить, переводим на другой уровень развития. И, поверьте, если вдруг завтра вернут наши «советские» экзамены, дети смогут их сдать. Это же только форма! Было время – не могу назвать его провальным – мы выполняли другие требования. Но сегодня, я считаю, в вопросах качества мы снова встали на рельсы добротного советского образования.
Слышу, как бабушки во дворе ругают современных детей. Мол, в школе одни хулиганы. «Разве хулиганы? - спрашиваю. – По мне – так великолепные ребята!». Вот так часто и бывает: по выходке одного сорванца судят обо всех. Сегодня школа должна дать всем качественное образование, а вот успешность у каждого своя. Но горизонты открыты, и позитивных примеров огромное множество. Так, в этом году нашего выпускника МГУ пригласил на пять факультетов! Антон Поздеев стал известен после международной олимпиады по робототехнике в Катаре, где российская сборная с его участием заняла призовые места. А ведь все начиналось с обычной школы.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: