Как отцам и детям понять друг друга
Гузель Хисматуллина, директор тренинговой компании «Тимсофт», о том, как отцам и детям понять друг друга
25 февраля 2019
В то время я была школьным психологом. И классным руководителем. В классе, где было 20 мальчиков и 11 девочек. Мальчишеский класс – со своими разборками, переживаниями, драками и влюблённостями. Наступил у моих мальчиков период взросления. «Вытащила» одного мальчика из гормонального невроза, другого – из депрессии и решила: надо что‑то делать.
Собрала пап, чтобы научить их разговаривать с сыновьями на самые разные темы. Говорила про доверие, про то, как начать разговор и как важно, чтобы мальчики знали: с папой можно поговорить на любую тему. Всё разъяснила, даже шпаргалки специальные раздала. Закончилось собрание, сижу в своём кабинете. Вдруг раздаётся тихий стук, открываю – а там все «мои» папы выстроились. И самый главный говорит: «Гузель Фаатовна! Вы так хорошо говорили, так правильно! Так, может, и с мальчиками вы поговорите?» А папы за его спиной дружно кивают.
Сейчас я бизнес-тренер, веду тренинги для руководителей, чаще всего это те самые мальчишки, которые выросли, стали мудрее, в чём‑то остепенились. И сами они уже папы.
Приходит один из них и спрашивает:
– Как с сыном-подростком общий язык найти?
– Совместные увлечения с возможностью поговорить…
– Не работает. Мы вот недавно на сплав с ним отправились, намучались, он из телефона не вылезал, только хуже всё стало.
– А почему на сплав? Это ваше увлечение?
– Да что вы! Я и сам‑то на сплав первый раз пошёл.
– А зачем?
– Чтобы в экстремальных условиях сблизиться.
– И как?
– Плохо. Погода была ужасная, а отношения ещё хуже стали.
– Конечно, вполне ожидаемо. Если бы вы обожали сплавы, получали огромное удовольствие от приключения, возможно, и сын бы втянулся, глядя на то, как папа счастлив. А тут – два несчастных человека, один из которых пытается подружиться с другим.
У папы всегда особая роль. Мамы – заботятся, волнуются, суетятся, всегда рядом, наставляют, беспокоятся, успевают отругать и приласкать. А вот папа…
Помню свой выпускной. 3 часа ночи, без родителей, ощущение свободы зашкаливает. Но в какой‑то момент настигла вселенская выпускная тоска. Сижу на лавочке, жду рассвета, вдруг рядом оказывается папа: «Поговорим?»
Никогда больше в жизни мы так не разговаривали. Честно, глубоко, обо всём. Этот разговор со мной навсегда. Именно его вспоминаю каждый раз, когда нелегко. Вспоминаю – и силы появляются, уверенность, спокойствие.
Общаюсь с друзьями – почти у каждого был этот особый разговор с отцом, один на один.
И одного разговора достаточно.
Папа – для того, чтобы однажды оказаться рядом.
Иллюстрация: картина «Отец и сын», Лютз Баар
Добавить комментарий