Почему мушкетёров – четверо, или На чём держится боевая мужская дружба
Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», о том, на чём держится боевая мужская дружба.
04 марта 2019
«А почему так часто в произведениях литературы и искусства мужчины дружат по четверо?» – спросили у меня. Задумался. Действительно ведь: три мушкетёра – удивительное название, на деле их четыре с Д’Артаньяном. «Четыре танкиста и собака», «Ирония судьбы», «О чём говорят мужчины»…
Первое, что приходит в голову, – основных-то темпераментов тоже четыре. Сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Вот и создаётся у писателя соблазн создать компанию, а подчас – команду, в которой были бы собраны все позитивные, полезные качества разных людей, они бы преобладали, а отрицательные – уравновешивались. Давайте с этой стороны посмотрим на тех же трёх мушкетёров. До появления сангвинического гасконца компашка была неполная: мечтательный и меланхоличный Арамис, хранящий внутри душевную бурю Атос, увалень Портос… И тут появляется тот, кто превращает виноградный сок в вино, закручивает интригу, постоянно нуждается в поддержке – но и сам готов поддержать друга без раздумий и калькулятора…
Из собственных наблюдений, а не из Дюма, могу сказать, что волшебное совпадение человеческих и профессиональных качеств случалось и в моей личной практике. Один очень важный проект мы делали вчетвером – и там всё опять срослось. Думаю, мы успели с подвесками – в газетно-журналистском плане. Промолчу про свои качества. Но среди нас был упрямый проводник неких канонов. Взрывотехник, впрочем, скорее, буровик, творчески продвигавший наш земснаряд вперёд. Добродушный мастер, готовый десяток раз в любую полночь переделать начатое, если это казалось нам нужным и верным. Нас в сердцевине было четверо – не в обиду тем, кто ещё помогал, а особенно – не мешал.
Что касается танкистов, то в легендарном Т‑34 конструкцией и уставом предусмотрен экипаж из четырёх человек. Ни больше ни меньше. Ничего не попишешь. Командир, механик-водитель, командир башни, радиотелеграфист-пулемётчик. И обратите внимание, как формируется кинематографический экипаж в новом фильме, который бьёт все рекорды посещаемости наших кинозалов. Есть несомненный заводила отечественного отлива, не знающий ни страха, ни упрёка, есть основательный и безотказный опорный, без которого не полетишь, не поедешь, не победишь, есть безрассудный, но фартовый и есть тихий, с душой и иконой, который вынесет с Божьей помощью там, где материальный ресурс покажется исчерпанным.
Кино – оно, конечно, не жизнь, но схватывает иногда самую суть. В мужском коллективе, который редко успешен, если не пронизан искренними чувствами (не обязательно, кх-м, нежной дружбы), не может быть четырёх начальников. Это конец света! Какая дружба! Тут два начальника, а это типичная ситуация в газетном, скажем, деле, где гендиректор схлёстывается с главредом, могут принести хаос и разрушение изданию и коллективу! Но и четыре добродушных демпфера, о которые разбиваются в мелкую морось любые штормовые волны, – беда не меньшая.
Тут ведь дело какое… Это ведь только кажется, что в «Иронии судьбы» по сюжету дело трёх остальных друзей – разлить до краёв и помахать уезжающему в Ленинград Жене Лукашину. Кто‑то из друзей должен был угадать зов судьбы. Кто‑то – довести дело до посадки пассажира на рейс. Не будь у Мягкова Ширвиндта, Буркова и Белявского – не видать ему прекрасной полячки Барбары Брыльской как своих ушей! Ну представьте, что вместо этих московских офисных молодцов Рязанов по старой памяти приглашает Никулина, Моргунова и Вицина. Страшно подумать, как развивался бы сюжет и куда прилетел бы Шурик… вернее, Женя.
Ну и вот ещё о чём. О судьбе другого прекрасного и доброго польского фильма «Четыре танкиста и собака». Там тоже вполне были выдержаны мужские типажи. В том числе и Саакашвили – такова фамилия механика-водителя. Он по фильму устаёт объяснять, где находится Грузия, выбирает себе родиной небольшой польский городок и вообще – комический персонаж на фоне более героических друзей. Все три сезона (конец шестидесятых – начало семидесятых) сериал бил рекорды, в него играли дети – и с теплотой, выросши, вспоминают его и в России, и в Польше. А вот современные политики фильм запретили, хотят совсем вычеркнуть из истории и его, и боевую мужскую дружбу.
А я, пожалуй, его пересмотрю. И другие важные для меня фильмы. Что‑то мне подсказывает, что друзей в этом вопросе у меня будет побольше четырёх.
Добавить комментарий